[ Публикуем отрывки из работы аспирантки кафедры археологии и этнографии историко-географического факультета Томского государственного педагогического университета Чодуры Иргит - победителя в номинации "Лучшая научная работа" конкурса эссе "Тува-2050: картины будущего", итоги которого были подведены 14 января.
Полностью отредактированная статья со всем перечнем цитируемой литературы, ссылками на работы ученых, будет опубликована в № 1 журнала "Новые исследования Тувы" 2010 г.
На современном этапе своего развития пространство Российского государства представляет собой своего рода мозаику, состоящей из многочисленных крупных и малых этнических общностей. Наряду с языковой принадлежностью, отличающим признаком одного этноса от другого является совокупность специфических этнических черт, называемых традиционной культурой. Культура как исторически развивающееся явление постоянно находится в состоянии движения, поисков путей совершенствования и самосохранения. Эти культурные изменения надо фиксировать и изучать. Этим занимается специальная наука - этнография (этнология).Наша исследовательская работа направлена на то, чтобы очертить основные направления развития современной тувинской этнографической науки в будущем. ...
Это будет показано через определение ее роли не только в изучении быта, образа жизни и в сохранении традиционной культуры тувинцев, но и саморазвития тувинской этнографии как полноценной научной дисциплины. Прежде чем приступать к изложению основного содержания нашего материала, сделаем небольшой экскурс в прошлое, а именно в историю становления этнографии как науки в Туве. Это даст нам понимание состояния ее развития в настоящем, и, конечно же, поможет наметить возможные направления ее развития в будущем.
Историю формирования собственно тувинской этнографии следует рассматривать на более широком фоне, а именно через процессы этнокультурного развития тувинцев и общую историю их этнографического изучения, шедшего в русле развития отечественной этнографии. Последняя как наука начала оформляться с середины XIX в., т.е. после создания в 1845 г. Русского географического общества. Именно с этим обществом связано целенаправленное изучение народов Сибири, России и сопредельных территорий, к числу которых в XIX в. относилась Урянхайская земля.
Становление тувинской культуры шло не одно столетие, наиболее в полном виде она сформировалась к XIX в., т.е. ко времени завершения процесса формирования тувинцев как этноса. Этнографическое изучение тувинцев по определению известного ученого-тувиноведа С.И. Вайнштейна началось с XVII в. и продолжается по настоящее время. [...]
С 1920-х гг. после присоединения Тувы к Советскому государству наступает новый этап в развитии тувинского общества. Совокупность трансформационных процессов и динамика развития тувинской культуры в период с 1920-х по 1990-е гг. представлена в комплексном исследовании ученого-культуролога А.К. Кужугет. Здесь же мы укажем, что трансформация в культуре сопровождалась процессом этнической адаптации, когда тувинцы приспосабливались к изменившейся социокультурной среде. Основным содержанием этих адаптационно-трансформационных процессов стало принятие норм и ценностей новой этнической среды, сложившихся форм межэтнического взаимодействия, а также способов хозяйственной деятельности. Эти процессы имели два противоречивых результата для культуры тувинцев. Во-первых, это позитивные изменения, связанные с проведением национально-культурных преобразований в разных сферах жизни Тувы. Эти культурные мероприятия способствовали повышению уровня грамотности населения, созданию письменности, издательства, зарождению национальной литературы и искусства театра появлению науки и др., т.е. формированию профессиональной культуры. Во-вторых, это негативные последствия. Выработанные веками обычаи, обряды, религиозные верования, навыки введение хозяйственной деятельности и многие другие составляющие традиционной культуры тувинцев были признаны пережитками «изнуряющего человека кочевого образа жизни». Проведение традиционных праздников, совершение обрядов были запрещены со стороны властей. Как пишет А.К. Кужугет, столь быстрый и решительный отказ от традиционной культуры в советское время был губительным для общества и привел к глубокому кризису тувинского общества впоследствии.
В тувинской этнографии в 1920-е-1990-е гг. также происходят существенные сдвиги. Введение светского образования в этот период имело очень большое значение для повышения уровня грамотности тувинского населения, а это было одной из предпосылок для подготовки в будущем национальных кадров - исследователей-этнографов. Наиболее значимым для развития тувинской этнографии стал 1945 г., год создания Тувинского научно-исследовательского института. Именно на середину XX в. приходится начало формирования собственной этнографической науки в Туве, становление которой завершается к началу 1990-х гг. Что касается этнографического изучения, то с этого времени наступает время глубокого целенаправленного изучения быта и культуры тувинцев посредством организации комплексных археолого-этнографических и этнографо-антропологических экспедиций, работавших в разных районах Тувы. [...]
После распада социалистического строя в начале 1990-х гг. начинается очередной этап развития тувинского общества. Российское государство, провозгласив демократический принцип развития, определила новую национальную политику, высшей целью которой является обеспечение условий для полноправного социального и национально-культурного развития всех народов России. Это же время отмечается интенсивной волной движения малочисленных народов России за свое национально-культурное возрождение. Все эти возрожденческие процессы коснулись и тувинцев, вызвав очередной этап их культурного развития.
Заметить, что какими бы различными уровнями и изменчивыми формами действительности не проявлялась культура, первичной остается этническая, являющаяся этнодифференцирующим признаком и средством самосохранения любого этноса. Именно на ней коренится основа настоящего и будущего национально-культурного развития любого народа. Поэтому, исходя из вышесказанного и того, в каком кризисном состоянии находилась тувинская культура в 1990-х гг. и как он преодолевается в начале XXI в., следует отметить особую актуальность вопроса о сохранении существующих и возрождении утраченных элементов традиционной культуры для тувинцев.
Итак, предварительно обобщая вышесказанное, укажем, что становление основного объекта нашего исследования - этнографической науки в Туве - шло с середины по конец XX в. К началу XXI в., когда тувинцы стали постепенно возвращаться к традиционным формам своей этнической культуры, перед ней ставятся новые цели и задачи.
Теперь зададимся главным вопросом: В каком направлении должна развиваться этнографическая наука Тувы в будущем? Этих направлений много, но мы выделим три основных.
Первое заключается в воссоздании утраченных традиций, обычаев, обрядов и других элементов тувинской культуры. В настоящее время этим занимаются не только исследователи-этнографы, но особенно значима роль представителей других дисциплин - культурологии, фольклористики, лингвистики, истории, музыковедения и т.д., и представителей творческой интеллигенции. В научно-исследовательском плане сделано уже немало. [...]
Но одного воссоздания и реконструкции традиций, обычаев, обрядов исследовательским путем недостаточно для того, чтобы возродить традиционную культуру. Необходимо донести их до носителей культуры, чтобы они понимали их сущность и знали, как правильно совершать или относиться к ним. Прежде всего, это касается молодежи, которая в большинстве своем остается не приобщенной либо равнодушной к научной литературе. Необходим иной, доступный способ популяризации. [...]
Есть еще один немаловажную момент, играющий большую роль в возрождении культуры. Это психологический фактор - те внутренние установки, которыми руководствуется человек. В настоящее время у тувинцев в определенной степени сохраняется комплекс национальной неполноценности, представления об отсталости своей культуры и несовместимости ее с новой. Преодолевается он медленно и постепенно, и является существенным препятствием для освоения тувинской молодежью традиционных ценностей и норм. Поэтому в настоящее время очень важным является формирования (заново) адекватного чувства национального достоинства. [...]
Второе направление состоит в дальнейшем углубленном изучении культуры тувинцев. Как мы уже ранее отмечали, культура - это исторически развивающееся общественное явление. Она не может функционировать вне общества и не может не подвергаться веяниям современной жизни. Чтобы культура развивалась успешно и в нужном направлении должны учитываться многие факторы. Например, уровень общественного развития, морально-этические и ценностные ориентации членов социума, межэтнические контакты, тенденции современности, влияющие на развитие культуры и приводящие иногда к необратимым последствиям. Этнографическая наука при тесном сотрудничестве с другими дисциплинами должна находить возможные пути адаптации традиционных форм и культуры в целом к меняющимся условиям современного общества. [...]
Таким образом, на основе вышесказанного, укажем, что именно на исследованиях и выводах ученых должны строиться программы по возрождению тувинской культуры, а также разработка концепций будущего культурного развития тувинцев в условиях техногенной цивилизации, очень сильно влияющей на традиционные общества.
Если первые два рассмотренных направления тувинской этнографии, которые взаимодополняют друг друга, непосредственно связаны с изучением культуры тувинцев, то третье раскрывает ее большие возможности как науки. В данном случае мы говорим о приближении этнографических исследований к этнологическим. [...]
К настоящему времени собран большой объем фактического материала по этнографии тувинцев. Это сведения исследователей XIX - начала XX вв., труды советских ученых, которые составлялись на основе экспедиционных материалов, а также работы исследователей, работающих в области тувиноведения с 1990-х гг. по настоящее время. Все эти материалы являются предметом исследования вопроса по истории этнографического изучения тувинцев. Изучение этого вопроса предполагает не только анализ содержания соответствующих источников, но и их систематизацию и классификацию.
Хотелось бы отметить, что, занимаясь исследованием вопроса по истории этнографического изучения тувинцев, мы столкнулись определенными трудностями, а именно отсутствием выработанной и общепринятой классификации этнографических источников. Это навело нас на мысль о возможности разработки общей классификационной схемы этнографических источников, основываясь на опыте классифицирования работ по этнографическому изучению тувинцев (в данном случае речь идет не только о письменных опубликованных источников, но и музейных коллекциях, архивных материалах, фоно-, фотодокументов и др.). Это будет большим заделом для развития такого сложного теоретического вопроса как этнологическое источниковедение, который по сей день остается практически не исследованным. [...]
Итак, мы попытались раскрыть наше видение того, какой видим в будущем развитие этнографической науки Тувы. В нем выделили три основных направления, а именно:
- 1. Воссоздание и возрождение традиционной культуры тувинцев;
- 2. Углубленное изучение культуры тувинцев для нахождения возможных путей адаптации традиционных форм и культуры в целом к меняющимся условиям современного общества;
- 3. Внутреннее саморазвитие этнографической науки Тувы. Здесь мы выделили несколько аспектов:
а) Возможность разработки теоретических вопросов этнологии на основе тувиноведческих исследований;
б) Расширение проблемного (исходя из разделов этнологии) и тематического (изучение культуры, как проживающих в Туве, так и соседних народов) поля современной этнографии Тувы;
в) Развитие междисциплинарных связей и исследований.
Развитие этнографической науки в Туве - это вопрос, требующий специального и комплексного изучения. Она не ограничивается представленными направлениями. К тому же, мы не стали точно очерчивать временную хронологию развития этнографии Тувы 2050-м, 2070-м или иными годами, использовали общее сочетание «в будущем».
Как самостоятельная область гуманитарных исследований, тувинская этнография еще очень молода. Но она имеет богатую источниковедческую базу, достаточный опыт и связи с отечественными и зарубежными научными учреждениями и исследователями, чтобы в будущем стать полноценной научной дисциплиной. Надеемся, что ее ждут значительное и перспективное развитие в будущем.
Что касается автора этой работы, то знания, дающие представление об образе жизни и культуре различных народов всегда были для нее интересны. Еще большее увлеченность появилась в студенческие годы. Тогда этот интерес особенно подкреплялся тесным общением и дружбой представителями других этносов. Как говорится, в оживленных беседах рождалась «истина» - выявлялись сходства и различия наших национальных культур. И именно тогда, находясь вдали от своей малой Родины - Тувы и в иноэтничной среде пришло понимание и осознание самобытности своей этнической тувинской культуры. Это и другие факторы стали определяющими при выборе дальнейшей професиональной деятельности. В настоящее время сферу научных интересов составляет вопросы по истории этнографического изучения тувинцев, также становления и развития этнографической науки в Туве.