Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения Всеволода Ламаевича Тас-оола - одного из первых профессиональных тувинских художников, чья творческая судьба мало известна нынешнему молодому поколению, хотя он способствовал возникновению изобразительного искусства в Туве.
Необычайно интересно складывался творческий путь молодого Тас-оола, создавшего за несколько плодотворных лет плакаты периода Великой Отечественной войны, ряд исторических полотен, портреты, пейзажи и жанровые картины. 26 его произведений, датированные началом и концом 1940-х годов, хранятся в фондах Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва.
Проследим становление творческой личности художника по его воспоминаниям и рассказам других мастеров кисти.
В.Л. Тас-оол родился 1 марта 1920 года в сумоне Аянгаты Барун-Хемчикского кожууна в многодетной семье арата-скотовода. Рано остался без матери. Затем детдом и переезд в Кызыл. Здесь Тас-оол с интересом тянется к новому, с увлечением изучает предметы, рисует разные вещи, природу, людей - все, что видят вокруг себя его любознательные глаза.
Преподаватели школы заметили тягу к изобразительному искусству одаренного мальчика. С ходатайства Правительства Тувинской Народной Республики его отправили учиться в далекую Москву, в художественное училище памяти 1905 года, в котором преподавал известный живописец-пейзажист Н. П. Крымов. В то время Крымов разработал свою «систему тона», где цвет выявляет не материальность, а только степень освещенности предметной формы. Элементами этого стиля отмечены и работы молодого Тас-оола.
Окончить училище помешала война.
Всеволод Тас-оол возвратился в Туву и начал работать в ТувТА (Тувинское Телеграфное Агентство), рисовал политические плакаты на военную тему, овладев техникой гравюры по линолеуму. Трудился вместе с В.Ф. Деминым, который стал в то время его учителем и наставником. Их плакаты-призывы, выполненные броско, ярко, красным и черным цветами, распространились по всей Туве. Вот некоторые их названия: «Помни! Каждая облигация - это удар по врагу!», «Дадим для Красной Армии 50.000 лошадей! Все силы - на разгром врага!», «Дружной подпиской на 2-ой Государственный заем поможем Красной Армии сломать хребет фашистскому зверю!».
В те военные годы В. Демин написал портрет своего ученика Всеволода Тас-оола, изобразив его в синем рабочем халате с палитрой и кистями в руках, показав образ молодого тувинского художника с большой психологической тонкостью и реалистической правдивостью.
В эти годы Тас-оол создает первые живописные изображения родной земли. Это были скромные, этюдные по манере небольшие полотна, но в них ощущается свежесть, искреннее чувство любования природой. Пейзажи «Молотьба хлеба», «Окраина Кызыла», «Сесерлиг», «Место расположения партизан Щетинкина в окрестностях Кызыла» написаны живо, сочными мазками масляных красок.
Пришла Победа, и Тас-оол поступает в Московский государственный художественный институт имени В.И.Сурикова, где занимается под руководством народного художника СССР С. В. Герасимова. Но болезнь помешала ему пройти полный курс обучения станковой живописи.
В Туве Всеволод Ламаевич стал преподавать рисование, интересовался историей родного края, особенно периодом восстания 60 богатырей. В фондах Национального музея им. Алдан-Маадыр хранится несколько полотен на эту тему, созданных в разные годы. Первые картины «Суд феодала», «Наказание аратов», носят повествовательный характер. Автор, изображая кабальное положение семьи бедного арата, избиение женщины, плачущих детей, у которых забирают последнюю козу, рассказывает о тяжелой судьбе тувинского народа в прошлом веке. Напряженный сумрачный колорит зимнего вечера, взметнувшиеся, будто в гневе, кучевые облака предвещают грозную бурю - борьбу народа.
Полотно, точнее эскиз, «Восстание 60-ти богатырей» отражает один из эпизодов освободительной борьбы. По замыслу композиция картины построена так, что зритель как бы становится соучастником действия. Завершают цикл две небольшие работы «Пытка арата», «Казнь богатырей», наполненные трагизмом и болью за смерть героев.
Ярко раскрылось дарование Тас-оола в области портретного искусства. Несмотря на недостаточность профессионального мастерства, его живописные портреты привлекают точностью передачи внешнего облика и внутреннего душевного состояния героев полотен. На работах молодого художника в основном люди 1940-х годов. Вот перед нами чабан с открытым лицом и твердым характером. Широкий быстрый мазок подчеркивает силу и устремленность человека. Примечателен акварельный автопортрет Тас-оола. Одного из первых тувинских летчиков Ензака художник изобразил на фоне окна, за которым на зеленом поле виднеется самолет. В ином ключе, почти что «по-рембрандтовски» решен портрет отца, старого человека, пережившего много событий и потрясений, и все-таки не сломленного. Примечателен портрет писателя С.А. Сарыг-оола, в котором тонко выявлены состояние глубокого раздумья, сложный духовный мир одаренного человека.
Все-таки, вершиной его живописного мастерства, по мнению ряда тувинских художников, таких как В. Демин, И. Салчак, является жанровое полотно «Борьба хуреш». На большом горизонтальном холсте изображены крупным планом два тувинских борца, приготовившихся к схватке. Вдали виднеются небольшие трибуны со зрителями. Вся картина пронизана ярким солнечным светом, сочная цветовая палитра красочных мазков гармонирует с праздничным настроением людей. Этой мажорной колористической гамме вторят светлые разноцветные флаги на трибунах.
Казалось бы, судьба благоволила В.Л. Тас-оолу стать большим художником, все к этому шло, но он был вынужден в конце 1940-х годов спешно покинуть Кызыл и вернуться в Барун-Хемчикский район, где практически не оказалось никаких условий и художественных материалов для творческой работы. По рассказу одного известного тувинского художника, на Тас-оола донесли, «нашептали» в определенные органы, что он якобы ведет неправильный образ жизни и на него будет заведено «дело». Поэтому, боясь репрессивных мер, Всеволод Ламаевич быстро покинул столицу Тувы.
После этого Тас-оол фактически не занимался творческой деятельностью, не создал ни одного значительного произведения живописи. Он только преподавал и выполнял некоторые оформительские работы.
В 1980-е годы поседевший Всеволод Тас-оол приезжал в Кызыл, встречался с художниками И. Салчаком, В. Ховалыгом, М. Даржаем и другими, которые нарисовали несколько его портретов. Открытый в общении, доверчивый по характеру Тас-оол своим коллегам никогда не жаловался на судьбу, со снисходительной улыбкой повествовал о прошедшем и настоящем. Таким его запомнили наши тувинские художники, таким он останется навсегда в их памяти. Умер Всеволод Ламаевич в 1988 году.
В.Л. Тас-оол творил наравне и в одно время с известным живописцем В.Ф. Деминым, раньше С.К. Ланзы раскрыл события освободительной борьбы 60-ти богатырей, помогал становлению молодых художников. Тем самым Всеволод Ламаевич Тас-оол внес значительный вклад в развитие изобразительного искусства Республики Тыва.