Комфортно ли живется в юрте? Как попасть на приём к шаману? Какую сенсационную находку обнаружили археологи в начале XXI века? Об этом и многих других удивительных вещах расскажет новый документальный фильм проекта «Лица России», съёмки которого закончил в Туве Михаил Кожухов. Своими впечатлениями о поездке делится сотрудница исполнительной дирекции Русского географического общества Ольга Грибова, сопровождавшая съёмочную группу известного тележурналиста. В течение нескольких лет агентство «Росбалт» реализует проект, который рассказывает нам, жителям одной из самых многонациональных стран мира, о нас самих. С помощью современных систем коммуникации и мультимедиа проект повествует о жизни народов России, показывает, какие разные культуры сосуществуют на территории страны, взаимно обогащая друг друга. Проект объединяет серию документальных фильмов, интернет-ресурс и разнообразные образовательные программы.
В марте 2010 года на реализацию части проекта был выделен грант РГО, в рамках которого будет создано несколько фильмов. Два из них – о Республиках Тува и Хакасия снимает известный тележурналист и путешественник Михаил Кожухов.Посмотрев эти фильмы, человек должен понять, почему бурят – это бурят, а карачаевец – это карачаевец, – поделился с редакцией портала своими мыслями о будущем фильме Михаил Кожухов перед самым отъездом на съёмки. - К сожалению, хотя на уровне слов мы понимаем, что в нашей стране живет много народов, мало кто может сказать, чем, например, мордвин отличается от эрзи. А многие и не знают, что существуют эрзи».
Съёмки первого фильма прошли в июле и охватили почти всю территорию Тувы. Первым пунктом маршрута стал фестиваль Устуу-Хурээ, названный так в честь старинного храма, восстановлением которого занимается Культурный фонд «Крепость Пор-Бажын». Ежегодно на живописной лесной поляне у горной реки в районе города Чадан собираются музыканты и любители живой музыки из разных уголков планеты. В течение нескольких дней они живут в палатках, общаются и слушают музыку, которая не перестает звучать даже ночью.
«Больше всего нас впечатлило горловое пение. Этот уникальный вид искусства присущ лишь некоторым народам Саяно-Алтайского региона, – вспоминает Ольга Грибова, – для европейского уха оно звучит непривычно – странные, таинственные звуки. Впечатление невозможно передать словами».
Тувинское горловое пение – хоомей – заметно отличается от аналогичного искусства алтайцев, бурятов и монголов большим разнообразием стилей. Основными считаются пять – каргыраа, хоомей, сыгыт, эзенгилээр, борбаннадыр.
Уникальность пения в том, что исполнитель извлекает две ноты одновременно, образуя таким образом оригинальное двухголосное звучание.
Побывав на фестивале, съемочная группа отправилась в глубинку, в Бай-Тайгинский кожуун. По традиции проекта «Лица России», для рассказа о жителях Тувы была выбрана семья из нескольких поколений, живущих вместе и передающих по наследству секреты местных народных ремёсел. Члены семьи, принимавшей съёмочную группу Кожухова, оказались, по словам Ольги, необыкновенно гостеприимными и приятными людьми. В собственной мастерской несколько поколений мастеров занимаются обработкой камня, литьём металла, выделкой шкур, шитьём одежды из кожи и производством местных музыкальных инструментов.
Больше всего удивило как самого Михаила, так и сопровождавших его сотрудников РГО, как в этой семье готовят муку.
Рассказывает Ольга Грибова: «В селе есть магазин, где можно купить абсолютно любой продукт. Тем не менее, муку в этой семье предпочитают делать самостоятельно. Процесс долгий и трудоёмкий: зерно надо целый день толочь в специальной ступе. Эта работа настолько тяжела, что не считается женской, муку делают и мужчины».
Одним из распространенных местных лакомств является печёное зерно. Его очищают от шелухи, разжигают костер, кладут на металлическую поверхность и нагревают. Получается что-то вроде попкорна. Но это повседневная еда, гостей встречают кумысной водкой – аракой и блюдами из баранины.
Национальная борьба хуреш является одним из символов Тувы, наряду с горловым пением, камнерезным искусством и традиционными конными скачками. Конечно, Михаил Кожухов, не смог отказать себе в удовольствии помериться силами с одним из профессионалов в этом виде спорта.
Визитной карточкой Тувы многие местные жители считают целебные источники – аржаны. Их вода обладает целебными свойствами, причем каждый источник лечит от определенных болезней. Высокогорный район аржанов, где продолжились съёмки фильма, всегда заставлен юртами и палатками. Три раза в день – считается, что чаще это делать нельзя – люди пьют целебную воду и обливаются ею. Аржаны уникальны еще и тем, что в их окрестностях совсем нет комаров. Свойство источников отпугивать кровососущих оказалось весьма кстати, поскольку ночевать членам съёмочной группы, включая самого Михаила, пришлось в юрте.
А вот главного шамана Республики Тувы комары почему-то не боятся. На берегу реки, где он проводил специально для Кожухова обряд очищения, было такое полчище крылатых «кровопийц», что небо, по словам Ольги, казалось серым.
«Обряд выглядел очень эффектно, – рассказывает Ольга, – шаман был с помощниками. Он разжигал костёр, лил туда молоко, бил в бубен, высоко подпрыгивал… Было красиво, громко, мистически-таинственно. Если бы не туча комаров, которые напали на нас, как только мы оказались на берегу, мы, наверное, провели бы там больше времени».
В Туве удивительным образом, не мешая друг другу, уживаются шаманизм, буддизм и христианство, а главный шаман республики даже ведёт в Кызыле официальный приём населения. Еще одна достопримечательность города – знак, обозначающий географический центр Азии, хотя на самом деле реальный центр континента находится в 12 км от населенного пункта, у слияния двух рек – Большого и Малого Енисея.
Юрта, стоящая во дворе обычного жилого дома, – привычная картина для Тувы. Местные жители пользуются ими не из-за дефицита жилой площади, а потому, что это привычно и удобно.
Показали Кожухову и жемчужину Кызыла – национальный музей Республики Тува. Недавно на главной улице города для него построили новое здание с позолоченной крышей, в которое музей въехал 7 февраля 2008 года.
Здесь хранится уникальная коллекция золота из кургана Аржаан-2, находка, ставшая сенсацией в археологическом мире и во многом перевернувшая современные представления о древней истории. Украшения, обнаруженные в одном из курганов, поражают мелкой работой, выполнить которую без микроскопа, казалось бы, невозможно.
«Скифское золото» объехало всю Европу и вернулось на родину, где доступно для обозрения всем желающим.
«Главное впечатление от поездки – удивление от того, какие мы всё-таки разные. Мы живём вместе, в одной стране, на территории одного государства. И мы так не похожи друг на друга. Удивительно, что на территории одной страны сосуществуют такие разные, такие самобытные, уникальные культуры, – говорит Ольга Грибова».
Кстати, общих черт у российских регионов тоже немало. Самые распространенные из них, по наблюдению съемочной группы, это гостеприимство и… плохие дороги.
Справка
В 2001 году на кургане Аржаан-2 в Турано-Уюкской котловине отрогов Западных Саян на севере Тувы была обнаружена непотревоженная могила VI-V вв. до нашей эры. Исследователи называют степь в окрестностях поселка Аржаан «Долиной царей», так как в этом месте сосредоточены наиболее крупные курганы ранних кочевников Евразии.
В глубокой квадратной яме находился хорошо сохранившейся сруб с двойными стенками из бревен сибирской лиственницы. На тщательно обработанном полу лежали двое погребенных – мужчина и женщина, одетые в костюмы, украшенные золотыми нашивными бляшками.
На их одежде учёные насчитали около пяти тысяч золотых украшений, а головные уборы были украшены золотыми пластинами в виде лошадей, оленей, барсов. Женский головной убор венчали золотые шпильки с гравировками. Кроме того, в погребении найдены бронзовые зеркала, многочисленные женские украшения, а также массивная золотая гривна – символ власти вождя. Поверхность гривны, также как и многие другие предметы, украшали изображения животных, являя собой своего рода энциклопедию древнего народа.
Найденные ценности стали свидетельством наличия у населения Тувы раннескифского периода ювелирного мастерства высочайшего уровня.