Похоже, что ученым удалось разгадать загадку Пор-Бажына. Что это за строение? К какому периоду оно относится? Каким было предназначение Пор-Бажына? На эти вопросы обещали ответить ученые, когда производили раскопки на Пор-Бажыне в 2007-2008 годах. Ответы удалось получить благодаря сотрудничеству археологов и геологов и с помощью новейших методов научных исследований.
В 1980-х годах появилось особое междисциплинарное научное направление - геоархеология. Пор-Бажын стал практически первым в современной России геоархеологическим проектом, организованным Культурным Фондом «Крепость Пор-Бажын» в рамках деятельности Российского фонда фундаментальных исследований.
«Уникальность научных экспедиций на Пор-Бажын состоит в их комплексности, - отметила научный руководитель проекта «Пор-Бажын», заведующая отделом археологии Института этнологии и антропологии РАН Ирина Аржанцева. - Впервые на моей памяти археологам была предоставлена возможность сформировать команду единомышленников, и не только археологов, но и архитекторов, реставраторов, и тех, кого гуманитарии называют «естественниками»: геофизиков, геоморфологов, гидрологов, почвоведов, мерзлотоведов».
На XIV съезде Русского географического общества, который состоялся 14 декабря 2010 года в Санкт-Петербурге, на одном из заседаний секции по ландшафтоведению, группа ученых ведущих университетов Москвы, Санкт-Петербурга, Казани (А.В. Панин, И.А. Аржанцева, М.А. Бронникова и другие) представили доклад «Геоархеология: место географии (на примере проекта «Пор-Бажын»)». Мы представляем читателям основные тезисы этого доклада.
Крепость, резиденция китайской принцессы или монастырь?
Пор-Бажын (50°36”53»с.ш., 97°23”07»в.д.) - глинобитное сооружение, внешне напоминающее остатки крепости размерами 210Ч160 м, располагающееся на небольшом (6 га) низком острове в мелководном (в среднем 0,5-0.6 м) озере Тере-Холь, юго-восточная Тува.
Первым исследователем памятника был русский археолог и этнограф Д.А. Клеменц, посетивший его в 1891 г. по заданию Восточно-Сибирского отдела РГО. Клеменц первый обратил внимание на сходство планировки Пор-Бажына с Кара-Балгасуном - столицей Уйгурского каганата, находящейся в 200 км к югу, на территории современной Монголии. На этом основании Клеменц отнес памятник к этой эпохе - середине VIII - середине IX в.
Первые раскопки были проведены лишь спустя более 60 лет сотрудником Института этнографии АН СССР С.И. Вайнштейном. Вслед за Клеменцем, он датировал памятник временем уйгурского каганата и отметил, что крепость выстроена, скорее всего, китайскими мастерами в традициях классической китайской архитектуры. Вайнштейн предположил, что Пор-Бажын - одна из целой серии оборонительных крепостей, построенных вторым правителем каганата Боян-Чором на территории современной Тувы, причем именно та, которую, согласно так называемой Селенгинской надписи, он возвел в 750 г н.э.
Эта гипотеза Вайнштейна вскоре сделалась единственной и была широко подхвачена и растиражирована другими исследователями, хотя базируется она на чисто умозрительных построениях и содержит множество допущений. Так, в Селенгинской надписи прямо говорится: «Потом у ключа…там я распорядился построить свой…лагерь» и не упоминается озеро. Вайнштейн объяснял это тем, что, возможно, озеро возникло позже, и ссылался при этом на фольклорные источники. Таким образом, нет убедительных оснований связывать «беловатый лагерь Боян-Чора», упомянутый в Селенгинской надписи, с Пор-Бажыном.
Особенности планировки и исторический контекст заставляют исследователей до сих пор высказывать различные предположения о функциональном назначении Пор-Бажына:
· фортификационное сооружение (первая по времени гипотеза, отсюда и укоренившееся название - «крепость»),
· дворцовый комплекс - летняя резиденция кагана или подарок Боян-Чора молодой жене, китайской принцессе Нин-Го,
· поминальный комплекс самого Боян-Чора,
· монастырь, принадлежавший представителям буддизма или манихейства.
Пор-Бажын строили на острове
Не менее проблематично природное положение памятника. Первым усомнился, что памятник строился на острове, С.И.Вайнштейн: маловероятно, что десятки тысяч тонн строительных материалов могли быть доставлены по воде. Вызывают сомнение и военные качества столь изолированной крепости. Обойти эти вопросы вновь помогают фольклорные источники - бытующая у местных жителей легенда, что крепость была построена на суше, и лишь затем поднялась вода из пробитого в крепости колодца - так образовалось озеро Тере-Холь. Высказывались и предположения о его искусственном (подпрудном) происхождении.
Эти предположения. Озеро образовалось естественным путем на рубеже плейстоцена-голоцена (около 11,0 тысяч календарных лет назад) в результате подпруживания конусом внутренней дельты р. Балыктыг-Хем.
