Буддийские монахи в течение 12 дней проводили в республике масштабные ритуалы. Вчера, 11 октября, в Кызыле состоялось разрушение мандалы Ямантаки и раздача освященного песка верующим. Также монахи продемонстрировали публике Мистерию "Цам".
В церемонии разрушения мандалы вместе с многочисленными жителями республики принял участие глава Тувы Шолбан Кара-оол.
«Когда мы созерцаем песочную мандалу Ямантаки и проводим сопряженные с ней ритуалы, то закладываем в своем сознании очень сильный благой отпечаток, - объясняет возглавляющий группу монахов геше-лхарамба Отог Ринпоче. - Благодаря этому отпечатку в будущем мы сможем воочию увидеть настоящую просветленную мандалу святых божеств».
По мнению монахов Дрепунг Гоман, построение мандалы Ямантаки наиболее благоприятно для буддийских регионов России, где в годы Советской власти убивали лам и разрушали монастыри. Ведь, будучи гневным божеством, Ямантака отсекает всевозможные препятствия на пути духовного развития, а, являясь гневным аспектом Манджушри, он способен наделить людей мудростью и знанием.
Во всех буддийские ритуалах, которые проводились с 28 сентября по 11 октября, участвовали многие верующие Тувы из разных уголков республики. Программа оказалась очень насыщенной. Помимо строительства мандалы, проводились лекции и ритуалы «Сержим» и «Ченсрик», в храме «Цеченлинг» состоялось открытие 8 ступ «Будды Шакьямуни», посвящение мантры Авалокитешвары, посвящение долгой жизни.
Кроме этого, в торжественной обстановке была проведена интронизация нового Камбы-Ламы Тувы.
Сайт "Сохраним Тибет" публикует биографические справки лам, побывавших в Туве:
Глава делегации - геше-лхарамба Отог Ринпоче Тензин Дамчой
Родился в местности Тиза, в районе Литан провинции Кхам. Отец Сонам Гомбо, мать Келсан Долма. В 8 лет поступил в монастырь Тиза Гомпа. Учил наизусть молитвы, изучал тибетский язык и письменность. В 11 лет отправился в Индию продолжать учебу. С 1986 по 2006 г. учился в Гоманг дацане у учителя геше Ёнден Дамчой. В 1987 году был признан Его Святейшеством Далай-ламой 14-м воплощением Отога Ринпоче. После сдачи всех экзаменов, в 2006 году успешно защитился на геше-лхарамбу. В тот день когда Ринпоче защищался на геше, ранним утром еще до восхода солнца, над главным храмом монастыря появилась радуга, что у тибетцев означает благой знак. В 2007 году в течение года, как все вновь защитившиеся геше, изучал тантру в тантрическом монастыре Гьюмед. Во время учебы много раз выступал главенствующим на тантрических ритуалах. Также во время учебы в монастыре Гьюмед, преподавал буддийскую философию в школе дацана. Сейчас он дает уроки и консультаций студентам в Гомане. Параллельно является секретарем ассоциаций перерожденцев Гоманг дацана.
Тубтен Сопа
Родился 26.01.1973 в тибетской деревне в штате Орисса, в Индий. В 6 лет поступил в Гоман и начал учиться в школе монастыря. После окончания школы начал изучать философию. После перешёл в отделение Гомана специализирующую на ритуалах. Несколько ездил с туром в США и Японию. Мастер по ритуалам и по построению мандалы.
Тензин Гьяцо
Родился в 1982 году в провинций Амдо в районе Цононбо в местности Манра.В 13 лет поступил послушником в монастырь Таршу Гонпа. Изучал тибетскую письменность, учил молитвы.в 1996 году поступил в Гоман. Изучает философию, сейчас на 15-ом курсе. Мастер мандалы и мистерий Цам.
Кунсанг Гьяцо
Родился в 1983 году в провинций Амдо,в районе Цононбо в местности Манра. С 8 по 12 лет учился в обычной школе.в 12 поступил в монастырь Таршу Гонпа. Там изучал ритуалы и учил молитвы. в 1999 году поступил в Гоман.В данный момент на 13-ом курсе сего учебного заведения. В 2004 и 2005 годах ездил в США с туром. Мастер мандалы и Цама. А также художник.
Лобсанг Ёнтен
Родился в 1982 в провинций Кхам в районе Литан.С малых лет принял монашество в монастыре Литан Гончен.в 1993 году поступил в Гоман, сейчас на 16-ом курсе. В 2007 году был в Японии. В 2009 году ездил в Россию. Мастер мандалы, ритуалов и Цама.
Лобсанг Нгаванг
Родился в 1982 году в местности Бамбар зонг, в провинций Кхам,в Тибете. Отца зовут Сандок а мать Балмо Чойжид. В 6 лет пошел в обычную школу. Потом в возрасте 10-и лет принял монашество и стал послушником монастыря Пожонг Жамбалинг. Там же учился ритуалам, учил наизусть молитвы,изучал тибетскую письменность. В 1997 году поступил в Гоман, начал изучать философию,сейчас на 13-ом курсе. Мастер по ритуалам и храмовых песнопений. В данный момент временно замещает первый голос монастыря.