Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 26 декабря 2024 г.
12 мая 2011 Тува. Наука

Вся жизнь в фольклористике (к юбилею Светланы Орус-оол)

Вся жизнь в фольклористике (к юбилею Светланы Орус-оол)Светлана Монгушевна Орус-оол родилась 12 мая 1951 г. в г. Чадане в семье участника Великой Отечественной войны, замполита тувинского эскадрона добровольцев М.Т. Байсклана (1913-1986). После окончания средней школы в 1969 г. поступила на филологический факультет Кызылского госпединститута.   В 1974 г. была принята на работу в Тувинский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, с которым оказался связан весь последующий её трудовой путь. Здесь Светлана Монгушевна на всю жизнь «заболела» фольклористикой, прошла путь от младшего научного сотрудника до  доктора наук, академика, ведущего фольклориста и эпосоведа, чьё имя и научные труды широко известны не только у нас в стране, но и далеко за её пределами. В её творческом активе на сегодняшний день насчитывается более 100 публикаций, в том числе монографии «Поэтика тувинского героического эпоса» (Кызыл, 1987), «Тувинские героические сказания (текстология, поэтика, стиль)» (Москва, 2001), том «Тувинские героические сказания» (Новосибирск, 1997) двуязычной академической серии  «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока», а также соавторство в коллективной работе «Тыва улустуң аас чогаалы» («Очерки тувинского фольклора»)  (Кызыл, 1976).

В становлении С.М. Орус-оол как учёной большую роль сыграло многолетнее сотрудничество с известным российским фольклористом В.М. Гацаком и  другими учёными  из Института мировой литературы им. М. Горького. В названном институте Светлана Монгушевна написала и защитила  в 1981 г. и 2001 г. кандидатскую и докторскую диссертации, «наследовала» бесценный опыт текстологической Вся жизнь в фольклористике (к юбилею Светланы Орус-оол)школы, выступала оппонентом на защите диссертаций и даже работала в течение трёх лет (с 2005 г. по 2008 г). Освоенный опыт  эдиционно-текстологического изучения фольклорных памятников С.М. Орус-оол успешно реализовала, кроме своих диссертационных исследований, в томе «Тувинские героические сказания» серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока», монографии «Тувинские героические сказания (текстология, поэтика, стиль)» и в  многочисленных научных статьях, опубликованных в разные годы в тех или иных  изданиях. В настоящее время ею готовится том «Тувинский героический эпос «Тон-Аралчын хан» (для издания в академической серии «Эпос народов Европы и Азии»),  который охватывает три записи одного и того же эпоса («Тон-Аралчын хан») в исполнении трёх разных сказителей: «учителя-отца», «ученика-сына» и сказителя из другого района. Как и в предыдущих исследованиях, основным консультантом этой работы, в которой учёной предлагается новая сравнительно-текстологическая подача материала (возможность судить о сохраняемости эпических традиций во времени даст соотнесение текстов от «учителя-отца» и «ученика-сына», а качество версионных образований будет проанализировано посредством их соотнесения с текстом сказителя из другого района),  является член-корр. РАН, бессменный руководитель-наставник Светланы Монгушевны  В.М. Гацак. 

Вся жизнь в фольклористике (к юбилею Светланы Орус-оол)Вслед за своим учителем и научным руководителем С.М. Орус-оол считает аутентичность текста основным принципом, который непременно должен соблюдаться при издании фольклорных произведений. «Одной из актуальных проблем современной фольклористики является вовлечение в научный оборот неизвестных и малодоступных архивных фольклорных текстов… Для этого требуется проведение текстологической экспертизы фольклорной подлинности, более тщательное изучение текстов, предназначенных для издания, опираясь на исходные архивные материалы как единственно правомерные в качестве базовых, при соблюдении основного принципа практической текстологии – аутентичности текста», – пишет она  в одной из своих статей  [Орус-оол 2010:84].

С.М. Орус-оол в своих исследованиях  широко опирается на сравнительно-текстологический  метод, который даёт возможность увидеть индивидуальные особенности творческой манеры разных сказителей и в то же время преемственность эпических традиций  в творчестве сказителей, принадлежащих не только к одной этнической общности, но и к разным. В частности, сравнивая основные компоненты поэтики и стиля героических сказаний  тувинцев, алтайцев, хакасов, шорцев, эвенков, бурят, она пришла к выводу, что «этот  пласт фольклора – неотъемлемая составная часть эпического творчества тюркоязычных и других народов Южной и Восточной Сибири, имеющая сходные черты в стадиальном, сюжетно-композиционном плане, а также в художественно-поэтической традиции… Эта общность обусловлена типологическими закономерностями, древними, не прерывающимися культурно-историческими контактами тюрко-монгольских народов. Вместе с тем в каждом эпосе существуют определенные различия, оригинальная форма выражения  и художественно-образная система, свои особенности, связанные с этнобытовыми реалиями, спецификой национальной психологии, что находит выражение в предпочтении излюбленных приёмов использования поэтико-стилевых слагаемых, каких нет в другой эпической традиции» [Орус-оол 2001:362].