Об этом ученые говорили еще в 2008 году:
- Исследования доказывают, что озеро естественного происхождения, - отметил геоморфолог Андрей Панин, заместитель декана географического факультета МГУ. - Высказываемые ранее гипотезы о его искусственном происхождении оказались мифом. Красивым, но мифом. Тере-Холю десять тысяч лет. Центр острова, на котором стоит крепость, по сути, ледник. Подтаивание мерзлоты и является главной угрозой для памятника. Заверяю вас, вода может подступить к стенам крепости не раньше, чем через 100 лет».
Далее из доклада, представленного А. Паниным на съезде Русского географического общества:
«В период возведения памятника окрестности озера были практически безлюдны: содержание фосфора, главного геохимического индикатора антропогенной деятельности, возрастает лишь в верхних 10-12 см озерных отложений, отвечающих последним двум-трем столетиям (слой времени Пор-Бажына - на глубине около 40 см). По дендрохронологическим данным, климат времени строительства был теплый и очень сухой, а уровень озера, по-видимому, ниже современного.
Для сооружения стен использованы местные озерные отложения разнообразного состава, которыми сложен, в частности, и сам остров Пор-Бажын. К югу и к северо-востоку от острова на озерном дне обнаружены карьеры, откуда производилась выемка грунта (в те времена это были окраины острова). Исследования обожженных материалов (кирпич, черепица, плитка) показали, что для их изготовления использовался материал определенного литологического слоя отложений днища котловины (береговых отложений).
Отсутствие следов обживания памятника - одна из загадок Пор-Бажына. С этим связана бедность культурного слоя, не позволившая провести уверенную интерпретацию и уточнить датирование памятника методами археологии. За два сезона раскопок (2007 и 2008 гг.) главные находки - это многочисленная черепица, керамические рельефы духов-охранителей, железный кинжал, каменная чаша, фрагменты керамики, серебряная серьга, железные строительные гвозди. Даже наиболее выразительные хронологические маркеры - концевые диски черепиц и серебряная серьга (т.н. сросткинского типа) - дают довольно широкую дату: VIII-IX вв.»
Храм построили манихеи, но не успели им воспользоваться
Уточнение возраста памятника сделано методом согласования вариаций по серии масс-спектрометрических 14С дат годичных колец синхронного памятнику ствола лиственницы.
Получено, что наиболее вероятное время строительства - 70-е гг. VIII в, т.е. на 20-30 лет позднее, чем считалось ранее. Следовательно, можно исключить все гипотезы, связанные с Боян-Чором, который умер в 759 г. Его сын и преемник Бёгю-каган в 763 г утвердил в качестве государственной религии манихейство. Если предположить, что Пор-Бажын - манихейский культовый комплекс, это объясняет такие детали его планировки, как замысловатость внутренних путей сообщения и сходство с Кара-Балгасуном: каган строил для себя вторую столицу или царский храм в виде уменьшенной копии столицы, где он мог бы уединиться с единоверцами.
С учетом особенностей манихейства, в стремлении к максимальной изоляции от внешнего мира вполне находит объяснение выбор места в безлюдной котловине на труднодоступном острове. В 779 г Бёгю-каган был убит в ходе антиманихейского переворота. Если храмовый комплекс Пор-Бажын был построен около 778-779 гг., непосредственно перед антиманихейским переворотом, это объясняет отсутствие обживания. Его просто не успели использовать.
Из книги Кызласова Л.P. «Северное манихейство и его роль в культурном развитии народов Сибири и Центральной Азии»:
- Государственной религией манихейское учение провозгласил уйгурский Эльтутмыш-каган (он же Бёгю-каган, 759 -779 гг.), возвратившись из китайского похода в Ордубалык на реке Орхоне в 763 г. Сам же каган принял манихейство еще в 762 г., находясь в китайском городе Лояне. Однако спустя 16 лет после утверждения новой веры, в 779 г. в Ордубалыке произошел антиманихейский переворот. Бёгю-каган, его сыновья и некоторые согдийские манихеи были убиты. Но многие приверженцы религии Мани, как теперь можно думать, успели убежать на Енисей. Еще через 16 лет, в 795 г., новая каганская династия во главе с Алп Кутлугом (795 - 805 гг.) восстановила в Ордубалыке манихейскую веру.
Манихейство - составленное из вавилонско-халдейских, иудейских, христианских, иранских (зороастризм) гностических представлений синкретическое религиозное учение перса Мани, или Манеса. Наряду с зороастризмом и митраизмом манихейство было одной из самых влиятельных иранских религий.
Учение Мани — это дуалистическое учение о борьбе света и тьмы, добра и зла. Беря свои истоки из гностицизма, оно требовало от определённого круга последователей строжайшей воздержанности, особенно в отношении питания, половой жизни, физического труда. Манихейские миряне, всегда составлявшие большую часть верующих, соблюдали лишь часть необходимых правил, что не отвергало возможности их спасения.