Каждый житель республики хоть раз видел старообрядцев – их внешний вид нетипичен для человека XXI в. – усы и борода у мужчин, покрытая платком голова женщин, обязательно – нательный крестик. Не так много люди знают об особенностях этой малочисленной группы Тувы, сохранившей уникальную культуру и уклад жизни. Для этого есть объективная причина: избегая контактов с внешним миром, старообрядцы заселились и ныне компактно проживают в труднодоступных местах – в верховье Енисея в Каа-Хемском районе и дисперсно в Тандинском, Тоджинском районах и в г. Кызыле. Трудно назвать даже точную численность староверов, по мнению экспертов, их осталось немного – от 500 до 1000 представителей.
Кто такие старообрядцы? Когда и почему они переселились в Туву? Кто из ученых изучал их культуру, какие секреты надо знать? За ответами на эти и другие вопросы мы обратились к М.П. Татаринцевой, кандидату филологических наук, ведущему научному сотруднику сектора культуры ТИГИ. В феврале этого года она стала лауреатом премии Председателя Правительства РТ в области науки за монографию «Старообрядцы в Туве» (Новосибирск, 2006 г.).
Кто такие старообрядцы?
Старообрядцы – это православные христиане, которые не приняли церковную реформу. В 1666-1667 гг. патриарх Никон ввел ряд изменений, чтобы привести русские православные обряды в соответствие с греческими канонами и превратить Москву в Третий Рим. Он предписал совершать крестное знамение тремя перстами вместо двух; были отменены т.н. метания, или малые земные поклоны; крестные ходы стали проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь); возглас «аллилуйя» во время пения в честь Св. Троицы стали произносить не дважды, а трижды и др.
Пользуясь поддержкой царя Алексея Михайловича, высшее православное духовенство наложило запрет на старые обряды (отсюда их приверженцев стали называть старообрядцами) и предало анафеме (отлучению от церкви) всех, кто их соблюдал. В течение нескольких веков староверы или, как их еще называли, раскольники, еретики подверглись жестоким гонениям. Так и не покорившись, многие из них предали себя самосожжению, часть была истреблена, а часть эмигрировала в Австралию и США либо бежала в труднодоступные и малозаселенные местности России.
В настоящее время старообядческие общины, помимо России (до 2 млн. чел.), имеются в Белоруссии, Латвии, Литве, Эстонии, Молдавии, Польше, Румынии, Болгарии, Украине, в США, Канаде и ряде стран Латинской Америки, а также в Австралии.
В поисках легендарного Беловодья – в Туву
Из книги М.П. Татаринцевой мы узнаем, что массовое переселение старообрядцев в Туву произошло в последние десятилетия XIX – начале XX в. Их привлекала «глушь и свобода» – Тува в то время не принадлежала России, это была заграница, чужая земля. Переселялись сюда в поисках легендарного Беловодья – удаленного от мира места, недосягаемого для «слуг антихриста» (так они называли царских чиновников), где сохранилась дониконианская вера, царствуют добро и справедливость. Старообрядцы бежали, также пытаясь уберечь своих сыновей от службы армии, спасаясь от налогообложения и податей, а позже – от войн, революций, колхозов и раскулачивания.
Первыми постоянными поселенцами в Туве стали старообрядцы из с. Усинского (ныне юг Красноярского края). Самой первой была заселена долина р. Уюк, удобная для землепашества. Имена и фамилии русских поселенцев дали название заимкам, а потом и первым деревням. Так появились Даниловка, Федоровка, Зубовка, Владимировка и др. Новые селения называли также в честь христианских святых и религиозных праздников, по времени совпавших с основанием поселения: Ильинка, Успенка, Петропавловка, Знаменка. Хозяйственное освоение новых земель, как и переселение, шло в непростых условиях. Выжить и закрепиться старообрядцам помогли их вера, исключительное трудолюбие, терпение, упорство и стойкость. Переселенцы, имевшие большой земледельческий опыт, привезли с собой сельскохозяйственные орудия, семена и скот.
В 1913 г. по архивным данным в Туве проживало 1360 старообрядцев, большая часть проживала в Малоенисейском (ныне Каа-Хемском) районе, в других их было от 10 до 30%. Позже они стали перебираться в более отдаленные места, в основном, в верховье Енисея из желания уклониться от постоянного общения с «еретиками-никонианами». По сведениям О.Хомушку в начале 1960-х гг. в Туве проживало до 400 старообрядческих семей.
Старообрядчество расколото на два течения: в Туве больше представителей радикального течения – беспоповцев. Они обходятся без священников и не принимают все «мирское»: браки, законы, службу в армии, паспорта, деньги и любую власть. Поповцы сохраняют старообрядческую церковь и священников, лояльно настроены к властям.
Секреты общения со старообрядцами
- Маргарита Петровна, мы поздравляем вас с присуждением госпремии! Почему из множества тем, достойных научного изучения, Вы выбрали именно эту?
- Тема «Старообрядцы в Туве» является естественным продолжением изучения русских переселенцев в Туву. До нее я много лет собирала, а потом начала издавать сборники русского фольклора в Туве, изучала творчество русских писателей Тувы, затем занялась старообрядцами.
Тема старообрядчества долгое время считалась закрытой, изучение этой конфессиональной группы не поощрялось. Похоже, у властей существовало мнение, что со временем этот пережиток – старообрядчество – исчезнет сам собой. Однако уже в 1990-е гг. началось активное изучение ранее запретной темы, в эту струю попала и я, занимаясь историей и культурой наших местных староверов.
- Где вы собирали материалы для книги?
- Ездить по разным деревням и селам мне приходилось много – с конца 1970-х гг. Нужно было собирать фольклор у русских старожилов Тувы, проживающих в разных районах. В поисках знатоков фольклора я иногда сталкивалась со старообрядцами. Их поведение отличалось степенностью, размеренностью и сдержанностью в общении, мне это казалось закрытостью, желанием избежать лишних контактов. Тогда мне удалось записать отдельные образцы фольклора староверов в Тес-Хемском районе. В 1995-1996 гг. и 2005 г. я уже целенаправленно собирала материалы в селах Эржей, Сизим, Сарыг-Сеп Каа-Хемского района, Дургене, Сосновке, Бай-Хааке Тандинского района и Тоора-Хеме Тоджинского района.
- Расскажите о своей первой встрече со староверами.
- Летом 1981 г. я поехала в Тес-Хемский район, в деревни Шуурмак и Кураны. В то время там, в основном, жили староверы, сейчас их там уже нет. В Куранах, крошечной деревушечке жили, в основном, пожилые женщины. Работа – записывание фольклора – у меня с ними никак не клеилась. Меня вообще приняли чуть ли не за марсианку – женщина в джинсах, открытой футболке, с магнитофоном «Репортер» через плечо, с непокрытой головой и в темных очках выпрыгнула из кузова попутки и хочет, чтобы ей пели песни и частушки! Сейчас-то я понимаю, какое произвела впечатление, а тогда было обидно – столько было предпринято усилий, и все впустую!
- Как же удалось их убедить открыться вам?
- Дело это нелегкое, не всякий информатор захочет петь или рассказывать – стесняются, не надеются на память, а то и просто не видят в этом никакого проку. Надо было научиться уговаривать и объяснять смысл и значение своей работы. Я, правда, еще мало знала об особенностях этой группы местного русского населения, расстраивалась из-за неудачи в работе с такими исполнителями. Теперь-то я знаю, что старообрядцы никогда не будут петь в пост, в среду и в пятницу и т.д.
Даже внешний вид – брюки на женщинах, яркая косметика, непокрытая голова может стать препятствием для установления контакта. С вами не станут разговаривать на предложенную вами тему, либо, напротив, будут задавать вопросы вам (а подтекст будет такой: разве можно женщине так одеваться, заниматься такой работой – разъезжать по деревням и селам, оставив семью и т.д.). Позже, когда я «поумнела» и научилась общаться со старообрядцами, да и сама стала старше, что немаловажно, и одеваться стала соответственно, особого труда установить контакт с информатором-старообрядцем уже не составляло.
А самое главное состоит в том – я и студентам своим это говорю – что надо с огромным уважением и интересом относиться к любому информанту, собираешь ты фольклор или другой этнографический материал. Терпеливо и настойчиво объясняйте смысл и ценность своей работы, тогда и у вашего собеседника появится интерес к вам, вашему занятию и возрастет его собственная самооценка как знатока важных вещей (может быть, последнего или одного из немногих).
Мы продолжим разговор о культуре и быте старообрядцев. В следующей публикации рассмотрим отличительные черты культуры старообрядцев, проживающих в Туве, в том числе влияние на нее глобализации и научно-технического прогресса.