Три последних встречи философского клуба Молодежно-студенческого общества «Идегел» города Новосибирска, которые проходят каждый вторник в Областной юношеской библиотеке, были посвящены ключевому понятию в жизни — любви. Напомню, что ведущим наших встреч является студент 5 курса филологического факультета НГУ председатель общества и философского клуба Чойган Ондар.
Что такое любовь?
Обычно молодые привязывают любовь к противоположному полу, к родителям или Родине. Чойган же просил абстрагироваться и подумать, что означает это понятие вообще. Оказалось, что почти никто из присутствующих ребят не смог ясно изложить, что такое любовь. Если человек не может ясно выразить свою мысль, то значит, он не понимает о чем говорит.
Тогда Чойган поделился своими наблюдениями. Он сказал, что любовь — это бескорыстная отдача, и она не может приносить страдания. «Ручка может любить?» — спросил Чойган. «Нет, она же не живая», «ручка ничего не чувствует», — считали одни. «Ручка не осознает себя, а любовь — это осознанное действие. Значит, не может любить», — высказывались другие.
— Но ручка служит нам. Мы можем писать ей или использовать в любой другой форме. Она полностью и бескорыстно служит, выражая, таким образом, любовь к людям, — озадачил всех Чойган.
Еще сложнее для осознания оказался тезис, что любовь не может приносить страдания. Фильмы, книги, песни «кричат» о несчастной любви. Влюбляясь, человек испытывает страдания от безответности своих чувств или от ревности. Только любимые и близкие люди могут приносить мучительных душевные страдания. Многие говорили, что любовь и страдания неразлучны: «Не узнав одного, не познаешь другое».
Но логически утверждение, что «любовь не приносит страдания» можно доказать следующим образом. Любовь — бескорыстная отдача. Это означает, что она ничего не ждет взамен и благодарит то, что уже есть. Когда мы ждем, то находимся в состоянии ожидания удовлетворения своего желания. А неудовлетворенные желания всегда вызывают гнев, страдания. Если нет эгоистических желаний, а есть только желание служить другим, то нет причин для страдания.
Таких высоких стандартов во взаимоотношениях возможно достичь, если понять и признать, что любовь — это искусство, которому нужно учиться. Воспринимая любовь как чувство, которое существует само по себе подобно материнской любви, легко обмануться и разочароваться в своем избраннике
Чойган посоветовал членам философского клуба познакомиться с книгой немецкого социолога и философа Эриха Фромма «Искусство любить». Большой проблемой в будущем могут стать изначально неверная позиция «хочу, чтобы меня любили». Особенно в молодом возрасте человек делает все, для того чтобы его любили. Девушки усиленно следят за своей внешностью, парни пытаются стать богатыми. Тогда как наоборот, нужно стремиться самому научиться любить. Ребята обсуждали, что любить — это большой повседневный труд, который требует знаний и усилий.
Любовь в семье
Встреча, посвященная этой теме, прошла особенно живо и волнительно, поскольку все молодые хотят создать крепкую и счастливую семью. Для многих понятие любви ассоциируется именно с их будущей семьей.
Сначала Чойган рассказал нам про семь уровней брака по критерию надежности с точки зрения индуизма. Это очень интересная информация, хорошо осваиваемая ребятами.
Например, первый уровень брака основан на половом влечении партнеров друг к другу. К сожалению, многие семьи неосознанно так и создаются. Второй вид брака держится на приятном времяпрепровождении. Супругов связывает совместное занятие спортом или другое хобби. Третий уровень, более серьезный, основан на том, что супруги чувствуют жизненную энергию друг друга и радуются этому. Но у них нет взаимопонимания на умственном уровне, не общей высокой цели. Четвертый вид брака держится на финансовой стабильности. Нужно сказать, что, достигая нужного уровня, становятся доступными только нижние, а не верхние уровни. Например, пятый вид брака основан на творческом подходе к жизни. Такие семьи — поэтов, писателей, художников, ученых — могут включать в себя и дружбу, и финансовую стабильность, но не седьмой уровень. Шестой вид брака держится на взаимопонимании на уровне ума. Этого невозможно достичь, если не развивать в себе хорошие качества характера. Например, люди занимаются общим делом и в результате сильного взаимопонимания начинают любить друг друга. При этом, там, безусловно, может быть и творчество, но как соединяющая основа, выступает именно самосовершенствование супругов. Седьмой уровень — самый высший по критерию надежности — основан на совместном духовном развитии. Это желание найти супруга, который прогрессирует в духовном плане.
Студенты интересовались: «Возможно ли развитие с первого уровня до более высокого?» Чойган отвечал, что в принципе возможно, но крайне сложно.
Интересным было определение обязанности мужчины в семье. Из представителей мужского пола на встрече был педагог дополнительного образования Центра дополнительного образования города Кызыла, член общественной региональной экологической организации «Сердце природы» Омак Ондар и студент 3 курса института дистанционного зондирования и природопользования Сибирской государственной геодезической академии Экер Кара-Сал.
У них совместно с учетом мнений представительниц женского пола список мужских обязанностей в итоге выглядел следующим образом:
- Найти жену,
- Обеспечить финансовую стабильность семье,
- Хранить верность жене,
- Быть ответственным за материальное, эмоциональное состояние семьи,
- Уделять внимание жене,
- Слушать жену,
- Иметь терпение,
- Обладать стойкостью,
- Быть целеустремленным,
- Быть мудрым,
- Любить жену.
Любовь в буддизме
На третьей встрече Чойган рассказал о том, что значит любить с точки зрения буддизма. Это был один из самых серьезных и трогательных вечеров философского клуба. «Я вправе только рассказать, но не учить вас этому», — признался наш председатель.
Любовь в буддизме основывается на двух принципах: не вредить живым существам и помогать им. Счастье одного отдельного человека зависит от счастья окружающих его живых существ. Например, человек, имеющий завод, который загрязняет воздух, сам же дышит этим воздухом. Относиться ко всем живым существам надо одинаково, не разделяя на врагов и друзей. Потому что буддизм учит, что все живые существа были нашими матерями, и мы выпили у каждого по шесть океанов молока.
Чойган говорит, что человек не может научиться любить, если он не любит свою мать. «Ребята, которые выпивают, не до конца осознают свою любовь к матери, — считает председатель философского клуба. Родители отправляют им деньги, и они не хотят, чтобы их ребенок выпивал».
Через материнскую бескорыстную любовь мы учимся любить всех живых существ. Если человек сделал или сказал неприятное, то надо «вспомнить», что он когда-то был вашей матерью и любил также, как и ваша мама. Тогда вы поймете, что весь негатив, исходящий от него, не сравнится с материнской любовью, которую вы получили от него в другой жизни.
Чойган поделился с практиками, направленными на развитие сострадания к живым существам. Он рассказал, что такое сострадание и любовь, но признался, что сам не до конца видит разницу между ними.
Жалко, что у ребят не всегда получается регулярно приходить на встречи философского клуба. Но для тех, кто приходит, есть прекрасная возможность для духовного развития. По мнению студентки 5 курса юридического факультета СибАГСа председателя юридического клуба Олча Долзатмы, «Идегел» начинается с философского клуба, где люди учатся быть мудрее, чище и добрее. Можно сказать, что философский клуб — это сердце «Идегел».