Для ценителей изобразительного искусства Национальный музей сделал подарок. Сегодня в его залах действуют несколько выставок, в экспозициях которых представлены прекрасные работы мастеров кисти и резца.
На выставке «Продолжатель традиций» экспонируются 16 камнерезных произведений Владимира Аракчаа. Он – носитель традиции, которую воплощала в своих произведениях малой формы первая женщина-камнерез, Раиса Аракчаа. Юбиляр – средний сын знаменитой резчицы, он наиболее полно воспринял древние секреты резьбы по камню и значительно расширил круг тематических сюжетов и композиций в тувинской народной скульптуре.
В экспозиции «Мелодии Тувы» представлена 31 работа малой пластики недавно ушедшего из жизни замечательного камнереза Маадыра Монгуша, который внес в камнерезное искусство значительный вклад многофигурными композициями «Мелодия Тувы», «Мен Тыва мен». Они по своей статике монументальны, но внешняя выразительность опоэтизирована и звучит наподобие тувинской песни, как музыкальный гимн родному краю. М. Монгуш многому научился у своего земляка, выдающегося скульптора Товарищтая Ондара. Они работали вместе над монументальным оформлением парка культуры и отдыха, созданием фонтана на площади Арата, памятников М. Черзи, А. Чыргал-оолу и другим. Посмертная выставка Маадыра Монгуша раскрывает его как талантливого, разностороннего народного мастера и скульптора-монументалиста.
Рисунки Нади Рушевой – это всегда встреча с прекрасным. Она отразила во многих из них тему человеческих страданий и войн как что-то ужасное, несовместимое с существованием человека. В рушевской экспозиции посетитель может увидеть работы, посвященные американской и израильской агрессиям: это зарисовки «Мать Вьетнама», «Сирийская мать и дитя». Об ужасах войны – «Жанна д’Арк на костре», «Зоя» (Космодемьянская), «Узник концлагеря Освенцим», интересны графические листы, изображающие некоторые военные сцены из романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
В зале временных выставок развернута экспозиция «Опаленные войной». В центре размещены 11 плакатов В. Демина и В. Тас-оола. Графические листы В. Елизарова «Голос Левитана», «Проводы», «Красный обоз» М. Петрова, «Клянемся» Ю. Курского предваряют начало выставки.
Экспонируются живописные работы выдающегося художника С. Ланзы – это портрет санинструктора Г. Доваадор, написанный в 1975 году. Перед зрителем предстает сильная волевая женщина. Заслуженный художник Тувы И. Салчак написал портрет кавалериста Д. Белекея (1982), уже взрослого, умудренного опытом человека с устремленным вдаль взглядом и мечтой о будущем родного края. Известный живописец М. Даржай – автор ряда портретов, среди которых выделяются образы санинструктора К. Норжун (1979), военного летчика А. Ензака (1974). Совсем по-иному изображает ветерана войны и труда Е. Дорофеева (1984) заслуженный художник Тувы Г. Суздальцев. Это не постановочный портрет, а портрет-картина, где фронтовик показан в действии на лодке, плывущей по реке.
В картине Ю. Деева «И девушки уходят на войну» (1979) изображена группа тувинских девушек на фоне светло-серых юрт, слева видны несколько фигур родных: пожилых родителей и маленького ребенка. Холст переливается приглушенным сине-зеленым колоритом, здесь художником раскрываются горечь прощания с близкими и высокое чувство гражданской ответственности. Известный живописец В. Ховалыг написал триптих – «Проводы тувинских добровольцев», «Возвращение добровольцев», «Встреча победителей» (1984). Последняя картина, наполненная светлыми солнечными красками, экспонируется на выставке, в которой городское население с цветами радостно встречает тувинских добровольцев-гвардейцев.
Уже в конце жизни известный художник-фронтовик Ю. Курский создал ряд замечательных полотен на военную тему – «Подарки от братской Тувы» (1985), «Под Берлином» (1984), «Позавчера была война» (1987), раскрывающие тему большой помощи Красной Армии от ТНР; портреты – картины о конкретных тувинских бойцах, которые прошли весь путь до победы.
А. Бовейлен написал интересную бытовую картину «Возвращение Х. Н. Чургуй-оола, Героя Советского Союза» (1984), в которой наш знаменитый танкист у себя в юрте среди родных, близких принимает своего русского друга-фронтовика.
Все о Второй мировой хранится в фондах Национального музея. Последнее поступление картины на военную тему датируется 1990 годом. В настоящее время, к сожалению, молодое поколение художников почти не отражает в творчестве Великую Отечественную. Хотя тем для творчества – множество. Достаточно сказать, что до сих пор в фондах музея нет ни одной живописной работы о санинструкторе Вере Байлак…