«Бог огня, одари счастьем, прошу, огонь, одари счастьем, быть добру в юрте…» – раздается в конференц-зале Национального музея ритмично-завораживающий голос санкт-петербургской актрисы. Фотография на экране, запечатлевшая экстаз камлающей шаманки. Когда под звуки ее бубна сквозь огонь костра всплывает пейзаж тувинской степи, кажется, что это ты, зритель, отправляешься в путешествие, о котором молит посредник: «Переплывем через реку, через которую запрещено переходить, осилим перевал, куда запрещен подъем». Впервые в этом зале алгыши тувинских шаманов звучат на русском языке. Впервые фотографии Тувы благодаря изящному монтажу трансформируются в видеофильм, который начинается текстом: «В нашей огромной России есть совершенно таинственная и прекрасная страна. Там могучие хребты с вечными снегами касаются неба. Между льдом и пустыней – горы, покрытые девственным лесом».
Фильм – подарок санкт-петербургского научного сообщества поклонников Тувы к юбилею доктора исторических наук Монгуша Бораховича Кенин-Лопсана.
И это тот подарок, которого больше всего достоин Монгуш Кенин-Лопсан: духовному учителю – духовное приношение.
Даритель – фотохудожник Станислав Шапиро.
– Мне, – сказал участник проекта «По путям исследователей Хакасии и Тувы ХVII – ХХ веков», – хотелось сделать подарок Монгушу Бораховичу от его ленинградских друзей. Подарок человеку, имя которого «Хранитель тувинского шаманизма» будет сверкать золотыми буквами в истории Тувы.
Фильм немного запоздал, но одна строка из его текста объясняет задержку: «Когда видишь всадников на полях, кажется, что это скифы или гунны». Так увидеть нашу «таинственную и прекрасную» Туву могут только историки и археологи. Их-то, собравшихся на родине юбиляра лишь летом, и ждал автор фильма. Среди ленинградского десанта пожелавших поздравить национальное достояние Тувы археологи Константин Чугунов, Владимир Семенов, фотограф Владимир Никифоров, историк, поэт и публицист Анджей Иконников-Галицкий, другие гости. Поэма, которую прочитал Анджей, по его словам, возникла на стыке традиций русской и шаманской поэзии. Прозвучала в ней и латынь, вековой спутник исследователей. В конференц-зале зрители могли также познакомиться с фотовыставкой С. Шапиро и В. Никифорова «Дорога через Монгун-Тайгу».
Одним из сюрпризов этого праздника было видеопоздравление научного отшельника Георгия Курбатского, который назвал Монгуша Кенин-Лопсана духовным оркестром. Как это образно и точно: каждый просветительский инструмент, за который брался Кенин-Лопсан, будь то фольклор, этнография, музейное дело, публицистика, поэзия, вливался в общий симфонический строй мощной партией.
К числу поздравителей присоединился и министр образования республики Петр Морозов. Отдав дань юбиляру как основателю народной педагогики Тувы, он сказал:
– Преклоняюсь перед этим человеком. Благодарю судьбу за то, что он есть в моей жизни, что он живет именно в нашей Туве и еще многое должен сделать для образования детей и потомков.
Фотофильм С. Шапиро «Настигающий птицу», сделанный по последнему слову компьютерных технологий, прекрасно озвучен. Клекот коршуна, журчание ручья, голоса животных – это редчайшие полевые аудиозаписи, сделанные несколько лет назад еще одним поклонником Кенин-Лопсана – американским ученым Ральфом Лейтоном, – и произведения тувинского ансамбля «Хун-Хурту».
Взволнованный юбиляр поблагодарил десант с берегов Невы:
– Мои ленинградские профессоры завещали мне заняться шаманским фольклором в те годы, когда этот слой культуры был запрещен. Ленинградским ученым, поклонникам Тувы, мы обязаны очень многим. Особенно археологу Чугунову, который прославил Туву найденным им золотом скифов. Я уверен: и в дальнейшем ученые Тувы и Санкт-Петербурга всегда будут работать в творческом содружестве. И будет еще много новых открытий.
Написав на подарке адрес, известный ученому миру: «Тува, Кызыл, избушка, Кенин-Лопсану», автор фильма завершает его так: «Зачем офис великому шаману? Что может узнать он из компьютера? Он по-прежнему принимает всех, кто идет к нему с вопросами. Но ответ получают те, кто хочет его найти».
Когда на улицах Кызыла я снова увижу этого странного пожилого человека, очень скромно одетого, с заплечной сумкой странника, углубленного в себя, уверена, в памяти всплывут слова из фильма Станислава Шапиро: «Имя, данное ему тибетским монахом, переводится как «дурак-гений».