Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 22 декабря 2024 г.
7 сентября 2011 Тува. Наука

В Эрзине работала тувинско-монгольская научная экспедиция

Антонина Донгак, ТИГИ

В Эрзине работала тувинско-монгольская научная экспедицияНа основе Соглашения о научном сотрудничестве, подписанного в 2010 г. между Тувинским институтом гуманитарных исследований при Правительстве Республики Тыва и Институтом истории Академии наук Республики Монголия, с 20 по 29 июня 2011 г. была организована первая совместная экспедиция в Эрзинский кожуун Республики Тыва.

До настоящего времени традиционная культура населения Юго-Восточной Тувы (Эрзинский и Тере-Хольский кожууны) является малоисследованной. Лишь в конце 1960-х - начале 1970-х гг. прошлого столетия научно-исследовательские работы на данной территории были начаты этнографами С.И. Вайнштейном и В.П. Дьяконовой, которые основной упор делали на археологической разведке территории.

Интересен вопрос и этнической самоидентификации монголоязычных тувинцев. На вопрос «Кем же они себя считают, монголами или тувинцами?», они отвечали, что считают себя тувинцами, но между собой  и в семье предпочитают говорить только по-монгольски. До недавнего времени (вплоть до середины 1960-х гг.) многие местные дети поступали в школу, не владея тувинским языком. Как сообщила наша информантка А.Ч. Комбу, по рассказам В Эрзине работала тувинско-монгольская научная экспедицияеё бабушки «в начале 1940-х гг. в сумон Шар-Булун Эрзинского кожууна (тувинское название Сарыг-Булун) приехал  официальный представитель властей ТНР (Тувинской Народной Республики) и не смог провести собрание, т.к. не нашел никого, кто владел бы тувинским языком». Она же сказала, что раньше в её родных местах (Нарын, Качык) люди пели песни только на монгольском языке [записи А.С. Донгак].

Тувинско-монгольское двуязычие своего рода феномен, неизвестный у других тюркоязычных народов Саяно-Алтая. В этом смысле интересно сравнение юго-восточных тувинцев с этническими тувинцами  Монголии (в частности, с цэнгэльскими или алтайскими тувинцами, проживающими в Баян-Улэгэйском аймаке), которые, наоборот, между собой общаются только на тувинском языке, хотя монгольский язык, наряду с казахским, у них считается вторым родным языком.

В Эрзине работала тувинско-монгольская научная экспедицияШироко не проводились также исследования, затрагивающие разные аспекты материальной и духовной культуры местных жителей - носителей монгольского языка,  их этнических, языковых особенностей, этнографии и фольклора. Трудность заключалась в том, что не всегда специалисты-тувиноведы могли вести систематическую собирательскую деятельность в среде монголоязычного населения в силу незнания языка, поскольку, многие коренные жители Нарына (Качыка) и Тере-Холя предпочитают общаться между собой на монгольском, чем на тувинском языке.   

В 1970-х гг. с появлением в ТНИИЯЛИ специалистов-монголоведов собирательская работа среди монголоязычных тувинцев получила новый импульс. В 1970-80-х гг.XX в. в Эрзин и Тере-Холь состоялись четыре научные экспедиции с целью сбора языкового и фольклорного материалов. Научные сотрудники ТНИИЯЛИ Б.С. Сонам (выпускник Монгольского университета, носитель монгольского языка, уроженец с. Нарын Эрзинского района) и А.Э-Г. Уланова (выпускница монголо-тибетской кафедры восточного факультета ЛГУ) начали свою собирательскую работу с 1977 г., которая продолжилась в 1978 и 1983 гг. А.Э-Г. Уланова защитила кандидатскую диссертацию, посвященную диалектным особенностям монгольского языка жителей Юго-Восточной Тувы (Эрзина).

