Во вторник вечером, 21 июня, в кабинете главного режиссера Тувинского музыкально-драматического театра состоялась пресс-конференция мэтров из Москвы, Ярославля и Санкт-Петербурга, ведущих выездной семинар-творческую лабораторию «Практическая драматургия». Сбор, как напомнила одна из инициаторов практикума режиссер театра Марина Идам, продлится с 20 по 26 июня.
В основном пока на занятия приходят кызылчане. Из районов специалистов приехало мало, около 10 человек. Жаль… Вот режиссер Чойганмаа Донгак, которая 10 лет занимается с народным театром в далеком Мугур-Аксы, очень рада, что удалось попасть на такую интересную встречу. Представительница малодоступной Монгун-Тайги говорит однозначно: полезно, столько нового узнает. Надеется, что и для дальнейшей работы пригодится, да и даст толчок для генерирования идей.
В понедельник Михаил Кошубаров, Ольга Глазунова, Александр Стависский, Андрей Зинчук, Анна Некрылова и Вадим Борисов познакомились с участниками семинара. Просмотрели в театре рабочий материал спектакля заслуженного артиста РФ, народного артиста РТ Алексея Ооржака «Доходное место» по бессмертному произведению А. Островского. Побывали в туристическом комплексе «Алдын-Булак», где состоялся предметный разговор с министром культуры РТ Вячеславом Донгаком.
А во вторник начались мастер-классы. В такой форме лаборатория проходит впервые, самим гостям интересно узнать, что же в итоге получится. На большой сцене москвич Михаил Кошубаров продемонстрировал элементы сакральной гимнастики Гурджиева, развивающей координацию движений и даже формирующей особую ментальность у людей, ею занимающихся. Михаил Генрихович во вторник вечером устроил и показ фильма о Гурджиеве, который привез с собой.
Профессор из Ярославля Вячеслав Борисов в репетиционном зале театра готовит с кукольниками пластическую работу «Сотворение Мира». Артистов наших он знает, так как они учились у него. Вячеслав Вадимович подчеркнул: если собираетесь создавать стационарный кукольный театр, уже сегодня необходимо продумать концепцию его развития.
И в качестве примера привел систему работы таких коллективов в Японии. Там коллеги готовят представления продолжительностью в один час для детей от одного года до 14 лет. В ходе их и сами показывают умения петь, плясать, двигаться, играть на музыкальных инструментах, владеть элементами циркового искусства, и обязательно вовлекают в действо, используя игровые моменты, юных зрителей. На ежегодном фестивале театров составляется график их выступлений на 12 месяцев. Труппы ездят по стране, бывают в самой глубинке. А мамы и папы заранее знают, когда к ним приедут артисты, платят же за это где-то 10 рублей на наши деньги старосте деревни. Педагог не призывает копировать опыт японцев, а взять из него приемлемое и полезное для себя.
Критик Ольга Глазунова заметила: а кто возглавит будущий кукольный театр? Это нужно знать сейчас, именно художественный руководитель будет заказывать проект конструкции – оборудование, зал. Это серьезная проблема. А такие встречи, как нынешняя, считает заведующая отделом кабинета детских театров СТД РФ Ольга Леонидовна, нужно проводить постоянно: актерский тренинг и самосовершенствование – процесс длительный. Это задача на перспективу.
Кандидат искусствоведения Анна Некрылова готова провести занятия для семинаристов по истории театра в целом и народного в частности.
Анна Федоровна вместе с Ольгой Глазуновой, академиком Александром Стависским, драматургом Андреем Зинчуком на малой сцене вместе с создателем сказки «Тойлу» Салимом Монгушем и актерами «взращивают дерево»: «набрасывают» эскиз пьесы, из которого может родиться спектакль. Идей появляется много, их аккумулируют, а автор ночами доводит их «до ума». Как сказала режиссер кукольного театра ТМДТ Светлана Белова-Ондар, пока по первым часам работы трудно сказать, что выйдет. Но процесс интересный.
В творческой лаборатории сделан акцент на практику. Гости к тому же привезли в подарок много книг, которые уже стали раритетами. Они для работы очень важны и полезны. Большой урок продолжается.