Пожалуй, Скотт Шмидт, несущий на голове двухметровые листы фанеры по улочкам Бира, являл собой довольно необычное зрелище для этого городка на севере Индии. Фанеру Шмидт, художник выставок Смитсоновского центра, заказал у местного плотника, а нес он ее в буддийский институт. «Я очень торопился, - сказал Шмидт. – Наверное, я нарушил все представления о том, как должен вести себя западный человек в индийской деревне».
Шмидт помогал 30 тибетским монахам в планировании и создании двуязычной научной выставки «Мир наших ощущений», которая проводилась в ноябре этого года в культурном центре «India Habitat Center» в Нью-Дели.
Фанера нужна была для создания выставочных панелей. Шмидт не зря трудился и нагружал голову. Выставку, представлявшую западный и буддистский взгляды на пять чувств человека, на открытии которой побывал сам Далай-лама, за пять дней посетили сотни посетителей. Планируется, что в будущем году выставка отправится в турне по Индии, и, возможно, даже побывает в Смитсоновском центре в Соединенных Штатах.
Эта выставка стала еще одним событием в рамках начавшейся по инициативе Далай-ламы десять лет назад программы обучения тибетских монахов основам западных научных дисциплин. В 2001 Библиотека тибетских трудов и архивов в Дхарамсале, городе на севере Индии, ставшем вторым домом для Далай-ламы в изгнании, совместно с американским фондом «Sager Family Foundation» начали приглашать в Индию западных ученых и преподавателей для обучения тибетских монахов. В Индии проживают около 120 тысяч тибетцев, это самая крупная тибетская диаспора за пределами Тибета.
После десятилетия работы программы «Наука для монахов», в рамках которой велось обучение, и проходили различные семинары, выставка стала следующим шагом в диалоге монахов с наукой, рассказывает геше Лхакдор, директор Библиотеки тибетских трудов и архивов.
В Смитсоновском центре привыкли работать с самым разными сообществами, однако же, выставка «Мир наших ощущений» оказалась совершенно особым проектом, который погрузил сотрудников центра в культуру, далекую от привычной атмосферы вашингтонских музеев. Уникальной выставку сделал ее межкультурный, междисципланрный характер, сочетание науки, философии и искусства (выставочные панели оформлял тибетский тханкописец).
Духовный лидер тибетцев, который, как известно, с детства любил возиться с часами и разными механизмами, давно уже является поклонником науки. Далай-лама считает, что научные и буддийский методы исследования дополняют друг друга в стремлении к единой великой цели, постижению истины. Он уверен, что современное образование жизненно необходимо для выживания тибетской культуры.
В Индии тибетские дети изучают естественные науки в школе, а вот программа обучения тибетских монахов и монахинь практически не изменялась веками. До недавнего времени тибетские монахи не изучали наук вовсе. И вот в последние десять лет некоторые монахи прошли интенсивный курс, включающий самые разные предметы от космологии до нейрологии.
В рамках программы «Наука для монахов» группа геше (монахов, обладающих ученой степенью, аналогичной американской степени PhD, доктор наук) из разных монастырей в Индии посещала двухгодичные семинары ученых и преподавателей из Калифорнийского университета в Беркли, Университета Аризоны, «Эксплораториума» Сан-Франциско, а с недавних пор и из Смитсоновского института. Финансирует программу филантроп из Бостона Бобби Сейгер.
На вставке в Нью-Дели индийцы, тибетцы и иностранные посетители внимательно рассматривали панели двухметровой высоты, на которых цветные анатомические картинки перемежались с изображениями танцующих буддийских божеств, написанных тибетским художником. Монахи в красных одеяниях на английском и тибетском языке объясняли посетителям, как звуковые волны вибрируют во внутреннем ухе, и рассказывали о буддийских концепция восприятия ощущений.
В результате лихорадочных усилий за шесть месяцев удалось сделать то, что по профессиональным стандартам должно было бы занять год, и выставка получилась совершенно великолепной. С декабря 2009 и до самого открытия сотрудники Смитсоновского центра по очереди приезжали из Вашингтона в Индию в двухнедельные командировки, чтобы вместе с монахами искать идеи, разрабатывать концепцию, выполнять и монтировать выставочные стенды.
Стефани Норби, директор Смитсоновского образовательного, научного и музейного центра, помогла монахам провести в июне научную ярмарку, которая стала предвестником выставки. «Мы в целом рассказали монахам, что и как можно сделать, но все же старались, чтобы они все делали сами. Мы хотели, чтобы это была их выставка», - говорит Стефани Норби.
Междисциплинарный характер выставки стал еще более явным, когда монахи решили, что выставочные панели нужно расписать подобно тханкам. Тханки это вид традиционной тибетской религиозной живописи, обычно на них изображены Будды и божества, но никак не анатомия человека. В итоге, посетители с изумлением взирали на гигантское изображение мозга, выполненное плавными мазками, напоминающими течение воды, и кровеносные сосуды глазного яблока, наводящие на мысли об изящном переплетении древесных корней.
«Я работаю с учеными и монахами вот уже десять лет, но впервые результат работы получился такого высокого эстетического качества», - признается Брайс Джонсон, директор программы «Наука для монахов». «Увидеть красоту на стыке науки и буддизма, это поистине уникальное впечатление».
Скотт Шмидт, специалист по выставкам в Смитсоновском центре, в этом году приезжал в Индию дважды – в мае и в ноябре. После майской поездки наброски рисунков и текстов, сделанные монахами, отправили Трэйси Спайнале, менеджеру программ в Смитсоновском центре, и художнику-оформителю Даррену Миллигану в Вашингтон. В их задачу входило создать видеоряд в смитсоновском стиле, объясняющий буддистский и западный взгляд на науку.
Уместить пояснение, что такое фотоны или микроворсинки в несколько параграфов английского и тибетского текстов, задача не из легких. Еще сложнее проделать то же самое с метафизическими буддийскими концепциями. Например, с точки зрения буддизма для функционирования зрительного восприятия необходимы «объективное условие, доминирующее условие и предшествующее условие». Также в соответствии с тибетскими буддийскими текстами существует шесть видов вкуса в зависимости от «преобладания двух из четырех элементов: земли, воды, огня и ветра».
Если иллюстрации для западных разделов базировались в основном на картинках из учебников, то для буддистской секции пришлось разрабатывать совершенно новый видеоряд для понятий, которые прежде никогда не иллюстрировались.
Специалисты из Смитсоновского центра изучали тханки, знакомились с коллекциями буддистского искусства в «Sackler Gallery» и «Rubin Museum of Art» в Нью-Йорке. И все же им никак не удавалось найти способ передать буддийские понятия в доступной форме. В конце концов, идея оформления стендов пришла к ним из иллюстраций к буддистским медицинским трактатам.
«Сперва мы проверяли графические образы на самых разных людях от нейробиологов, до университетских преподавателей, художников выставки и моей дочери первоклассницы», - говорит Спайнале. «Если она не понимала, что изображено на картинке, то мы ее не использовали».
Окончательный вариант визуального образа изобретательно адаптировали к теме стенда. Например, типичное буддийское изображение ручного зеркала трансформировалось в зеркало с пятью ручками, чтобы проиллюстрировать «пять сопутствующих факторов», о которых говорится в буддийском описании зрительного восприятия.
Тханкописца Джампу Чодака работать над выставкой откомандировала Библиотека тибетских трудов и архивов. Ему 36 лет, 23 из них он пишет тханки и никогда не изучал естественные науки. По его словам, рисуя огромные изображения внутреннего уха, он был поражен «насколько тонко устроено человеческое тело».
Сотрудники Смитсоновского центра работали над выставкой в свободное от основных обязанностей время. Но все они с энтузиазмом говорят о необыкновенном опыте создания выставки вместе с монахами и сотрудниками научной программы.
«Помогать людям узнавать новое, а потом делиться полученными знаниями с другими, это как раз то, чем и занимается Смитсоновский центр», - сказал Миллиган.
Нью-Дели, Индия, 18 декабря. Эми Йи специально для The Washington Post
Перевод: Наталья Иноземцева.
Шмидт помогал 30 тибетским монахам в планировании и создании двуязычной научной выставки «Мир наших ощущений», которая проводилась в ноябре этого года в культурном центре «India Habitat Center» в Нью-Дели.
Фанера нужна была для создания выставочных панелей. Шмидт не зря трудился и нагружал голову. Выставку, представлявшую западный и буддистский взгляды на пять чувств человека, на открытии которой побывал сам Далай-лама, за пять дней посетили сотни посетителей. Планируется, что в будущем году выставка отправится в турне по Индии, и, возможно, даже побывает в Смитсоновском центре в Соединенных Штатах.
Эта выставка стала еще одним событием в рамках начавшейся по инициативе Далай-ламы десять лет назад программы обучения тибетских монахов основам западных научных дисциплин. В 2001 Библиотека тибетских трудов и архивов в Дхарамсале, городе на севере Индии, ставшем вторым домом для Далай-ламы в изгнании, совместно с американским фондом «Sager Family Foundation» начали приглашать в Индию западных ученых и преподавателей для обучения тибетских монахов. В Индии проживают около 120 тысяч тибетцев, это самая крупная тибетская диаспора за пределами Тибета.
После десятилетия работы программы «Наука для монахов», в рамках которой велось обучение, и проходили различные семинары, выставка стала следующим шагом в диалоге монахов с наукой, рассказывает геше Лхакдор, директор Библиотеки тибетских трудов и архивов.
В Смитсоновском центре привыкли работать с самым разными сообществами, однако же, выставка «Мир наших ощущений» оказалась совершенно особым проектом, который погрузил сотрудников центра в культуру, далекую от привычной атмосферы вашингтонских музеев. Уникальной выставку сделал ее межкультурный, междисципланрный характер, сочетание науки, философии и искусства (выставочные панели оформлял тибетский тханкописец).
Духовный лидер тибетцев, который, как известно, с детства любил возиться с часами и разными механизмами, давно уже является поклонником науки. Далай-лама считает, что научные и буддийский методы исследования дополняют друг друга в стремлении к единой великой цели, постижению истины. Он уверен, что современное образование жизненно необходимо для выживания тибетской культуры.
В Индии тибетские дети изучают естественные науки в школе, а вот программа обучения тибетских монахов и монахинь практически не изменялась веками. До недавнего времени тибетские монахи не изучали наук вовсе. И вот в последние десять лет некоторые монахи прошли интенсивный курс, включающий самые разные предметы от космологии до нейрологии.
В рамках программы «Наука для монахов» группа геше (монахов, обладающих ученой степенью, аналогичной американской степени PhD, доктор наук) из разных монастырей в Индии посещала двухгодичные семинары ученых и преподавателей из Калифорнийского университета в Беркли, Университета Аризоны, «Эксплораториума» Сан-Франциско, а с недавних пор и из Смитсоновского института. Финансирует программу филантроп из Бостона Бобби Сейгер.
На вставке в Нью-Дели индийцы, тибетцы и иностранные посетители внимательно рассматривали панели двухметровой высоты, на которых цветные анатомические картинки перемежались с изображениями танцующих буддийских божеств, написанных тибетским художником. Монахи в красных одеяниях на английском и тибетском языке объясняли посетителям, как звуковые волны вибрируют во внутреннем ухе, и рассказывали о буддийских концепция восприятия ощущений.
В результате лихорадочных усилий за шесть месяцев удалось сделать то, что по профессиональным стандартам должно было бы занять год, и выставка получилась совершенно великолепной. С декабря 2009 и до самого открытия сотрудники Смитсоновского центра по очереди приезжали из Вашингтона в Индию в двухнедельные командировки, чтобы вместе с монахами искать идеи, разрабатывать концепцию, выполнять и монтировать выставочные стенды.
Стефани Норби, директор Смитсоновского образовательного, научного и музейного центра, помогла монахам провести в июне научную ярмарку, которая стала предвестником выставки. «Мы в целом рассказали монахам, что и как можно сделать, но все же старались, чтобы они все делали сами. Мы хотели, чтобы это была их выставка», - говорит Стефани Норби.
Междисциплинарный характер выставки стал еще более явным, когда монахи решили, что выставочные панели нужно расписать подобно тханкам. Тханки это вид традиционной тибетской религиозной живописи, обычно на них изображены Будды и божества, но никак не анатомия человека. В итоге, посетители с изумлением взирали на гигантское изображение мозга, выполненное плавными мазками, напоминающими течение воды, и кровеносные сосуды глазного яблока, наводящие на мысли об изящном переплетении древесных корней.
«Я работаю с учеными и монахами вот уже десять лет, но впервые результат работы получился такого высокого эстетического качества», - признается Брайс Джонсон, директор программы «Наука для монахов». «Увидеть красоту на стыке науки и буддизма, это поистине уникальное впечатление».
Скотт Шмидт, специалист по выставкам в Смитсоновском центре, в этом году приезжал в Индию дважды – в мае и в ноябре. После майской поездки наброски рисунков и текстов, сделанные монахами, отправили Трэйси Спайнале, менеджеру программ в Смитсоновском центре, и художнику-оформителю Даррену Миллигану в Вашингтон. В их задачу входило создать видеоряд в смитсоновском стиле, объясняющий буддистский и западный взгляд на науку.
Уместить пояснение, что такое фотоны или микроворсинки в несколько параграфов английского и тибетского текстов, задача не из легких. Еще сложнее проделать то же самое с метафизическими буддийскими концепциями. Например, с точки зрения буддизма для функционирования зрительного восприятия необходимы «объективное условие, доминирующее условие и предшествующее условие». Также в соответствии с тибетскими буддийскими текстами существует шесть видов вкуса в зависимости от «преобладания двух из четырех элементов: земли, воды, огня и ветра».
Если иллюстрации для западных разделов базировались в основном на картинках из учебников, то для буддистской секции пришлось разрабатывать совершенно новый видеоряд для понятий, которые прежде никогда не иллюстрировались.
Специалисты из Смитсоновского центра изучали тханки, знакомились с коллекциями буддистского искусства в «Sackler Gallery» и «Rubin Museum of Art» в Нью-Йорке. И все же им никак не удавалось найти способ передать буддийские понятия в доступной форме. В конце концов, идея оформления стендов пришла к ним из иллюстраций к буддистским медицинским трактатам.
«Сперва мы проверяли графические образы на самых разных людях от нейробиологов, до университетских преподавателей, художников выставки и моей дочери первоклассницы», - говорит Спайнале. «Если она не понимала, что изображено на картинке, то мы ее не использовали».
Окончательный вариант визуального образа изобретательно адаптировали к теме стенда. Например, типичное буддийское изображение ручного зеркала трансформировалось в зеркало с пятью ручками, чтобы проиллюстрировать «пять сопутствующих факторов», о которых говорится в буддийском описании зрительного восприятия.
Тханкописца Джампу Чодака работать над выставкой откомандировала Библиотека тибетских трудов и архивов. Ему 36 лет, 23 из них он пишет тханки и никогда не изучал естественные науки. По его словам, рисуя огромные изображения внутреннего уха, он был поражен «насколько тонко устроено человеческое тело».
Сотрудники Смитсоновского центра работали над выставкой в свободное от основных обязанностей время. Но все они с энтузиазмом говорят о необыкновенном опыте создания выставки вместе с монахами и сотрудниками научной программы.
«Помогать людям узнавать новое, а потом делиться полученными знаниями с другими, это как раз то, чем и занимается Смитсоновский центр», - сказал Миллиган.
Нью-Дели, Индия, 18 декабря. Эми Йи специально для The Washington Post
Перевод: Наталья Иноземцева.