Презентация Тувы в Европе - одна из самых сложных акций Года туризма. В турне по нескольким странам Старого Света в феврале отправилась целая «агитбригада» - шаманы, хоомейжи, театр танца и костюма «Эдегей». С руководителем делегации, начальником отдела по искусству Министерства культуры и туризма РТ Оюмой Хомушку встретился наш корреспондент.
- Оюмаа Седип-ооловна, кое-что о вашей триумфальной поездке мы уже сообщали нашим читателям. Что можете добавить?
- Чуть более месяца - с 26 февраля по 2 апреля - длилось турне. Нас было всего 23 человека.
Это шаманы общества «Адыг-Ээрен» («Дух Медведя») Лариса Кужугет, Кара-оол Допчун-оол, Юрий Ооржак, мастера горлового пения Андрей Монгуш, Эрик Сарыглар, Аяс Куулар, Ай-Хаан Ооржак, Кан-Хулер Саая и «Эдегей» с руководителем Кимой Чазаровной Донгак. В концертной программе мы попытались гармонично представить то, что по праву может привлечь внимание самого искушенного зрителя. Это, безусловно, древние обряды шаманов, уникальное горловое пение, пластика танцоров, изящество девушек-моделей, демонстрирующих шедевры из коллекций этнографического костюма.
Первая презентация прошла в Санкт-Петербурге, потом были Хельсинки, Варшава, Берлин, Вена, Брюссель, Лилль, Париж, Мадрид. Заключительное выступление состоялось 29 марта в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. Зал на две тысячи зрителей, среди них послы 128 стран во Франции, элитная публика.
- А что за мероприятие такое грандиозное было?
- Секретарь ТЮРКСОЙ Дюсен Касеинов проводил презентацию Науруз-байрама. Режиссер праздничного концерта поставил нас предпоследним номером. Зрители смотрели выступления артистов из Азербайджана, Татарстана, Башкортостана, Туркменистана и других государств с интересом, поддерживая аплодисментами. Настал черед Тувы. К сцене наши спускались через зал, в тишине (все стали приподниматься со своих мест, чтобы лучше видеть). Только когда поднялись на сцену - раздались звуки горлового пения. Я сидела в зале, поэтому наблюдала за реакцией зрителей: как примут? Зал пришел в движение - все две тысячи зрителей стали вытаскивать телефоны, фотоаппараты и видеокамеры, чтобы запечатлеть, записать. Заканчивалось выступление знаменитым «Шу-де!» Такой овации не был удостоен ни один другой коллектив. Все встали, кричали «Браво!» Меня била дрожь от нервного напряжения. Сидящие рядом стали обнимать, благодарить (до этого я им говорила, что это - мои!). В тот момент я поняла, почувствовала - что значит быть артистом. Отовсюду слышалось: «Сегодня тувинцы - номер один», «Концерт хороший, но тувинцы...» Посол Азербайджана искренне признался: «Померкли мои». За выплеском эмоций незаметно проскочил заключительный номер.
- Здорово. Прямо комок в горле. Это апофеоз, достойная точка в вашем турне. А какие еще были встречи, впечатления?
- В каждом городе было что-то особенное, памятное. В Российском доме науки и культуры в Париже в 1-м ряду сидела графиня Колетт Толстая, президент общества друзей Льва Толстого. Она была в восторге от нашего выступления, может, потому что любит Монголию, Тибет... Подошла ко мне, обняла. Вообще, получалось так, что все больше общались со мной, потому как артисты - на сцене, их руководители тоже, одна я - в зале.
Запомнилась пани Збравски из Варшавы. Она потом сказала нам, что после концерта всю дорогу до дома - два километра - ее сопровождали горловое пение, камлание шаманов... На следующий день она снова пришла...
На концертах возникало какое-то духовное единение, взаимное проникновение. Люди делились, что многие приезжали к ним: из Якутии, с Чукотки, иногда целый самолет с 200 артистами. Количеством брали. Но они даже не помнят, кто, например, выступал полгода назад. «А вот тувинцев мы и через сто лет не забудем. Они оставили самое яркое впечатление».
Поразил своим гостеприимством Олег Юрьевич Ксенофонтов, директор Российского дома науки и культуры в Вене. Он по-отечески опекал нас, помогал, как мог, создавал все условия. Четыре дня мы жили в гостиничных номерах квартирного типа бесплатно. После концерта сказал, что такой красоты неземной, такой культуры никогда в жизни не видел. Жена посла России во время концерта расспрашивала меня о каждом номере, а сын-подросток выражал свое зрительское мнение одними «Вау!»
- Вы, конечно, довольны поездкой. Каковы ее итоги?
- Конечно, рисковали, решившись охватить столько стран. Хоть и были предварительные переговоры, но все равно, в точности ведь не знаешь - какие будут залы для выступлений, акустика, сколько микрофонов и т.д. Это была беспрецедентная поездка. Принимающие были поражены такой презентацией Тувы, ее культуры и искусства. Мы ведь с собой взяли копии фоторабот из Национального музея - В. Ермолаева, В. Балчый-оола, В. Савиных, М. Чооду. Почти все национальные музыкальные инструменты, которые мы экспонировали, были приобретены музеями в Варшаве, Мадриде. По просьбе было подарено стилизованное платье шаманки - концертный вариант.
Если до нашего выступления организаторы подходили к проведению концерта порой формально, то после извинялись за некоторые «шероховатости». В Берлине, например, признались, что не ожидали такого зрелища, а то бы устроили выступление не в Российском доме науки и культуры (600 мест), а в концертном зале Конгресса!
Интерес к горловому пению огромный! Нашим хоомейжи приходилось даже давать мастер-классы. Много желающих было и с нашими высокими девушками-моделями сфотографироваться. И все восхищались: раз у вас такая культура, значит, есть что-то такое необычное на вашей родине...
Конечно, такой успех приятен и для молодежи из «Эдегея», и для наших известных хоомейжи, хотя они сами - не редкие гости за рубежом. Ажиотаж мы создали. Каждый концерт проходил «на ура». Наш председатель правительства, наверное, теперь будет получать благодарственные письма.
Близившийся к завершению разговор прервал междугородный звонок. Из Парижа позвонил Вячеслав Васильевич Шабельников, представитель Российского центра науки и культуры, сказал, что поклонники тувинцев продолжают звонить, интересоваться - и пригласил на фестиваль.