Наверняка многих читателей приятно удивил новый проект Министерства культуры РТ и Тувинской государственной филармонии «Классическая музыка в Туве». Говорим об этом с ее директором Игорем Дулушем.
И если торжественное открытие запланировано на воскресенье, 20 февраля, то одно из ярких событий этого цикла уже состоялось – концерт замечательного дуэта московских виртуозов, альтиста Федора Белугина и пианиста Александра Осминина. Начало акции получилось впечатляющим, многообещающим, звонким. Чувствовалось, Игорь Дыртык-оолович рад, что практически все билеты оказались распроданы, окрылен вниманием слушателей. Без лишних слов стало ясно, что кызылчане «изголодались» по музыке «вечных» произведений.
Надеются в коллективе на зрительскую поддержку и в дальнейшем. Ведь не секрет: филармония – это любовь к гармонии. И главные здесь должны быть симфонический оркестр, камерный, квартеты, квинтеты и т. д. У нас, к сожалению, пока акценты оказались смещены. Конечно, артисты других жанров тут тоже не останутся без внимания.
А в конце прошлого года Игорь Дыртык-оолович на двух съездах директоров концертных организаций России получил подтверждение тому, что надо наверстывать упущенное. Может, имеет смысл вспомнить былое. Существовал же лекторий. И гремел, его знали, любили, ждали в районах. До сих пор на слуху имена Николая Олзей-оола, Леонида Карева, Вероники Чооду, других просветителей. Даже звезда оперы Надежда Красная ездила в села с интересными программами.
Игорь Дулуш нашел понимание и поддержку у президента концертных организаций Сибири Александра Геннадьевича Назимко. Обещал поддержку. По сложившейся в Туве ситуации, у нас нет не то что симфонического, даже камерного, оркестра. А это же и инструменты, которые сейчас ох как недешевы. И приток музыкантов, хороших профессионалов. Значит, должны появиться и служебные квартиры. Пока необходимо привлекать специалистов из-за Саян, тут ничего не поделаешь.
К сожалению, лет 20 назад закрылось струнное отделение в Кызылском училище искусств, ныне колледже. Сейчас пожинаем плоды: своих музыкантов не вырастили. Правда, решено восстановить утраченное. Но пока молодежь в симфоническом оркестре появится, надо находить выход из сложившейся ситуации. Набрать для обучения необходимо человек 100, чтобы после, с неизбежным отсевом, остались самые-самые стойкие и пополнили коллектив полноценными местными кадрами.
Стоит напомнить: сначала, например, скрипач учится 16 лет, а потом еще – и всю жизнь. Профессионал должен исполнять любую музыку, с листа, знать ноты хотя бы 100 произведений, это и опера, и балет. У нас же нет таких спектаклей до сих пор!
В соседней Хакасии за семь лет смогли создать камерный оркестр, который весьма популярен, востребован обществом. Пример, достойный подражания. Александр Назимко не без гордости говорил коллеге из Тувы про Новосибирский оркестр Арнольда Каца: гастролирует за рубежом, в штате 120 человек, средняя зарплата 28 тысяч рублей. А у наших музыкантов в симфоническом она около восьми тысяч… Александр Геннадьевич подчеркнул: если у вас собираются строить железную дорогу и не желают это делать вахтовым способом, то надо создавать в Туве элитное искусство! Чтобы специалисты не на время приезжали, а пускали корни, для этого необходим и элитный отдых. Одними дискотеками инженеров из европейской части страны не заинтересуешь. Пусть и Сусанин «запоёт» в Кызыле!
Игорь Дулуш тихо говорил об этом местным руководителям, убеждал. Рад, что был услышан. Так и появился проект «Классическая музыка в Туве». Хочется, вместе с директором филармонии, надеяться, что всходы взойдут. Пусть и не сразу. Будем вместе, зрители и авторы проекта, возрождать классику.