Позади для наших артистов Х международный театральный фестиваль тюркских народов «Науруз» в Казани. Сами заработали на поездку, добирались с декорациями и костюмами «Культегина» до Красноярска на своих автобусах, дальше – поездом в плацкартных вагонах. Так же – назад, правда, еще и с остановками в Саянах из-за поломок. Для лицедеев это – дело привычное. Разговариваем с директором коллектива и художником постановки Начыном Шалыком.
– С пользой съездили?
– А как же! Впечатлений – масса. Кстати, это уже четвертая наша поездка в Казань. На форум съехались 30 театров из России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Если нас было 25 человек, то представьте, сколько всего. Молодцы татары, что смогли собрать нас вместе. Организация была на высоком уровне: мы жили в лучшем отеле, называется «Казань», бытовые вопросы даже не возникали.
Конечно, мы не могли посетить все спектакли, что шли одновременно на разных площадках города. Но старались увидеть побольше. Удалось познакомиться с постановкой «Три сестры» Додина в Малом драматическом театре Москвы: это плюс фестиваля, хорошая школа для нас. Запомнился казахский коллектив с северо-востока. Турцию представляли «дервиши» из Анкары.
Горный Алтай представил историю «Жизнь замечательного человека» про художника непростой судьбы Г.И. Чорос-Гуркина, который работал и в Туве и имел отношение к созданию первого тувинского букваря. Спектакль создал хорошо известный нам якутский режиссер Андрей Борисов.
Супруга Андрея Саввича Степанида Борисова стала одной из звезд форума, выступала как исполнительница якутского музыкального фольклора. Приятно было вновь увидеться с дорогими друзьями. Мы еще и подарками удивляли хозяев и гостей, мало кто привез их в Татарию. Сердечно благодарили, нам было приятно.
Много собралось кукольников. Причем, тенденция такова: артисты «забывают» о куклах, человек выходит в постановках на первое место. Говорили об этой «причуде». А еще о социальной направленности в Европе такого театра: в спектаклях занимают школьников, пенсионеров в различной форме, это дает положительный заряд людям.
Мы выступали на церемонии открытия и на закрытии. Наш фольклорный ансамбль «ШааЛааШ» («Рокот водопада» или «Шум-пение Великой реки Енисея») принимали очень эмоционально: народный артист РТ Станислав Ириль (дошпулуур, вокал, хоомей), заслуженный артист РТ Сайдаш Монгуш (кенгирге, вокал, хоомей), заведующий музыкальной частью театра Октябрь Саая (игил, вокал, хоомей) и «ваш покорный слуга» (перкуссия, сыгыт) старались. Участвовали и во встречах фестивальных клубов, такие своеобразные капустники.
– Что критики во главе с Алексеем Бартошевичем сказали о «Культегине»?
– Отметили, что спектакль получился крепкий, живой. Но вспоминали историю про Субедея, та постановка, видимо, больше осталась в памяти. Десять лет прошло, а кто-то сказал, что даже ее запах помнит. Задело тогда за живое, попали в точку. Похвалили наших исполнителей главных ролей. Сказали, что наш театр, интересный и сильный, всегда становится украшением встреч, а артисты пластичны и музыкальны.
Почему-то называли постановку «легендой», нам это не понравилось. Она же основана на исторических событиях. По этому поводу хорошо и смело сказал казанец Гумер Сабирзянов, который жил и работал долго в Туве: критики просто не знают прошлого Тюркского каганата. Он, как и многие зрители, остался в зале после спектакля, когда «по следам» спектакля шел разговор. Наши некоторые артисты сидели прямо в гриме, внимательно слушали.
Говоря о тенденциях развития тюркских трупп, критики отмечали: да, хорошо, что они обратились к своим корням, тему репрессий не обошли стороной. Но надо дальше идти. И не зря на фестивале были постановки из Европы. Что-то интересное заложено в синтезе с этой школой. Это доказал совместный проект японцев и немцев, в основе которого традиции театра страны восходящего солнца. То есть сказали: надо двигаться дальше. Будем думать.
– Какие уроки фестиваля?
– Все-таки не хватало конкуренции. Ее отсутствие расхолаживает. Да, более слабые коллективы должны иметь возможность видеть более сильные работы товарищей. «Науруз» это позволяет. Но тогда стоит продумать, как лучших оценивать и поощрять. Тогда добавится накал страстей, будет интересней. Скажем, в рамках фестиваля проходил сабантуй. И за победу в состязаниях по татарской национальной борьбе куреш награждали легковым автомобилем. Наши поучаствовали, но не учли тонкостей этой борьбы, и награда досталась одному из казанских коллег. Лучше бы, считаю, так поощряли за лучшее исполнение роли в фестивальных спектаклях. Организаторы пообещали подумать о конкурсе. Видимо, для этого требуется отбор постановок.
– Контакты с другими регионами дали результаты?
– Хорошо общались с дагестанцами, кумыками. Может, удастся осуществить давнюю мечту: отправиться на гастроли по Северному Кавказу. В Горном Алтае в конце августа – начале сентября пройдет кочующий форум «Желанный берег». Хотелось бы поучаствовать. Буряты зовут в Улан-Удэ на свой фестиваль в конце сентября – начале октября. Киргизы говорили о новом кинопроекте, может, кого-то из тувинцев пригласят. Азербайджанцы хотели бы видеть у себя наших артистов. Всё «упирается» в финансирование, приходится выбирать. Может, где-то и побываем.
– А что сейчас?
– Пока идут занятия творческой лаборатории. Потом тихо уходим в отпуск и доведем, надеюсь, ремонт до конца. Правительство выделило 33 миллиона рублей на ремонт систем света, звука, оборудования сцены. Идут электронные торги. Закроем юбилейный сезон в… октябре. Премьера работы главного режиссера Алексея Ооржака «Доходное место» по А. Островскому состоится осенью. Тогда же определим лучшего актера и актрису 75-го сезона. А через несколько дней после юбилейного торжества откроем и следующий театральный сезон.