В Дзун-Хемчике заканчивается подготовка к очередному фестивалю живой музыки «Устуу-Хурээ». Строительство нового храма продолжается, завезен кирпич для котельной. Обустраивается традиционный временный городок для участников и гостей фестиваля со всей страны и из-за её рубежей, проводят освещение, делают разметку, раздельные туалеты для мужчин и женщин, которых будет больше, чем в прошлом году (что тоже немаловажно во временном быту большого бивака).
Быт бытом, а главное в эти дни – встречи старых друзей, знакомства новые, самое яркое и незабываемое – музыка, музыка, музыка… Ждут автора проекта возрождения храма Виллю Хаславскую из Москвы. Журналисты Первого канала приехали готовить сюжеты для зрителей всей России. Представители фирмы из Красноярска будут на видео снимать всё течение Наадыма в районе, фестивальные будни и праздники. И, конечно, будут и сюрпризы, чем славен сбор под Чаданом.
На 15 июля, например, запланирован обрядовый костер поминовения друзей фестиваля, среди которых – шаманка Ай-Чурек Оюн. Будет ее вспоминать и приехавшая в Туву Саинхо Намчылак. Знаменитая певица написала небольшое эссе «Вечная песня Универсума», которое любезно предоставила нашей газете для публикации.
«Самая знаменитая женщина-шаманка Ай-Чурек покинула нас, ушла в мир иной…
Жизнь шамана – это бесконечная борьба. Шаманы, как и бойцы на ринге, всегда в боевом настроении духа, но, в отличие от спортсменов, которые борются только на ринге, у шаманов бой за Жизнь и Сильную Кровь, который длится целую жизнь на Земле и после…
Тувинцы говорят, что боги забирают особенно понравившихся к себе… Наверное, поэтому век шаманов недолог и немногие из них доживают до старости. Но их короткая жизнь в этом мире наполнена бурными событиями и сильнейшим противостоянием с ужасными духами, и каждая церемония камлания – это, по сути дела, бой с невидимыми простому человеку духами.
Жизнь самого шамана зависит от его способности и умения бороться не только за свою, но и чужую жизнь. И чем больше побед, тем известнее его или её имя, и тем дольше он или она живёт. Но рано или поздно, как говорят сами шаманы, смерть всё же настигает их. И тогда свидетельствовавшие последний бой говорят: «О, это был великий бой! Но шаман не выиграл его». Это означает, что шаман умер или умрёт через некоторое время.
Звучит жестко, но в этом правда, как и в том, что настоящими воинами могут стать только те, кто умеет без страха смотреть смерти в глаза и не боятся злых духов и Ээренов. Потому, что в этом бесстрашии и мудрости заключена сила и дар шамана, призванного быть связующим звеном между нашим трёхмерным миром и миром божественной многомерности, где нет чёткого разделения между силами Добра и Зла, как нет и грани между энергией созидания и энергией разрушения.
Я встречалась с Ай-Чурек неоднократно. Привозила с собой иностранцев, которые особенно интересовались древними традициями знахарства и шаманизма. Многие возвращались опять и опять, и в этом я видела силу и одарённость Ай-Чурек. Не зная европейских языков, она умела каким-то только ей известным методом общаться и даже объяснять иностранным ученикам и последователям основы своей методики, рассказывать о простых вещах, не используя слова на иностранном языке.
В 2001 году я познакомила Ай-Чурек со швейцаркой по имени Корнелия Мюллер. Она организовывала фестиваль альтернативной музыки у себя в Швейцарии. И интересовалась шаманизмом, поскольку по образованию была доктором психологии, её отец, знаменитый психолог, профессор, изобрёл некий аппарат. В своё время это открытие произвело целый переворот в умах учёных.
Перед первым посещением Тувы Корнелия посетила могилу отца и взяла меня с собой. В маленьком городке Поскияво у живописного озера сохранился дом, где её отец прожил в уединении последние годы.
В первый же приезд в Туву, как многие гости региона, Корнелия выразила желание остаться ещё некоторое время в Кызыле и пожить у так понравившейся ей Ай-Чурек, в её юртах.
Я же, нисколько этому не удивившись, договорилась о сходной цене, по которой Корнелия могла прожить у Ай-Чурек в юрте, и, убедившись, что Корнелия будет в безопасности, оставила её на попечение Ай-Чурек и её помощников на целых четыре недели. На дворе стоял ноябрь, выпал первый снег. Но Корнелия была полна решимости во что бы ни стало научиться у Ай-Чурек секретам врачевания. Наверное, со стороны всё это выглядело более чем странно и даже авантюрно. Но, тем не менее, не зная языка и никого, кроме меня и Ай-Чурек, Корнелия не испугалась остаться на четыре недели в юрте с шаманами. Я всё же навещала их время от времени и с удивлением обнаружила, что несмотря на то, что вокруг было всё заметено снегом и мороз был уже под 10 градусов ниже нуля, Корнелия не только не заболела, но даже поправилась. Щёки её порозовели, она подружилась со всеми шаманами «Тос Дээр», у неё появилось много новых друзей и новых планов. Ну, в общем, я не верила своим глазам и ушам.
Из мрачной, вечно и мучительно ищущей ответы на какие-то свои внутренние вопросы интеллектуалки она превратилась в простую, общительную и улыбчивую женщину. А я-то думала, что мне придётся её спасать и была, честно сказать, готова приехать в любое время дня и ночи… Увидев всё это, я подумала, что духи хранят этот дом и всех, кто здесь обитает. Но не давало покоя моё любопытство: «Как же это им удалось? Как они общаются, не зная языка? Может, кто-то им помогает? Кто же переводит всё-таки?»
Объяснения чудесному превращению Корнелии в тувинку я не могла никак найти. Объяснить его можно только истинным талантом врачевания Великой шаманки Ай-Чурек. После этой поездки Корнелия изменилась в корне и почти каждый год ездила в Туву, привозила с собой своих друзей, неоднократно приглашала к себе в Швейцарию тувинцев. У неё побывали и Ай-Чурек, и «Тыва кызы», и многих другие. Великая шаманка Ай-Чурек умерла, но дружба, которую она начала, продолжают её коллеги, шаманы.
Ее смерти никто не ожидал. Сами шаманы всегда импровизировали в зависимости от обстоятельств вокруг. Мы все всегда в ожидании новых открытий и новых знаний о жизни и Вселенной, но разве же можно открыть новое, не импровизируя?..»
Завтра у «Устуу-Хурээ» очередной день рождения. Тринадцатый. Дата не круглая, но повод вспомнить мгновения лета-2010 – веский. Вглядитесь в лица музыкантов и слушателей. Наверняка кто-то из них вновь будет «зажигать» и в этот раз под Чаданом. Разнообразие культур, рас, исполнителей, темпераментов. Праздник музыки, общения и встреч. Так было. Так будет.