В Италии открылась персональная выставка 26-летнего тувинского художника.
В одном из ведущих европейских музеев современного искусства Collezione Maramotti открылась персональная выставка Евгения Антуфьева. Большие западные институции крайне редко чтят наших современных художников именными экспозициями, так что прорыв 26-летнего уроженца Тувы можно считать событием.
Вернисаж Collezione Maramotti собрал в итальянском городке Реджио Эмилия рекордное количество европейских искусствоведов и галеристов. Российский арт-истеблишмент представляла директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.
На родине Евгений (в каталогах его рекомендуют мастером инсталляции и ассамбляжей) также не обделен вниманием. «Винзавод» предоставил художнику мастерскую, он регулярно выставляется в столичных галереях, в 2009-м был удостоен премии Кандинского в номинации «Молодой художник. Проект года», но такого успеха в родных стенах у него еще не было.
На вопрос «Известий», что именно привлекло к Евгению внимание знатоков из Амстердама, Парижа, Флоренции и прочих центров искусства, куратор выставки, искусствовед Марина Даччи ответила, что это — «нетрадиционный взгляд на мир, выраженный в нетрадиционных материалах».
— Евгений еще очень молод, а молодость — это страсть к эксперименту, познанию себя в мире и мира в себе. Во всем этом он выглядит очень убедительно, — пояснила г-жа Даччи.
Некороткое название выставки Twelve, wood, dolphin, knife, bowl, mask, crystal, bones and marble — fusion. Exploring materials («Двенадцать, дерево, дельфин, нож, чаша, маска, кристалл, кости и мрамор — поглощение. Исследование материалов») отражает и материал, и метод. Арт-объектами становятся амулеты, обереги, куклы, картинки, зеркала, фото из личного архива, а также личные вещи художника и его близких. В результате таинственной алхимии возникают образы, истоки которых уходят как в элитарную культуру шаманизма, так и в привычный всем масскульт.
Выставка продлится до 31 июля.
«Руки тувинских шаманов — объекты музейного уровня»
Евгений Антуфьев прокомментировал обозревателю «Известий» некоторые детали выставки и личного мировоззрения.
— Как бы вы определили суть экспозиции?
— Это выставка сделана по принципу калейдоскопа, где всё дробится. Я похож, как говорит один мой друг, на книгу с перепутанные страницами, залитую кофе и чаем. Еще бы я сравнил путешествие по этим комнатам — их, как вы заметили, семь — с чтением детектива, лабораторией ученого, мистификацией, лабиринтом. Здесь много уровней восприятия.
— Судя по выставке, вы хорошо знакомы с шаманизмом. Знания о нем получали из первых рук?
— Да. Видите фотографию? Это руки одного из главных тувинских шаманов, настоящие объекты музейного уровня.
— Где вы брали материал для экспонатов?
— Кое-что привез из дома, 100 кг тувинского цемента, например. Куклы тоже привез — на таможне меня с ними остановили, думали, наркотики в них везу. Что-что брал здесь, на складах — кашемир, кожу. Видите эту большую маску? Поначалу я хотел натуральную змеиную кожу, но 200 м дохлых змей — это чересчур, поэтому выбрал искусственную. Были проблемы с оракалом, у нас это распространенный пластик «под мрамор», а в Италии им не пользуются, так что организаторы упорно предлагали мне мрамор настоящий.
— У ваших семи комнат есть названия — «Комната чаши», «Комната ножа», «Комната тела».
— Они так названы по определяющему объекту. В «Комнате ножа», например, выставлен нож из метеорита. Человеку, который нашел этот метеорит и сделал из него нож, в революцию отрезали уши и нос. А здесь волосы моей бабушки, тоже отрезанные — ножницами. В комната тела — дельфин, похожий на шар, у вас возникает ощущение наполненности: хочется взять нож и разрезать это тело.
— Кстати, о дельфине. Географическая составляющая на вашей выставке ощутима. Но дельфинов в Туве, кажется, нет.
— Просто дельфин — удивительный объект. Даже на ощупь. Нечто среднее между латексом и резиной.
— А что означает этот мраморный куб на фотографии?
— Это тувинская история. На белом снежном поле стоял куб, а на нем — Ленин. Ленина потом спилили, а куб стоит, напоминает эпоху конструктивизма. Здесь много тувинских картинок. Вот фотография из окна моего дома. Я проснулся, выглянул в окно. Минус 40. Это красиво.
— Вы регулярно выставляетесь на родине, но такого успеха у вас еще не было.
— Это как раз легко объяснимо. Европе нужен маленький элемент хаоса. У них, в отличие от нас, всё слишком симметрично.