До настоящего времени традиционная культура населения юго-восточной Тувы, а это Эрзинский и Тере-Хольский кожууны, исследована мало. Лишь в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого столетия научно-исследовательские работы на данной территории были начаты этнографами С.И. Вайнштейном и В.П. Дьяконовой, которые в основном занимались археологической разведкой территории.
Интересен вопрос и этнической самоидентификации монголоязычных тувинцев. На вопрос «кем же они себя считают, монголами или тувинцами?», они отвечали, что считают себя тувинцами, но между собой и в семье предпочитают говорить только по-монгольски. Вплоть до середины 1960-х гг. многие местные дети поступали в школу, не владея тувинским языком. Как сообщила А.Ч. Комбу, по рассказам её бабушки «в начале 1940-х гг. в сумон Шар-Булун Эрзинского кожууна (тувинское название Сарыг-Булун) приехал официальный представитель властей ТНР и не смог провести собрание, потому что не нашел никого, кто владел бы тувинским языком». Она же сказала, что раньше в её родных местах (Нарын, Качык) люди пели песни только на монгольском языке.
Тувинско-монгольское двуязычие – своего рода феномен, неизвестный у других тюркоязычных народов Саяно-Алтая. В этом смысле интересно сравнение юго-восточных тувинцев с этническими тувинцами Монголии, в частности, с цэнгэльскими или алтайскими тувинцами, проживающими в Баян-Улэгэйском аймаке, которые, наоборот, между собой общаются только на тувинском языке, хотя монгольский язык, наряду с казахским, у них считается вторым родным.
Широко не проводились и исследования, затрагивающие разные аспекты материальной и духовной культуры местных жителей – носителей монгольского языка, их этнических, языковых особенностей, этнографии и фольклора. Трудность заключалась в том, что не всегда тувиноведы могли вести систематическую собирательскую деятельность в среде монголоязычного населения из-за незнания языка, поскольку многие коренные жители Нарына (Качыка) и Тере-Холя предпочитают общаться между собой на монгольском, чем на тувинском языке.
В 70-е годы с появлением в ТНИИЯЛИ специалистов-монголоведов собирательская работа среди монголоязычных тувинцев получила новый импульс. В 1970-80-е годы в Эрзин и Тере-Холь состоялись четыре научные экспедиции. Научные сотрудники ТНИИЯЛИ Б.С. Сонам (выпускник Монгольского университета, уроженец с. Нарын) и А.Э-Г. Уланова (выпускница монголо-тибетской кафедры восточного факультета ЛГУ) начали свою собирательскую работу с 1977 года. Она продолжилась в 1978 и 1983 гг. А.Э-Г. Уланова защитила кандидатскую диссертацию, посвященную диалектным особенностям монгольского языка жителей юго-восточной Тувы (Эрзина).
Нынешняя комплексная экспедиция проводится после 30-летнего перерыва после изысканий 1970-80-х годов и направлена на изучение материальной и духовной культуры населения Эрзинского района – носителей монгольского языка, их этнокультурных, языковых особенностей и фольклора, и впервые с участием монгольских ученых. Открытие Центра монголоведения при ТИГИ дало возможность расширения рамок тувиноведческих исследований, которые тесно взаимосвязаны не только с тюркологией, южно-сибирскими исследованиями, но и с другими востоковедческими дисциплинами – монголоведением, тибетологией, синологией и даже индологией в силу историко-культурных причин.
Исследователей интересовал и родоплеменной состав местных жителей, и сбор материала для исследования. Экспедиция работала в сумонах Нарын, Морен, Эрзин, а также в селении Куран, где записали у А.Ч. Комбу и ее матери, 84 летней Н.К. Ойдуп, несколько легенд и этнографический материал.
Каждый исследователь работал по собственному научному направлению. Монгольские ученые также работали в соответствии с темами исследований – заведующий сектором этнографии и культурного наследия Института истории АН Монголии Б. Баатархуу работает над исследованием традиционной культуры этнических тувинцев Монголии. В Туву ученый приехал еще в апреле и совместно с тувинскими монголоведами занимался подготовкой архивных материалов по истории Тувы на старомонгольском языке для научного издания. Б. Отгонбаатар, ученый-этнограф, автор монографии по погребальному обряду современной Монголии (XX в.), участник более 14 различных монголо-международных экспедиций интересовался трансформацией погребального обряда тувинцев. Молодой исследователь Ч. Монхтор изучал традиционные орудия труда скотоводства для дальнейшего исследования в сравнительном плане.
Население и органы власти Эрзинского района с большой теплотой встретили первую тувинско-монгольскую экспедицию. Помощь в ее работе оказали представители местного самоуправления, учителя и ученики Нарынской и Моренской школ, работники образования, культуры. Благодаря их помощи состоялось множество встреч со знатоками местных обычаев и традиций, фольклора, истории края, которые делились с исследователями своими знаниями на тувинском и монгольском языках. Власти также выделили охрану для экспедиции.
Помимо работы с информантами, члены экспедиции смогли ознакомиться с культурными и природными достопримечательностями района. Председатель Хурала представителей Эрзинского кожууна А.Д. Кур, будучи патриотом своей малой родины, рассказал немало легенд, преданий и исторических сведений, связанных с историей первого в Туве Кыргыского хурээ, разрушенного в 30-х гг. XX в. Неизгладимое впечатление оставило и экстремальное восхождение на вершину священной горы Ак-Хайыракан и посещение красивейшей пещеры. Состоялась встреча с наследником Бады-Шулуу Найдановича Тангыта, одним из официально признанных потомков Чингисхана на основе генетического анализа, сделанного учеными Института общей генетики РАН.
Полевая работа проходила в рамках живой традиции. Например, в Нарыне ученые присутствовали на совершении обряда сан салыр на священной горе Чыргал-Хаан и на месторасположении бывшего Нарынского хурээ. Покорило своей красотой и прозрачностью озеро Торе-Холь.
Полевые данные экспедиции подтверждают: устойчивое тувинско-монгольское двуязычие приграничных с Монголией районов – естественный результат длительных этнокультурных контактов тувинцев с монгольскими народами. Обширные степи и пастбища западной Монголии с одной стороны, и с другой – горные хребты и таежные массивы южной Тувы были единой территорией разных родоплеменных групп кочевников.
В степях, расположенных к северу и северо-востоку от горы Хан-Когей, по соседству с монгольскими племенами жили и кочевали представители родов соян, кыргыс, чооду. До настоящего времени юго-восточные тувинцы почитают гору Хан-Когэй, как родину своих предков, и поклоняются ей. Об этом свидетельствуют легенды и предания народа о Хан-Когей и других местностях. Наш информант Борагай Чызылааевич Дамдын из рода соян, так живо рассказывал о своей любимой малой родине, оставшейся по ту сторону границы, что у него даже слезы потекли. Рассказ завершил песней с такими словами «Родину свою Хан-Когей я не просто так оставил, а передал дорбетам и баитам, чтобы они там жили».
Последние полевые материалы комплексной экспедиции Тувинского института гуманитарных исследований и Института истории Академии наук Монголии подтверждают, что историческая память жителей юго-восточной Тувы о совместном проживании и тесных родственных связях кыргысов, чооду, соянов и других родов с разными народностями Западной Монголии еще свежа. Всего удалось записать более 300 диктофонных записей, сделать около тысячи фотографий.
Проект сотрудничества ТИГИ с Академией наук Монголии (Институт истории и Институт языка и литературы) продолжается. В 2012 г. планируется проведение второй экспедиции уже на территории Хувсугульского аймака Монголии, которая будет организована монгольской стороной. Материалы экспедиций после научной обработки будут изданы в виде совместного с монгольскими коллегами монографического труда.