В Эрзине работала тувинско-монгольская научная экспедицияНынешняя комплексная экспедиция проводится после более чем 30-летнего перерыва после изысканий 1970-80 гг.  и направлена на изучение материальной и духовной культуры населения Эрзинского кожууна  - носителей монгольского языка,  их этно-культурных, языковых особенностей и фольклора и впервые с участием монгольских ученых и представляла собой чрезвычайный интерес. Открытие Центра монголоведения при ТИГИ дало возможность расширения рамок тувиноведческих исследований, которые тесно взаимосвязаны не только с тюркологией, южносибирскими исследованиями, но и с другими востоковедческими дисциплинами – монголоведением, тибетологией, синологией и даже индологией в силу историко-культурных причин.

Исследователей интересовал и родо-племенной состав местных жителей, и сбор материала для исследования в культурологическом аспекте современных общественных процессов в этноконтактных зонах (в приграничном с Монголией Эрзинском кожууне). Необходимость такого рода исследований вызвана потребностью научного осмысления фактов, обуславливающих сохранение либо смену этнической и культурной идентичности в условиях тесного взаимодействия с иноязычным и инокультурным окружением (тувинцы Монголии, Китая, Верхне-Усинска, диаспоры в различных субъектах Российской Федерации) и в приграничных этноконтактных зонах. Для этого необходимо было зафиксировать современное состояние культуры приграничного населения в естественных им пространственно-временных формах (предметно-вещной, ценностно-нормативной, знаково-символической и пр.), их осмысление и интерпретация у представителей различных родов и социальных групп. Дать описание картины современного состояния  культурной жизни Эрзинского кожууна и тенденций возрождения традиционной культуры населения.

Экспедиция работала в сумонах Нарын, Морен, Эрзин, а также  в селении Куран в Тес-Хемском кожууне, где записали у А.Ч. Комбу и ее матери, 84 летней Н.К. Ойдуп, несколько легенд и этнографический материал.

Каждый исследователь работал по собственному научному направлению. Завсектором монголоведения ТИГИ, начальник экспедиции Б. В Эрзине работала тувинско-монгольская научная экспедицияБаярсайхан изучал современную этно-языковую ситуацию населения Эрзина – носителей монгольского языка с целью сравнительного исследования с современными монгольскими языками (монгольским, бурятским и калмыцким), А.С. Донгак и М.Б. Кунгаа собирали материал по фольклору, этнографии и языку жителей Эрзина, А.К. Канзая интересовал краеведческий материал по истории края, историко-этнографические сведения, Л.К. Хертек занималась сбором материала для исследования в культурологическом аспекте современных культурных процессов в в приграничной с Монголией зоне.

Монгольские ученые также работали в соответствии с темами исследований - заведующий сектором этнографии и культурного наследия Института истории АН Монголии Б. Баатархуу работает над исследованием  традиционной  культуры этнических тувинцев Монголии. В Туву ученый приехал еще в апреле и совместно с тувинскими монголоведами занимался подготовкой архивных материалов по истории Тувы на старомонгольском языке для научного издания. Б. Отгонбаатар, ученый-этнограф,  автор монографии по погребальному обряду современной Монголии (XXв.), участник более 14 различных монголо-международных экспедиций интересовался трансформацией погребального обряда тувинцев. Молодой исследователь Ч. Монхтор изучал традиционные орудия труда скотоводчества для дальнейшего исследования в сравнительном плане.

Население и органы власти Эрзинского кожууна  с большой теплотой и  воодушевлением встретили первую тувинско-монгольскую экспедицию и оказали всемерную помощь в ее работе. Состоялись встречи с Председателем администрации Эрзинского кожууна С.С. Шактаром, Председателем Хурала представителей кожууна А.Д. Куром, начальником Отдела культуры А.М. Сат, главами администраций сумонов Нарын (С.Д. Лудуп) и Морен (С.С. Ондар), учителями и учениками Нарынской, Моренской школ, работниками образования, культуры. Неоценимую помощь экспедиции оказали представитель Эрзинского кожОНО В.К. Нурзат, Председатель Хурала представителей сумона Нарын Ш.К. Сегбе, заместитель Председателя администрации сумона А.К. Банчын, директор Дома культуры с. Нарын А.К. Маажый и многие другие. Благодаря их помощи и содействию, была обеспечена высокая явка информантов - знатоков местных обычаев и традиций, фольклора, истории края, которые делились с исследователями своими знаниями на тувинском и монгольском языках. Власти также выделили охрану для экспедиции (полицейские М.И. Монгуш, Б.М. Аракчаа).

