– Китайцы встречают новый год по китайскому лунному, земледельческому календарю, а монголы, буряты, тувинцы и некоторые другие – по тибето-монгольскому кочевническому, которые значительно отличаются друг от друга, – поясняет доктор исторических наук, профессор Тувинского госуниверситета Николай Абаев. – В китайском земледельческом календаре дата наступления нового года фиксированная в соответствии древнекитайской календарной традиции.
Условно расчеты можно представить так. После зимнего солнцестояния должен пройти полный лунный цикл (один лунный месяц), и первое новолуние второго лунного месяца будет датой начала нового года. На примере 2011 года это будет выглядеть так: после зимнего солнцестояния первое новолуние пришлось на 4 января, а второе будет 3 февраля. С наступлением этого дня и начнется китайский новый год.
– А тибето-монгольский лунно-солнечный календарь учитывает движения практически всех планет, в том числе Юпитера и Венеры, поэтому считается более точным, – комментирует Николай Абаев. – Это, во-первых. А, во-вторых, кочевнический календарь, согласованный с ритмами жизни пастухов и охотников Центральной Азии, создан нашими предками-уйгурами, поэтому он и ближе, и роднее нам, их потомкам. Этим календарем пользуются с незапамятных времен. Чингисхан утвердил его как государственный, а внук повелителя вселенной Хубилай перенёс время празднования Нового года с осени на конец зимы, что больше соответствовало кочевническим представлениям о начале нового года. С того периода монгольский Белый месяц (тувинский Шагаа) был приурочен к началу года по двенадцатилетнему циклу.
Празднование Белого месяца – это один из древнейших народных обычаев Центральной Азии. Следующим образом описывает придворный «белый праздник» его свидетель и современник Хубилая, Марко Поло:
«Год у них начинается в феврале. Великий хан и все его подданные празднуют вот как: по обычаю все одеваются в белое, и мужчины и женщины, всякий как может. Белая одежда почитается у них счастливой, поэтому они и делают это, одеваются в белое, чтобы во весь год было счастье и благополучие… Приносят ему большие дары… чтобы во весь год у великого хана богатства было много и было бы ему радостно и весело. Скажу вам еще, князья и рыцари, да и весь народ друг другу дарят белые вещи, обнимаются, веселятся, пируют, и делается это для того, чтобы счастливо и по добру прожить весь год.
В этот день, знайте еще, дарят великому хану более ста тысяч славных и дорогих белых коней. В этот же день выводят пять тысяч слонов под белыми, зверями и птицами вышитыми, попонами; у каждого слона на спине по два красивых и дорогих ларца, а в них посуда великого хана и богатая сбруя для этого белого сборища. Выводят еще многое множество верблюдов; они также под попонами и навьючены всем нужным для дара. И слоны, и верблюды проходят перед великим ханом, и такой красоты нигде не видано! …А когда великий государь пересмотрит все дары, расставляются столы, и все садятся за них… А после обеда приходят фокусники и потешают двор, что вы уже прежде слышали; когда все это кончится, идут все к себе домой».
– Это еще раз подтверждает, что наступление нового года кочевники связывали именно с животноводством и охотой, как основой их жизнедеятельности, в процессе которой накапливался огромный опыт наблюдений за жизнью и поведением самых разных животных, – продолжает Николай Абаев. – Почему первый месяц нового года называют белым? Потому, что в это время появлялись на свет телята, ягнята и другие новорожденные животные, а у их матерей – белое молоко. И молоко, и вообще белый цвет имели особый сакральный смысл, символизируя чистоту помыслов, обновление жизни и так далее.
Почему новый год в разных странах называют по-разному? На сей счет у профессора Абаева своя точка зрения.
– Тут четко нужно представлять, что сам этот кочевнический праздник возник задолго до появления буддизма, – констатирует профессор. – И первые животноводы-кочевники создавали свой календарь, опираясь на жизненные реалии. В течение многих столетий они внимательно изучали повадки и сезонные ритмы жизни различных животных. В результате этих наблюдений наши предки выяснили, например, что у разных животных циклично возрастает рождаемость, плодовитость. Так, в год Зайца в соответствии с двенадцатилетним и шестидесятилетним циклами резко возрастает популяция зайцев, а в год Быка (Коровы) увеличивается плодовитость этих животных и так далее. Так у древних кочевников и появились годы Зайца, Овцы, Лошади… Соответственно, и люди, рожденные в эти годы, наделялись качествами животных – хозяев или тотемов этого года.
В фольклоре монгольских народов есть сюжеты, связанные с названиями годов, в частности, объясняющие, почему 12-летний цикл начинается с года Мыши. Однажды – так гласит легенда, – Будда пригласил к себе на день рождения всех животных, какие захотят прийти. Пришло 12 зверей: время стояло холодное, а чтобы попасть к Будде, нужно было переплыть широкую реку. Каждому животному в порядке живой очереди Будда подарил по одному году управления. Первой пришла Крыса, ей достался первый год 12-летнего цикла. Правда, очевидцы этого замечательного заплыва утверждают, что первым достиг противоположного берега Буйвол, а Крыса, которой не хотелось мокнуть в холодной воде, попросила Буйвола перевезти её на своей спине, и тот по доброте душевной согласился. Пока буйвол отряхивался, чтобы предстать перед Буддой в приличном виде, Крыса, соскочив с его спины, быстренько побежала вперёд и в очереди за предполагаемым дефицитом оказалась первой. Она была вознаграждена за оперативность и умение пользоваться обстоятельствами. Часть зрителей потом божилась, что это была не Крыса, а маленькая, но умненькая Мышь, и что она вовсе не попросилась к Буйволу на спину, а проехала «зайцем». Буйвол её не заметил и был весьма удивлён, оказавшись в очереди вторым.
Чуть-чуть отстал от Буйвола Тигр, которому достался третий год. Болельщики, увлечённые соревнованием между Буйволом и Тигром (они с тех пор и в жизни соревнуются друг с другом), как следует не рассмотрели, кто пришёл четвёртым – Кот, Заяц или Кролик. За давностью лет истину установить невозможно, и у восточных различных народов так и осталось разночтение относительно хозяина четвёртого года. Пятым был Дракон, шестой оказалась Змея, седьмой – Лошадь. Тут по реке пошла полоса тумана, и опять неясно, кто был восьмым – Коза или Овца (а может быть, Баран). Девятой в очереди стала Обезьяна. Вас удивляет, что прыткая Обезьяна пришла так поздно? Она просто не хотела рисковать и внимательно присматривалась, наблюдая за пловцами. Лишь убедившись в безопасности мероприятия, она вошла в воду. Десятым прибежал Петух (а может быть, и Курица, кто их, мокрых, разберёт). Он задержался, потому что долго и обстоятельно рассказывал своей многочисленной семье, как она должна жить в его отсутствие. Одиннадцатой прискакала Собака. С утра у неё была масса хозяйственных дел, и, едва с ними управившись, она разгорячённая бросилась в воду. Говорят, потом долго кашляла. И, наконец, последним появился Кабан (по другим источникам, прислал вместо себя Свинью). Он не очень спешил: не честолюбив, не привередлив, он и в жизни обычно добирает всё, что осталось ему после пронырливых. Ему Будда подарил последний оставшийся год.
– Словом, новогодний праздник народов Восточной и Центральной Азии – явление сложное, продукт длительного исторического развития разнообразных календарных систем, – подытоживает Абаев. – Важность их трудно переоценить. Согласно нашим кочевническим представлениям, Белый месяц олицетворяет такие очень праздничные чувства, как обновление жизни, чистоту помыслов, добросердечие, гостеприимство, радость общения, кстати, безалкогольная радость. Главный напиток – белое молоко с чаем.
В этом древнем празднике переплелись религиозные и этические взгляды, философия жизни наших предков, их высокие моральные и духовные ценности, национально-культурные традиции. И нам, их потомкам, просто нужно следовать этим традициям, не обращая внимания на мелкие различия в названиях тотемных животных, и такие же несущественные разночтения в определении конкретных дат у астрологов разных народов, короче, проявлять