Вся жизнь в фольклористике (к юбилею Светланы Орус-оол)С.М. Орус-оол, начиная с первых этапов своей научной деятельности, активно и целенаправленно занималась  собирательской работой, азы которой усвоила у  известных исследователей и собирателей тувинского фольклора  А.К. Калзана, Д.С. Куулара,  О.К.-Ч. Дарыма, которые умело направляли молодую сотрудницу в работе с информантами. Вместе с ними она ездила  в фольклорные  экспедиции практически во все кожууны республики, часто бывала и в индивидуальных командировках. Поэтому совершенно неудивительно, что жители разных мест, особенно  люди пожилого возраста,  знают её не меньше, чем  А.К. Калзана, Д.С. Куулара и других учёных старшего поколения.            

Среди информантов, которых удалось записать Светлане Монгушевне, немало  известных сказителей, снискавших себе славу талантливых и одарённых. Например,  Тюлюш Бегзи, Тюлюш Безерекей, Долаан Сюрюн-оол, Тюлюш Дадар-оол из Хендерге, Баштак-оол Сарыг-Шыыр, Ховалыг Дажы-Билбии, Андрей Чульдум-оол из Улуг-Хема, Монгуш Хургул-оол из Сют-Холя, Сат Каваакай из Дзун-Хемчика и др. Это счастье, большая удача для фольклориста – найти и  поработать со столькими сказителями, записать от них  произведения разных жанров, в том числе и героические сказания, которые порою составляют целые тома.    

В географии экспедиционных поездок С.М. Орус-оол значатся не только Тува и близлежащие регионы. В неё входят и  Монголия (сумон Цэнгэл Баян-Улэгэйского аймака и  Центральный аймак),  Тибет, Синьцзян-Уйгурия  (Китай).

Хотелось бы отметить и роль Светланы Монгушевны в популяризации тувинского фольклора.  Первый её опыт в этом направлении – это сборник  тувинских детских сказок «Койгунак», вышедший в свет в 1989 г. В начале  1990-х годов Светлана Монгушевна, продолжая традицию  выпуска  фольклорных сборников, которая была заложена ещё  Учёным комитетом в годы ТНР (1921-1944), выступила инициатором появления серии   «Аас чогаал тураскаалдары» («Памятники фольклора»), основанной, в отличие от предыдущих изданий, на принципах достоверной передачи изустного текста – без литературной обработки, с сохранением  диалектных и других  особенностей Вся жизнь в фольклористике (к юбилею Светланы Орус-оол)исполнения. В рамках данной серии Светланой Монгушевной лично были подготовлены и изданы следующие сборники: «Тыва маадырлыг тоолдар» (Кызыл, 1990), «Матпаадыр» (Кызыл, 1991), «Алдай-Буучу» (Кызыл, 1993), «Дүрген чугаалар» (Кызыл, 1994),  «Далай-Байбын хаан» (Кызыл, 1994), «Бокту-Кириш, Бора-Шээлей» (Кызыл, 1995), «Ары-Хаан» (Кызыл, 1996). Кстати сказать, первый из них переиздан в 2007 г. в Турции на турецком языке в переводе Экрема Арыкоглу и Буяна  Борбааная. Эти и другие сборники, входящие в данную серию, отличаются тем, что выдержаны в соответствии с научными принципами текстологической работы.

С.М. Орус-оол около 30 лет – с небольшими перерывами – заведует сектором, является  активным участником и организатором различных научных и научно-организационных мероприятиях, в частности, Слётов народных сказителей и певцов Тувы, фольклорных экспедиций. Также она всегда старается не пропускать возможности принять участие в научных конференциях и симпозиумах: кроме Тувы и городов России, она принимала участие в Международных научных конференциях, проходивших  в Монголии, Турции, Венгрии и в других зарубежных странах.

Видное место в творческой деятельности Орус-оол С.М. занимает рецензирование и редактирование различных изданий и рукописей. В Вся жизнь в фольклористике (к юбилею Светланы Орус-оол)частности, ею написаны рецензии  на сборники  «Волшебная Сибирь. Неизвестные сказки, предания, легенды, притчи, героические сказания коренных народов Восточной и Западной Сибири – записи Х1Х-ХХ веков», «След небесного лося». Поэтический фольклор тунгусоязычных народов Восточной Сибири, записи 18-20 вв.»,   «Саян-Мерген». Тофаларский фольклор 19-20 вв. в художественных переводах», «Эпос Алтая». Художественные переводы богатырских сказаний в записях 19-20 вв.» (перевод и составление  и комментарии всех 3-х сборников   А. Преловского),   монографию З.С. Казагачевой «Алтайские героические сказания» «Очи-Бала», «Кан-Алтын». Аспекты текстологии и перевода», том «Мифы, легенды, предания тувинцев» академической серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» (авторы-составители: Алексеев Н.А., Куулар Д.С., Самдан З.Б., Юша Ж.М.) и др. В число отредактированных ею изданий входят различные фольклорные сборники, например,  «Частушки. Русский фольклор в Туве» (составитель – М.П. Татаринцева), «Тувинские загадки» (составитель – Г.Н. Курбатский), «Тыва улустуң мифтери болгаш тоолчургу чугаалары» (составитель – А.Д. Арапчор), «Мудрое слово. Русский фольклор в Туве» (составитель – М.П. Татаринцева), «Тыва тывызыктар» (составитель – А.Т. Дугаржап), книга И.Г. Сафьянова «Тува в прошлом (художественное творчество тувинского народа)», монография А.С. Донгак «Индо-тибето-монгольская  «обрамлённая» повесть в тувинской сказочной традиции».

Как  высококвалифицированный специалист в области фольклористики, доктор наук  Орус-оол С.М. востребована  при защите кандидатских и докторских диссертаций по фольклору разных народов. В частности, она была официальным оппонентом докторских диссертаций З.Д. Джапуя из Абхазии, З.С. Казагачевой из Алтая, кандидатской – Ш.Р. Шакуровой из Башкирии. Ею написаны официальные отзывы о кандидатских диссертациях «Стилевое варьирование  в героических сказаниях Н. Улагашева (на фоне алтайской эпической традиции)» А.А. Конунова, «Культура нганасан: историко-культурологический анализ» В.К. Биче-оол.

Высокая научная востребованность Орус-оол С.М. подтверждается и тем,  что она является членом  Специализированных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций  Бурятского и Якутского госуниверситетов. 

Вся жизнь в фольклористике (к юбилею Светланы Орус-оол)С.М. Орус-оол входит в состав  Главной редакции академической серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока»,  редакционной коллегии «Учёных записок» ТИГИ, международного журнала «Туркология», электронного журнала «Новые исследования Тувы». 

Орус-оол С.М. всегда отличала активная жизненная позиция: будучи ещё совсем молодым научным сотрудником, она избиралась  депутатом городского  совета Кызылского горисполкома, в течение многих лет  выполняла обязанности сначала члена, а затем  и заместителя председателя профсоюзного комитета института.

За многолетнюю  плодотворную научную и общественную деятельность Орус-оол С.М. не раз отмечалась общественными и государственными наградами. В частности, в 1995 г. была награждена Почётной грамотой Президента Республики Тыва,  в 2008 г. ей присвоено Почётное звание «Заслуженный деятель науки Республики Тыва», а в 2010 г. стала действительным членом Российской академии социальных наук.  

Вся жизнь в фольклористике (к юбилею Светланы Орус-оол)Представляя Светлану Монгушевну как учёную, ведущего фольклориста, эпосоведа Тувы, невозможно умолчать об её личностных качествах. Кроме целеустремлённости, стойкости духа, инициативности, неимоверной работоспособности и трудолюбия, она привлекает и добротою характера, человечностью, готовностью помогать людям, порою жертвуя и своими финансами, и временем. Не в её правилах  унывать, что бы ни случилось в жизни. Прекрасно воспитала двух сыновей и дочь, души не чает в любимом внуке,  которого нянчит (дочь и зять ещё учатся в университете в Москве). Ну, а о хлебосольности нашей героини не приходится даже говорить: об этом знают все её коллеги, друзья и все те, кто хоть раз бывал у неё в гостях. Поразительно энергичная, умелая, она за считанные минуты буквально из ничего сделает вкусный обед или ужин, успевая  при этом печатать  на компьютере страницу и даже, без преувеличения,   несколько страниц. Никогда она не сидит без дела, обязательно что-то делает – всё это, наверное, помогает ей оставаться молодой, энергичной и привлекательной.

 

                                                        Литература

 

Орус-оол С.М. О тувинской фольклористике: основные направления // «Тувинская письменность и вопросы исследования письменной и письменных памятников России и Центрально-Азиатского региона». Материалы Международной научной конференции, посвященной 80-летию тувинской письменности (г. Кызыл, 1-4 июля 2010 г.). Часть 2, Кызыл, 2010. С. 79-85.

Орус-оол С.М. Тувинские героические сказания (Текстология, поэтика, стиль) / Ответственный редактор В.М. Гацак. М.: МАКС ПРЕСС, 2001.  424 с.

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.


ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2024, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта