Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 27 декабря 2024 г.
20 февраля 2010 Тува. Общество

Педагогами не рождаются

Педагогами не рождаются В 2010 году исполняется 50 лет со дня открытия в Туве музыкального училища, первым директором которого стал основоположник тувинской профессиональной музыки Алексей Боктаевич Чыргал-оол. В этом же году исполняется 40 лет моей профессиональной деятельности в этом училище, которому я посвятила лучшие годы жизни.

Юбилейные даты позволяют подводить итоги и оценивать качественные результаты прошедшего. Невольно приходят мысли: правильно ли выбран жизненный путь, достойно ли реализованы природные возможности? Ответ однозначный. Да!

Я выросла в интеллигентной семье. Родители познакомились в самодеятельном Читинском театре, которым руководил сосланный в сталинские времена московский режиссёр. Мама исполняла главные роли в пьесах Островского. Папа пел партию Эдвина в оперетте Кальмана «Сильва». После свадьбы они уехали в молодой строящийся город Междуреченск, где прошли мои детские и отроческие годы, где я получила начальное музыкальное образование. Преподавателем фортепиано была молодая вокалистка, заочно учившаяся в Кемеровском музыкальном училище. Сейчас понятно, что она не могла дать хороших профессиональных знаний ребёнку. Но её обаяние и музыкальность притягивали, вызывали желание учиться и с удовольствием посещать музыкальную школу.

Светлые юношеские годы учебы в Прокопьевском музыкальном училище вспоминаются как праздник. Новое пятиэтажное здание: учебные классы с хорошей звукоизоляцией, оснащённый проигрывателями кабинет прослушивания, концертный зал с отличной акустикой и благоустроенное общежитие. Все преподаватели были выпускниками Ленинградской консерватории. Студентов они набирали сами, выезжая в близлежащие музыкальные школы. Их задача -подготовка выпускников к поступлению в Ленинградскую консерваторию. Поэтому лучшим студентам разных отделений ежегодно давали возможность бесплатного месячного обучения в Ленинградском училище. Мы жили в гостинице «Астория». Ежедневно бесплатно посещали спектакли Мариинского театра и концерты симфонического оркестра под управлением Мравинского. Нашими преподавателями в Ленинграде были знаменитые люди, по чьим книгам я позднее работала...

К сожалению, после окончания музыкального училища, по материальным причинам, мне проще было учиться в Новосибирской консерватории, потому что в этом городе жила папина сестра. Консервато­рские годы оказались трудными. Ездить приходилось далеко.

В общежитие не поселили. Фортепиано для занятий не было. Работала ночами, что, естественно, отразилось на здоровье. Поэтому, когда однажды во время урока пришёл директор Кызылского музыкального училища А.А. Панов и предложил поработать в Туве, я с радостью согласилась.

Тува мне понравилась. Я попала на десятилетний юбилей училища, поразивший меня обилием пищи, журналистов и представителей министерства. С первых дней работы пришлось вести теорию, гармонию, сольфеджио, полифонию, музыкальную литературу и быть концертмейстером в дирижёрском классе. Работала шесть дней в неделю с утра до вечера.

Понравился общий музыкальный уровень в неизвестной мне республике. Прекрасно звучал хор под руководством Роберта Лесникова. Не менее профессионально и ярко выглядел народный оркестр под управлением И. Минина. Очаровывала замечательная певица, красивое меццо-сопрано С. Калинина. В концертном зале училища с очень хорошей акустикой постоянно звучала музыка. Давал сольный концерт пианист Ломизов, виртуозно играли баянисты. Еженедельно приезжали солисты Московской филармонии очень высокого уровня. На их концерты невозможно было попасть в большом городе. В Туве они выступали в полупустых залах. Вспоминается концерт, в котором пел известный бас Борис Штоколов, играл ученик Ростроповича Иван Монигетти, живущий сейчас в Ницце. Приезжал сюда Латвийский камерный хор с очень интересной программой. В концертном зале училища выступала певица, исполнительница романсов Мусоргского, имя которой я видела только на пластинках...

Молодёжь стремилась учиться музыке. Группы были большие. При поступлении - отбор и конкурс. Приходили ребята эрудированные, знающие язык, имеющие хорошую общеобразовательную подготовку. Приезжала молодежь из Кемеров­ской области, из Киргизии, Абакана, даже с Украины. Работать было интересно.

При всей занятости я находила время, чтобы посещать захватывающие спектакли драматического театра. Они все шли на русском языке. Природа удивила меня многообразием и величием. Тувинцы, с которыми я познакомилась, поразили природной интеллигентностью. Они с большим уважением относились к детям, пожилым людям и учителям.

Спокойный ритм жизни, отсутствие ненужной суеты и напряжённости, радость от общения с интересными людьми, удивительная национальная культура, интересная работа - всё это давало ощущения полноты и счастья. Когда мои родственники, живущие в Москве, Екатеринбурге, Междуреченске задают вопрос: «Почему ты свою жизнь посвятила Туве?», я отвечаю: «Не знаю. Тува мне стала родной. Мне здесь хорошо».

Действительно, когда я вижу Национальный оркестр, «Президентский» оркестр, в котором сидят ребята, прошедшие мой класс русской музыкальной литературы, я думаю о том, что не зря занимаюсь любимым делом. Почти все известные музыканты Тувы, которые учились в нашем училище у моих замечательных коллег, прошли и через мой класс.

Конечно, сейчас работать нелегко. В современном обществе, когда на первом месте оказался капитал, музыкальная профессия потеряла свою притягательность. Нет конкурсов, нет больших групп не только в Кызыле, но и в других городах...

К нам поступают ребята, которые по материальным причинам не могут учиться в платных учебных заведениях. Большинство из них обладают минимальной общеобразовательной эрудицией, плохо владеют русской речью. Но рядом со мной работают очень хорошие педагоги, творческие люди, наши общие ученики русской и тувинской национальностей. Они помогают малообразованным ребятам войти в неведомый им мир.

Задумываясь над смыслом нашей общей училищной деятельности, я понимаю, что главной задачей всех нас, по отдельности занимающихся исполнительской техникой, развитием эрудиции, анализом и другими конкретными вещами, является открытие двери в мир музыки, который поднимает человека над обыденностью, зовёт и ведёт людей вперед, совершенствует душу, будит разум и совесть.

Только музыка способна так глубоко проникать в сердце человека и «говорить» на языке, доступном всем национальностям. Наверное, поэтому Тува стала моим родным домом. Я прекрасно понимаю, что для успешной педагогической деятельности совсем не достаточно свободного изложения материала по своему предмету. Необходимо заразить ученика любовью и восхищением музыкой. Для этого приходится терпеливо заниматься с ним в течение многих лет. Знатоками и любителями музыки не рождаются, а становятся. Сегодня я вижу результаты своего труда. И счастлива, что выбрала эту профессию.

Об авторе: В. Сибирцева - преподаватель Кызылского колледжа искусств им. А. Б. Чыргал-оола.

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.


ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2024, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта