Впервые, после отъезда на учебу в Москву, в уже далекую советскую пору, Саинхо Намчылак оказалась в стенах родного Кызылского колледжа искусств. Считайте, знаковое событие. Во вторник, 10 мая, в актовом зале народная артистка РТ провела мастер-класс для студентов и преподавателей. Общение получилось доверительным, душевным, искренним…
Перед началом встречи узнали у знаменитой певицы Опал Шулуу и известного руководителя ансамбля «Тыва кызы» Чодуры Тумат, как проходили их выступления вместе с гостьей в районах республики. Оказывается, на благотворительном концерте в Кызыле собрали 62 тысячи рублей, которые на следующий же день передали на возведение буддийской статуи. С концертами в праздничные майские дни побывали в Тээли, Ак-Довураке, Чадане, Шагонаре. В последнем особенно тепло жители встречали. И в каждом населенном пункте организовали анкетирование, это около 550 человек ответило. Большинство опрошенных поддерживают развитие женского горлового пения. Везде состоялись оживленные диалоги с детьми, занимающимися в специальных учебных заведениях музыкой. Мальчики и девочки увлеченно общались с жительницей Вены, тувинскими популярными певицами.
В зале колледжа собрались в основном студенты, обучающиеся народному (специализация открыта в 2001-м) и академическому пению. Их Саинхо Окан-ооловна приветствовала словами «дорогие коллеги». Не захотела садиться на сцене, приготовленные стул, стол и микрофон быстро спустили вниз. Началось общение без преград, в буквальном и переносном смысле, вплотную, лицом к лицу. Довольно откровенный рассказ о себе последовал, что наверняка было полезно молодым.
Звезда, которую знают во многих странах мира, сама занималась здесь в 1975–76 годах на дирижерско-хоровом отделении. Пела в то время в хоре ансамбля «Саяны». Была, тогда еще Людмила, солисткой коллектива «Элегест», что увлекался джаз-роком, почти невозможное в ту пору дело. Три раза сдавали комиссии министерства культуры программу – не получилось: не соответствовали идеологической установке, а певице заметили, что еще «не созрела». С чем она согласилась. А про себя, скорее всего, решила: надо учиться и совершенствовать то, чем наградила природа…
Дальнейшее – доказательство пути через тернии вперед. Произошел крутой поворот в судьбе: беременной уехала в Москву в 1977-м, вышла замуж. В столице, через 2–3 года, поступила в училище имени М.М. Ипполитова-Иванова, которое закончила экстерном за два года. После него – музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, где попала в надежные руки профессора Нины Мешко. (Не забудем: и в училище, и в вуз – огромные конкурсы, надо выделиться из общей массы, заинтересовать приемные комиссии. Получилось!) Народная артистка СССР была художественным руководителем знаменитого Северного русского народного хора из Архангельска. Наставником для нашей землячки Нина Константиновна оказалась замечательным. Ученица на всю жизнь благодарна за науку выдающемуся педагогу.
Далее – аспирантура. Кстати, в Саинхо Окан-ооловне исследователь «жив» до сих пор, что чувствуется при общении. Это и в творчестве доброе подспорье и обязательная составляющая. Напитываться знаниями, как губка, – каждодневная потребность уникальной личности.
В 1986 году Саинхо Намчылак получила диплом вуза. И – приглашение участвовать во Всесоюзном конкурсе исполнителей народной песни в Краснодаре. Съехались представители многих народов СССР, событие пространно освещали СМИ. Нужно было подготовить 12 мелодий, по три песни на каждый тур. Тувинка представила не только родной напев, но и песни других народов – бурят, ительменов, нивхов, всего 6–7. Третье место присудили Надежде Кадышевой, первое – Людмиле Рюминой.
А второе место заняла Саинхо Намчылак (тогда педагоги и посоветовали найти сценический псевдоним). Ее удостоили еще и премии имени Ирмы Яунзен, которая собирала и исполняла песни народов Советского Союза. Как выразилась гостья, карьера началась удачно. Мы же помним этот конкурс по телетрансляции, где она просто оглушила номером танцующего «с небес ангела» – лебедя из корякского фольклора. Выделялась «птица». Запомнилась. Энергетикой, напором, необычностью, оригинальностью.
И уже Министерство культуры СССР включило программу Саинхо Намчылак в гастрольные поездки по миру. С артистами других регионов она побывала в Испании, Канаде, США (в Штатах – грандиозные концерты в честь 70-летия Октябрьской революции), Австралии, Новой Зеландии, на Филиппинах.
В то время певица выделяет особо международный фестиваль джаза и фольклора в Абакане в 1989 году – беспрецедентное и уникальное событие, где было много артистов и менеджеров из разных государств. Нашей исполнительнице через 20 лет в Хельсинки подарили запись ее интервью на том форуме. Эти люди еще и организовали в Финляндии общество друзей хоомея.
Когда началась перестройка, певица считает: ей повезло. Ездила за рубеж, много познала. Изучала языки и музыкальный бизнес: как работает его механизм, что интересно публике. Тогда же познакомилась с австрийскими музыкантами, вышла замуж за одного из них. Привезла дочь в Европу. Обучение платное, недешевое. Удавалось справиться с ситуацией, хотя было нелегко.
На рубеже конца 20 – начала 21 веков регулярно приезжала на малую родину с музыкантами из Германии, Швейцарии, Австрии, Великобритании. Наверняка кызылчане помнят: каждый концерт становился событием в культурной жизни республики. Что-то новое, необычное. Завораживало.
В 1997 году – неприятности: сотрясение мозга. Необходимо задуматься о будущем. Приходится сократить число выступлений. И обратить внимание на эксперименты с электронщиками, чтобы сохранить возможности для долгой сценической жизни. Такие специалисты есть в Амстердаме, Японии, Швейцарии, на Тайване. С ними и работала.
Тогда у Саинхо вышло 18–19 альбомов, которые не остались, конечно же, незамеченными. За их использование на радиостанциях, телевидении, в кино, за продажу причитались проценты – шли отчисления. Эти средства позволяли не гоняться за концертами. А сфокусироваться на желании долго петь. Значит, заниматься определенными проектами. И не желать больших благ, а помнить о скромности и дисциплинированности.
В 2000 году вышел альбом «Мачеха-город», что перевернул сознание тувинцев. На нем впервые Саинхо представила в своей интерпретации «Дагларым». «Основу» ей дали послушать с радиозаписи старенькой, под баян – звучало абсолютно по-другому. Текст добавила – усилила напряженность. Зазвучал контрабас, пригласила музыканта с японской флейтой из Нью-Йорка. Над этой песней исполнительница работала полгода.
Альбом Саинхо называют музыкальными письмами на родину. Песни – вторичный материал. Это надо понимать душой. Да, одна исполнительница в Китае их повторила, но чего-то не хватает. Да, для них – красиво. Но – не прожито.
Сейчас в активе у певицы – 43 альбома. Но всё ещё много открытых вопросов. Потому продолжает изучать, более 20 лет, звук. Впервые в апреле этого года записала сольный альбом – нет сопровождения инструментов. Работала в Москве в аналоговой студии, магнитофоны с огромными бобинами, микрофоны старые. Получается мягко, отсутствует шумовой фон. А он – проблема мегаполисов. Представлены в новинке народные песни, шаманские, буддийские импровизации. Винил «преобразуют», записи можно будет услышать на сайте певицы.
Свободно лился монолог гостьи. Красивый образный русский язык. Наверняка молодые многое поняли из сказанного. Главное: труд и упорство, ставить цели и идти к ним. Делиться багажом знаний. Что и делает Саинхо – в Вене у неё много учеников. Кто книги из них выпустил, кто сам уже выступает.
Монолог постепенно перерос в общение. И, конечно, мы в очередной раз с удовольствием послушали а’капельное исполнение уникальных композиций на тувинском языке. И в который раз – магия: стены раздвигаются, тают, исчезают время, суетность, нет ничего, кроме Голоса великой певицы. Мгновения бесконечности…
Сегодня женщина с паспортом Австрии вновь в дороге. Короткий и яркий визит закончился. В мае ей предстоят концерты в Италии. Студенты на прощание подарили ей песни, девушки очень старались. Им, всем присутствующим, Саинхо пожелала удачи.
А мы – ей. В ее дороге без конца в познании неизведанного.