В начале года Быка, хоомей, заслуживший преданность любителей национального искусства, передал свои полномочия игилу. И 2009 год стал годом игила.
Несмотря на большое разнообразие инструментов: бызаанчы, допшулуур, чадаган, шоор, хомус, дунгур (всех и не перечесть), предпочтение все же было отдано игилу - старейшине тувинских национальных музыкальных инструментов. Игил - неразлучный и волнующий душу любого тувинца инструмент.
Если мастера попросить сыграть на не знакомом ему игиле, он не сможет высказать всего, что его волнует. У музыканта в душе останется остаток недосказанного. Игил тувинец делает как самого себя, поэтому каждый инструмент неповторим, имеет уникальное звучание. В этом причина любви тувинцев к своему игилу. Из-за желания постижения прелести всей мелодии, человек начинает делать игил сам, вкладывает в него все, что хранится в своей душе, и увлекается извлечением всего великолепия мелодии - поэтому среди «игилистов» так много мастеров-изготовителей, постигших таинство сотворения чуда звучания.
Даже в неуловимой глухоте голоса игила чувствуется неразлучность с человеком, влюбленным в игил. И этот человек эпизодически, незаметно для себя, глуховатым голосом может выплеснуть волнение своей души, которое хранится в нем.
Таинственно и его название. Имеются разногласия даже между старейшинами нашего искусства. Ссылаются: «ийи хыл - вот и игил. Две струны!». Объяснение названия игила нужно искать во внимании к человеку, в поиске единства через наказ к раздвоению. «Ийигил» - раздваивайся! (наказ), «сотвори в себе вторую красоту» при игре на инструменте, и передай слушателю, чтобы в нем зародилась и твоя красота. Я лично слышал, как два патриарха национальной музыки - Маржымал Ондар и Константин Тамдын- при разговоре пришли к такому выводу: через «старотувинский» (сравните «старорусский») язык. Для примера: «оолум» - «оглум»; «сал» - «сагыл»; «ээл» - «эгил»...
Тайну названия игила можно разгадать только как наказ к единству людей, которых связала лиричная красота голоса инструмента. Но нас объединили и другие наказы: «Под знаменем Ленина, Сталина!..». Заодно с культовыми предметами и музыкальные инструменты местного населения признаны как ритуальные. Игила, бызаанчы, шанзы обвинили в доставлении «опиума для народа» в души аратов. Вместе с порванными и разбитыми шаманскими бубнами, на полянах сжигали битые и ломанные игилы и бызаанчы... До сих пор наши пожилые люди вспоминают об этом с грустью.
В пятидесятые - шестидесятые годы молодые, красивые исполнители хоомея выступали на сценах сельских клубов с русскими балалайками в руках. Простоватость на вид и привычное присутствие в обиходе людей спасло игил, бызаанчы от репрессий...
В 1986 г. в г. Чадане, на собрании молодых коммунистов один ветеран, легенда нашей партии, сказал с нескрываемым сожалением: «Мы, тувинцы, сами уничтожили свою культуру!» Это было сказано без ведома того, что наши мастера уже сумели разгадать и возродить многие секреты изготовления и игры на этих инструментах.
Попытка возрождения национальной музыки началась, когда в сороковые годы душа народа, необходимость возрождения исполнительского мастерства, желание создать оркестры с игилом, бызаанчы, чадаганом все равно заставила нас обратить внимание на свои инструменты. Из СССР прибыли специалисты Р.Г.Миронович, С.И.Булатов, А.Н.Аксенов, и другие. При ознакомлении с игилом и при его изучении не было принято к вниманию, что игил и его команда имеют оригинальное звучание, яркий тембровый колорит, особое отличие звукового строя - все это требовало понимания этнической музыки и любви к ней. Оригинальное обертоновое звучание, непохожесть тембра, то, что являлось неповторимой сложностью строения национальной музыки, было принято как примитивность.
Репертуар оркестров сильно изменился. Для создания оркестров тувинских инструментов, игила и других «товарищей» начали модернизировать, делать с них инструменты с другим, «профессиональным» звучанием. Осмотр некоторых инструментов того времени показывает, что основное внимание уделялось внешнему виду. Имеются игилы, окрашенные масляными красками, с «советскими» символами, окантованные алюминиевой пластинкой, но не было нужной красоты голоса. Среди них встречались даже «мутанты».
Модернизация инструментов сильно навредила этнической музыке. Для создания игила со всеми прелестями звучания требовались мастера-исполнители особой преданности и трудолюбия. Такие люди нашлись, и один из них оказался также и легендарно - виртуозным исполнителем, популярность которого не прошла до сих пор. И в середине декабря состоялся конкурс инструментовки на традиционном музыкальном инструменте игиле. Очередной, пятый конкурс, был назван «Игил Ак-оола». Когда-то Ф.Энгельсом сказано: «Слово - это живое сознание» По аналогии можно сказать: «Мелодия - это живая душа»
Лауреатом конкурса «Игил Ак-оола» 2009 года стал Евгений Сарыглар. Что меня поразило на выступлениях конкурсантов, это - наличие своего инструмента у каждого исполнителя. Человек может сотворить себя в игиле, через слитность и взаимопонимание со своим инструментом, а это работа, требующая большой чистоты исполнительского искусства.
Провожая Год игила, хотелось бы обратиться к читателям: «Мы, тувинцы, сможем сохранить в себе и развить свою культуру!».