«В нашем гастрольном графике Шагонар, Чадан, Ак-Довурак, Эрзин. Хотелось бы также выступить в Самагалтае, - говорит Саинхо, прибывшая накануне в Кызыл. – Традиция женского хоомея всегда существовала в Туве. Ученые только оговариваются, что исполнительницы никогда не пели на публике. Но они, насколько я понимаю, никогда и не танцевали на публике. А теперь тувинские танцы – это обязательный атрибут всех концертов. Мы будем общаться в ходе поездки с людьми, узнавать их отношение, объяснять, каким мы видим развитие хоомея».
Я сама попробовала петь хоомей, когда мне уже было за 30, рассказывает певица. Получилось сразу.
О том, как этноджазовая певица, звезда мировой импровизационной музыки исполняет хоомей, очень хорошо в свое время рассказала Людмила Улицкая в журнале «Огонек». Писательница побывала на концерте певицы в Музее современного искусства.
«Звуки были столь удивительны, непривычны и притягательны, что зрители с двух этажей потянулись к ним, как крысы за сказочной дудочкой. Мне казалось, что такой звуковой картины еще не было и не будет никогда. В ней не только соединялись древнейшие техники горлового пения с современными авангардными веяниями -- тувинская певица производила звуки, которые европейское ухо не может назвать пением. На наших языках просто нет определения этому искусству. Те вибрации, которые передает Саинхо, идут поверх моды на этнику или мировую музыку. Конечно, Саинхо имеет отношение к музыке, но еще и к ночным кошмарам и голосам живой природы -- пению птиц, шуму лесных деревьев, дуновению ветра. Она ведь пришла к нам из далекой степной Тувы, овеянной преданиями монгольских кочевников. Саинхо выстрадала свой дар -- ведь она была первой тувинкой, которая запела горлом. До этого горловое пение было абсолютной прерогативой мужчин».