В Эрзине работала тувинско-монгольская научная экспедицияПомимо работы с информантами, члены экспедиции смогли ознакомиться с культурными и природными достопримечательностями кожууна. Председатель Хурала представителей Эрзинского кожууна А.Д. Кур, будучи патриотом своей малой родины, рассказал немало легенд, преданий и исторических сведений, связанных с историей первого в Туве Кыргыского хурээ, разрушенного в 30-х гг. XX в. Неизгладимое впечатление оставило и экстремальное восхождение на вершину священной горы Ак-Хайыракан и посещение красивейшей пещеры на ней, организованное А.Д. Куром и С.С. Ондаром. В Морене также состоялась также встреча с  Бады-Шулуу Найдановичем Тангытом и его наследниками, которые официально признаны потомками великого Чингис-Хаана на основе генетического анализа, сделанного учеными Института общей генетики РАН.

Полевая работа проходила в рамках живой традиции. Например, в Нарыне ученые присутствовали на совершении обряда сан салыр, который проводился на священной горе Чыргал-Хаан и на месторасположении бывшего Нарынского хурээ. Обряд делала Г.И. Суму, человек, обладающий необычными способностями и традиционными знаниями. Покорило своей красотой и прозрачностью также озеро Торе-Хол.  

Полевые данные экспедиции подтверждают, что устойчивое тувинско-монгольское двуязычие приграничных с Монголией районов является естественным результатом длительных этно-культурных контактов тувинцев с монгольскими народами, обусловленных общей историей еще с древнейших времен, сходством хозяйственно-культурного типа и религиозно-мировоззренческой общности. Обширные степи и пастбища Западной Монголии с одной стороны, и, с другой – горные хребты и таежные массивы Южной (Юго-Восточной) Тувы были единой территорией разных родо-племенных групп кочевников.

В Эрзине работала тувинско-монгольская научная экспедицияВ этой связи следует отметить, что в степях, расположенных к северу и северо-востоку от горы Хан-Көгей, по соседству с монгольскими племенами жили и кочевали представители родов соян, кыргыс, чооду. До настоящего времени юго-восточные тувинцы почитают гору Хан-Когэй, как родину своих предков и поклоняются ей. Об этом свидетельствуют легенды и предания народа о Хан-Когей и других местностях. Наш информант Борагай Чызылааевич Дамдын, из рода соян, так живо рассказывал о своей любимой малой родине, оставшейся по ту сторону границы, что у него даже слезы потекли. Рассказ завершил песней с такими словами «Родину свою Хан-Когей я не просто так оставил, а передал дорбетам и баитам, чтобы они там жили».

Последние полевые материалы комплексной экспедиции Тувинского института гуманитарных исследований и Института истории Академии наук Монголии (июнь 2011 г.) подтверждают, что историческая память жителей Юго-Восточной Тувы о совместном проживании и тесных родственных связях кыргысов, чооду, соянов и других родов с разными народностями Западной Монголии еще свежа. Всего удалось поработать с более 50 информантами и записать у около диктофонных записей и отснять более 1000 фотосъемок. 

В заключении следует сказать, что проект сотрудничества ТИГИ с  Академией наук Монголии (Институт истории и Институт языка и литературы) продолжается. В 2012 г. планируется проведение 2-й экспедиции уже на территории Хувсугульского аймака Монголии, которая будет организована монгольской стороной. Материалы экспедиций после научной обработки будут изданы в виде совместного с монгольскими коллегами монографического труда.

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.


ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2024, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта