В областной юношеской библиотеке Новосибирска каждый вторник студент 5 курса филологического факультета НГУ председатель Молодежно-студенческого общества «Идегел» Чойган Ондар проводит вечера философского клуба, объединенные в цикл «Философия в повседневной жизни».
Центральной темой в октябре для юных философов стала тема любви. Свои рассуждения мы интуитивно начали с тезиса «любовь – основа всего» не понимая, что такое любовь вообще. Постепенно пришли к тому, что любовь – это бескорыстная отдача, и она не может приносить страдания. На первый взгляд может показаться, что голое знание этого утверждения поможет изменить жизнь к лучшему. Однако если не воспринимать любовь как искусство, которому нужно учиться, то человека неизбежно будут ожидать разочарования. Поэтому члены философского клуба попросили Чойгана специально провести вечер, посвященный теме «Любовь – это искусство».
За основу мы взяли труд немецкого философа и социолога Эриха Фромма «Искусство любить» и свои умозаключения, которые ребята самостоятельно вывели на вечерах философского клуба. По мнению немецкого мыслителя, существуют три причины, по которым люди ошибочно считают, что любви не нужно учиться. Во-первых, в основном все хотят быть любимыми, а не любить самим. Люди делают все возможное для того, чтобы возбуждать любовь к себе. Во-вторых, многие считают, что самое сложное – это найти объект любви, а не сам процесс любить. И последние ложное убеждение заключается в том, что человек путает любовь с чувством голода одиночества. Когда двое молодых людей встречаются, то каждый из них утоляет свой голод одиночества, который со временем угасает. Совместное времяпрепровождение уже не приносит прежнего удовольствия, а иногда и — страдания. Тогда молодые делают ложный вывод, что ошиблись в объекте любви и расстаются.
Юные философы осмысливали, как избежать подобных ситуаций в своей жизни. Студентка 2 курса экономического факультета СибАГСа Саглай Кызанмай согласилась с тем, что любви нужно учиться: «Искусство любви как раз и заключается в том, чтобы развивать себя как личность, свою способность любить себя и окружающих. Также искренне интересоваться людьми, проявлять заботу, внимание, уважение». Менеджер по этнокультурным проектам «СибЭкоЦентра», любитель тувинской культуры Александр Мокеров высказал свое мнение, что возможно научиться любить, если супруги друг для друга как попутчики: «Они должны смотреть, двигаться в одном направлении и иметь общую цель».
Для многих ребят сложно понять и принять, что любовь не может приносить страдания. Ибо вообще трудно представить себе объект в этом мире, который не может приносить страдания. Поэтому ребята резонно засомневались, насколько реально добиться в жизни таких высоких стандартов, о которых мы так много говорим? Называть любовью только бескорыстную отдачу? Годами учиться любить? Отсюда вытекает вопрос: а зачем вообще тогда рассуждать на подобные темы?
Мнения прозвучали самые разные. Например, студентка 5 курса юридического факультета СибАГСа Олча Долзатмаа считает, что «с помощью философского клуба возрождаются истинные духовные ценности. Теоретические знания особенно пригодятся тем, кто в будущем собирается создать крепкую семью». Я высказалась, что важно говорить и самостоятельно думать об этих ценностях. Поскольку от образа мыслей зависит образ нашей жизни. Ничего страшно, если у нас не всегда получается любить бескорыстно. Главное стремление к самосовершенствованию. Чойган сказал, что знает людей, которые живут так, как мы только говорим. Также он предупредил, что знания, полученные на вечерах философского клуба, не должны льстить нашему эго. «Не думайте, что теперь вы стали мудрыми и знаете, как жить дальше. Пусть это послужит лишь толчком для дальнейшего вашего саморазвития».
Председатель философского клуба настроил нас на серьезный разговор, который нас ждет на следующей встречи, посвященной теме «Причина негативных эмоций». Он раздал трем добровольцам книгу Его Святейшего Далай-Лама «Тайны счастья» с заданием прочитать нужные главы. Можно с уверенностью сказать, что постоянные члены философского клуба готовы постигать буддийские истины.