Зоя Кыргысовна Кыргыс в настоящее время является одним из ведущих ученых в области музыкознания Республики Тыва, истинным знатоком тувинского музыкального фольклора. Она начала этот путь, когда стала научным сотрудником ТНИИЯЛИ в 1973 году: от должности младшего научного сотрудника до ведущего и заведующего сектором культуры. Магнитофонные записи музыкального фольклора давно ушедших из жизни знатоков, сделанные З.К. Кыргыс вошли в золотой запас Фольклорного фонда ТНИИЯЛИ (ТИГИ).
З.К. Кыргыс написала ряд крупных научных исследований, имеющих фундаментальное значение не только для тувинского музыкознания, но и для отечественного этномузыкознания в целом. Она имеет более 90 научных публикаций, в том числе монографий: Песенная культура тувинского народа.- Кызыл, 1992; Хоомей – жемчужина Тувы.- Кызыл, 1992; Тувинское горловое пение.- Новосибирск, 2002. Соавтор 2 тувинских томов серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока»: Тувинские народные сказки.- Новосибирск, 1993; Тувинский героический эпос.- Новосибирск, 1997. Как составитель, подготовила к печати том «Тувинские народные песни и обрядовая поэзия» из серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» др. Кроме этого есть уникальная работа «Тыва улустун алгыш-йорээлдери», которая стала в настоящее время редким изданием и пользуется огромной популярностью в народе.
Наряду с первым крупным монографическим исследованием А.Н. Аксенова «Тувинская народная музыка», которое способствовало зарождению и развитию музыкальной фольклористики в Туве, работы З.К. Кыргыс заложили основу тувинского этномузыкознания. Ее исследования представляют важнейший этап изучения музыкальной культуры тувинцев, более углубленный и развернутый в историческом и общекультурном ракурсах.
Работы З.К. Кыргыс посвящены различным жанрам музыкального фольклора: это и песенная культура, горловое пение, эпические жанры (музыкальные сказки и сказания), шаманские песнопения и др. Круг научных интересов ученого достаточно широк. В каждом из выбранных аспектов З.К. Кыргыс выделила существенные особенности. Ее работы являются основой для будущих исследований в области тувинской музыкальной науки.
В трудах З.К. Кыргыс исследуется развитие жанровой проблематики в контексте песенной культуры тувинцев, она изучила природу традиционной вокальной музыки тувинцев, используя предложенный Е.В. Гиппиусом метод многоаспектного системного анализа исторически сложившихся местных стилей народной музыки. Продолжая традиции своего учителя, З.К. Кыргыс фиксирует ранее неизвестные тувинской фольклористике образцы целого ряда жанровых разновидностей песенной культуры и впервые – по отношению к тувинскому музыкальному фольклору – предлагает разделение песен на приуроченные и неприуроченные жанры.
Подчеркнем, что в тувинской фольклористике до настоящего времени классификация неприуроченных песен, фигурирующая в работе З.К. Кыргыс, остается признанной и достаточно устоявшейся. Действительно, она позволяет более тонко дифференцировать богатый песенный фольклор на основные жанровые группы и подгруппы. Отметим также, что новым элементом в исследовании З.К. Кыргыс является также анализ мелодического и стихового строя сказок и героических сказаний, которые выделены в самостоятельную жанровую группу.
Отдельную публикацию, а позже – монографию]З.К. Кыргыс посвящает искусству горлового пения, где собран разнообразный материал по истории его зарождения и развития, зафиксированы его разновидности и стили, музыкальные особенности. Вслед за А.Н. Аксеновым автор книги считает горловое пение особым жанром тувинской вокальной музыки. Специфика звукоизвлечения, названная автором “хоректээр” (“петь с опорой на грудь”), выделяет горловое пение, в том числе и в жанровом отношении, из всего музыкального наследия тувинцев. В данном исследовании автор досконально проанализировала, фундаментально осмыслила феномен горлового пения. Эта монография является результатом многолетнего, тщательного и скрупулезного труда автора. В настоящее время жители Тувы, носители этой традиции гордятся тем, что такое исследование сделано именно в Туве, поскольку исследование «Тувинское горловое пение» способствует не только развитию исполнительской традиции, но и в научном плане закрепляет статус тувинского горлового пения как уникального искусства народов Центральной Азии.
Зоя Кыргысовна не останавливается на достигнутых успехах. Исследования З.К. Кыргыс продолжаются. В настоящее время вышли новые работы автора среди которых, к примеру, «Тувинское горловое пение в контексте шаманской культуры и исполнительства».
Именно благодаря Зоя Кыргысовне в первую очередь научный мир узнал о многообразии и богатстве тувинского горлового пения.
В юбилейный не только для ТИГИ год, когда отмечается 65 лет со дня его создания, но и для Зои Кыргысовны Кыргыс, желаем ей здоровья и новых творческих достижений.