Духовой оркестр Правительства Тувы дал с 15 по 20 октября восемь концертов в семи городах Латвии, Эстонии и Литвы.
Поездка в Прибалтику стала возможной благодаря приглашению профессора Латвийской музыкальной академии имени Язепа Витола, руководителя Ассоциации духовых оркестров Латвии Яниса Пуриньша.
Приглашение в Европу оказалось вызовом тувинским музыкантам.
Во-первых, финансы. Поездка за границу большого коллектива обходится в круглую сумму даже при самых бюджетных вариантах проезда и проживания.
Во-вторых, нет пророков в своем отечестве.
Мало, кто верил в целесообразность европейских гастролей оркестра. Многие сомневались в успехе духовой музыки «made in Tuva».
Скептики проиграли: полный успех!
«Вы – живые, очень живые!» – мнение Мартиньша Бирниса, латвийского преподавателя музыки, руководителя духовых оркестров города Валмира, – только одна из восторженных оценок, полученных оркестром из центра Азии в Прибалтике.
В ШОКЕ ОТ СОВЕРШЕНСТВА
Программа первого дня в Риге в рамках III Балтийского форума дирижеров духовых оркестров и руководителей ансамблей «Открытая Балтика» оказалась насыщенной. Тувинские музыканты смогли оценить мастерство европейских коллег на двух концертах: в музыкальной академии и в университете.
Духовой оркестр музыкальной академии исполнил произведения бельгийских и голландских композиторов под руководством гостя форума – дирижера из Нидерландов Фреда Доббельштайна. Немногословные комментарии тувинских музыкантов после концерта сводились к одному: «Совершенство».
Так же мастерски исполнил произведения отечественных композиторов духовой оркестр Латвийского университета. Дирижировали Янис Пуриньш и Атварс Лакстигала. Нюанс: участники оркестра – не профессиональные музыканты, а студенты – будущие врачи, учителя, политологи.
Состояние гостей из Тувы к окончанию концерта было близко к шоковому: настолько их поразили мастерство европейских музыкантов плюс публика, состоящая из специалистов по духовой музыке.
ЕДИНЫЙ ТАКТ
Неожиданное предложение провести мастер-класс 16 октября не смутило художественного руководителя и главного дирижера оркестра Тимура Дулуша. За час он успел вкратце рассказать об истории Тувы и тувинского этноса, об основах традиционной музыкальной культуры, о создании оркестра.
Директор-администратор оркестра Артыш Опуйлаа продемонстрировал игру на игиле и различные стили горлового пения. Участники мастер-класса также познакомились со звучанием тибетских ритуальных духовых инструментов.
«Их так мало!», – промелькнула мысль, когда 24 оркестранта расположились в центре площадки-сцены. Вчера все это пространство было заполнено шестью десятками музыкантов студенческого оркестра.
Энергичный «Тувинский марш» Сергея Кайдана-Дешкина задал темп всему выступлению. Горловое пение и звучание традиционных восточных духовых инструментов – шоора, курая и раковины-тун – в «Танце воинов» Буяна-Маадыра Тулуша перенес слушателей в степные просторы центра Азии. «Танец воинов» – музыкальный рассказ о Туве: залитые солнцем степи, по которым свободно летит ветер, тайга, где птицы встречают рассвет мелодичным пением, народ-кочевник, в котором еще жив голос Природы.
Вся программа – это цельный рассказ о Туве, за исключением «Музыкального каламбура» Анатолия Кролла, знаменитого российского дирижера, пианиста, композитора родом из Челябинска. «Каламбур» Кролла – безошибочный выбор для эмоционального контакта с залом.
Затем – молодежная программа, и весь оркестр исполнил песню «Эне-Сай», в которую вкраплены каргыраа, хоомей и сыгыт. В завораживающей мистерии «Цам» музыканты перевоплощаются в потусторонних существ, подчеркивая идею о том, что музыка рождается в высших мирах.
Публика, которая состояла из специалистов по духовой музыке, аплодировала стоя, отбивая ногами единый такт.
ШАМАНСТВО С ОРКЕСТРОМ
Ремигиюс Вилис, Литва, представитель Ассоциации литовских духовых оркестров, дирижер, назвал действо тувинского духового оркестра открытием космоса:
«Я всегда думал, что духовая музыка – что-то особенное. Но сегодня услышал, что звук дает возможность общения с высшими мирами, с теми, кто ушел, и с теми, кто придет после нас. Это как открытие космоса. Шаманство с оркестром.
Музыка – это международный язык, через который можно понять много народов. И это самое главное, что вы сегодня показали на концерте. У вас другое мышление, другие ноты. Они отличаются от того, что мы делаем. Тувинский оркестр должен увидеть весь мир. Можно за 80 дней, как герои Жюль Верна, но лучше с концертами за три года».
Ремигиюс Вилис окончил музыкальную академию, играет на кларнете, саксофоне, дирижирует, участвует в международных проектах. Последние 15 лет работает с трудными подростками: «В маленьких деревнях создаем оркестры, чтобы дети были заняты и могли общаться между собой, чтобы через музыку могли войти в нормальный мир. До этого я 20 лет работал с профессиональным оркестром. Теперь мне интересно через музыку решать какие-то социальные проблемы».
ДИРИЖЁР И ДИРЕКТОР ШКОЛЫ В ОДНОМ ЛИЦЕ
Короткая пешая прогулка по центру Риги в компании дирижера-фрилансера из Норвегии Арилда Андерсена и Инги Гринвалде из Риги завершилась у впечатляющего здания, ранее принадлежавшего военно-морской академии, ныне – Рижской первой музыкальной школе имени Язепа Медыня.
На следующие полтора часа в Тимуре Дулуше проснулся директор Тувинской республиканской школы искусств имени Ростислава Кенденбиля – не менее дотошный, чем дирижер оркестра. «Кабинеты стильные. Расписание уроков можно, оказывается, оформить весело – для детей в самый раз. Даже табличка «Директор школы» может быть настолько неформальной. Самым младшим ученикам школы сколько лет?» – за этими замечаниями Дулуша – желание привнести новшества в родную среду.
В 2009 году объединили две музыкальные школы – рижскую первую и школу имени Язепа Медыня. Сейчас школа занимает шестиэтажное здание площадью в три тысячи квадратных метров. Всего в ней 653 ученика с первого по десятый классы, обучение стоит семь лат, около 400 рублей, в месяц. В подготовительном отделении около ста детей. За их обучение родителям приходится платить полностью, так как государство не субсидирует подготовительное отделение.
70 детей от трех до шести лет учатся в музыкальной студии. В школе занимаются также взрослые, наконец-то, реализовавшие мечту научиться играть на музыкальных инструментах или петь. В зале устраивают абонентные концерты для учащихся общеобразовательных школ Риги.
Директор школы Валдис Ластовскис поделился впечатлениями: «Что бы в мире ни делалось, необходимо сохранить свою культуру. Видно, что вы стараетесь: по нарядам, по музыке. Заметил, что у вас строгая дисциплина. Без этого нельзя оркестру. Вы движения делаете каждый по-отдельности и, тем не менее, все вместе. У вас все получается свободно. Приятно смотреть».
«Дефиле получилось естественным, свободным. А пение!» – добавила заведующая духовым и ударным отделением музыкальной школы Инга Гринвалде.
ПОКАЗАТЬ ЛУЧШЕЕ
Ранний выезд 17 октября в латвийский город Валмира на заказном автобусе.
Валмира известна новой начальной школой, построенной на грант Евросоюза – лучшей в Прибалтике со всевозможной технической начинкой. Концерт оркестра состоялся в Валмирской государственной гимназии, где учатся дети с седьмого по двенадцатый классы.
С местным учителем музыки мы познакомились накануне в Риге. Мартиньш Бирнис рассказал:
«Ваше выступление окончилось тем, что я приехал домой и начал искать в Интернете информацию о Туве. Оркестр четко и кратко показывает лучшее из вашей культуры. Я руковожу школьным оркестром, сам делаю дефиле. Сегодня ученики видели, как надо играть. Вы – живые, очень живые!»
Мартиньш Бирнис – валторнист, образование высшее, работает в гимназии седьмой год. Руководит двумя духовыми оркестрами: гимназии и города. Ведет музыку в школе, а также преподает в местной музыкальной школе.
Музыканты после концерта выходили по живому коридору – школьники хотели лично поблагодарить их и хлопнуть по ладоням. Задержался Начын Донгак, с которым заговорил слушатель из первого ряда – Гвидо Бренчевс, исполняющий обязанности директора Руенской музыкальной школы, руководитель оркестров школы и Руенского дома культуры:
«Слушал вас вчера в Риге и сегодня привел своих учеников. Пусть посмотрят, как на таких же инструментах можно сыграть по-другому и, главное, с какой отдачей! Понравилось, как вставили национальные инструменты в современную музыку. Эти нюансы показывают, что вы все еще близки к Природе. Главное для нас – не уходить от нее».
ТУВА – ТЕМА УРОКОВ
Второй концерт в тот же день состоялся в Эстонии, в городе Вильянди с населением чуть больше 19 тысяч человек.
В местной музыкальной школе открыты три отделения: джазовое, народное и академическое. Всего учеников – 223 плюс 50 детей в подготовительном отделении. Есть духовой и симфонический оркестры, народный ансамбль, два хора – мальчиков и девочек. Преподавателей – 45.
Дирижер духового оркестра школы Берт Лангелер из Нидерландов участвовал в «Открытой Балтике». Он – фрилансер, работает по приглашению с разными коллективами в разных странах. Последние три года живет в Эстонии. До этого работал с «Тримитас» – знаменитым оркестром Литвы.
У Берта Лагелера – 25 лет стажа не только в дирижировании, преподавании, но и в менеджменте, управлении международными проектами. Его мнение о духовом коллективе из Тувы: «Поиск национальной музыки, способы комбинирования современных стилей с Запада с вашими собственными традициями ошеломляют и захватывают. Для меня ваша музыка – эзотерика! Это совершенно новый уровень, инновация в духовой музыке».
После двух концертов в Латвии и Эстонии у оркестрантов хватило сил на мастер-класс, который начался в восемь вечера. Тромбонистка, преподаватель и журналист из Пуэрто-Рико Мэй Петерс заметила: «Я увидела свободу в тувинских музыкантах, поэтому они могут сыграть нашу музыку». Подуставшие после темпераментного общения с Мэй тувинцы отметили, что такой латиноамериканский ритм для них в новинку. Тем не менее, весь вечер и следующее утро они напевали плена и меренга.
Следующий день выдался спокойным – только один концерт в гимназии Пярну. «Я говорил ученикам, что будет профессиональный оркестр. Но не ожидал, что настолько хороший. Получил очень хорошие эмоции. Самое главное – вы отдаете столько энергии! Не у всех так получается», – руководитель школьного оркестра Рэйн Вендла не скрывал своего восторга.
Ранний переезд 19 октября по маршруту Вильянди – Рига – Шауляй. Два концерта в Шауляе: в университете и школе. Поразила основательная подготовка школьников к приезду музыкантов из центра Азии. В течение недели Тува стала основной темой уроков. Дети изучали историю, культуру, природу Тувы. Школьная сеть пестрела сообщениями на эту же тему.
Концерт прошел на ура. После него к музыкантам, пожалуй, впервые в жизни выстроилась очередь за автографами.
МУЗЫКА – НАШ ОБЩИЙ ЯЗЫК
Завершающий день турне – 20 октября. Два концерта. Первый – в консерватории Каунаса.
«Мы знаем, что Россия – большая страна. Но впервые узнали, что есть в России такой талантливый народ, который играет красивую музыку. Оркестр оставил большое впечатление. Никогда такого не слышали», – сказал директор консерватории Каунаса Кестутис Блюус.
Специалист по звуку Линас Адомаитис попросил записать в студии тувинское горловое пение и мелодии на игиле в исполнении Артыша Опуйлаа – в качестве учебного материала для студентов. Линас Адомаитис – выпускник Литовской академии музыки и театра по классу скрипки, профессиональный звуковик с дипломом магистра. Представлял Литву на конкурсе «Евровидение» в 2004 году в дуэте с певицей Симоной.
«Мы – родственные народы. Вы – Тува. Мы – Летува. Так звучит Литва на нашем языке. А музыка – наш общий язык», – подметил Угниус Вайгинис, главный дирижер государственного духового оркестра «Тримитас», на базе которого тувинские музыканты дали финальный концерт. – Я много путешествовал и много видел. Но такого коллектива, как ваш, не видел нигде – со своеобразным ярким национальным колоритом. Спасибо Янису Пуриньшу за то, что привез оркестр из Тувы».
ВСЕ НАЧАЛОСЬ С «УСТУУ-ХУРЭЭ»
Объясняя европейским коллегам об особенностях оркестра, о дефиле-тату, не случайно Тимур Дулуш принимался увлеченно рассказывать о тувинском фестивале живой музыки и веры «Устуу-Хурээ».
Именно на фестивалях музыканты оркестра – тогда еще студенты Кызылского училища искусств – имели возможность слушать вживую профессионалов, джемовать с ними на фестивальной площадке.
Одним из самых роскошных по музыкальной программе был фестиваль 2004 года, когда впервые приехала The Sun Ra Arkestra, когда были Йорма Тапио с Kaski и Юрий Льноградский с New A, пианист международного класса Андрей Руденко.
«Самой большой жертвой стал отказ от участия в творческой программе фестиваля учащихся духового отделения Кызыльского училища искусств. Ребята раньше всех приехали в Чадан – не репетировать, а устанавливать юрточно-палаточный городок, убирать территорию Алдыы-Хурээ, монтировать сцену, так как монтаж сцены специалистами стоит больше двадцати тысяч рублей, а для фестиваля это немыслимая трата. После завершения гала-концерта, в пять утра 4 июля, так и не поспав, юные музыканты принялись за разборку сцены..., – писала газета «Центр Азтии» в № 28 от 18 июля 2004 года. – Когда еще, если бы не было «Устуу-Хурээ», тувинский зритель смог бы увидеть звезд джаза – американского, европейского, российского, познакомиться с настоящим профессиональным искусством? Это шаг вперед в музыкальной культуре Тувы. Из юных музыкантов, импровизировавших со знаменитостями, вырастут профессионалы без налета провинциальности, не страдающие местечковостью».
Искры творческого вдохновения упали на благодатную почву. Уже в следующем году духовой оркестр КУИ завоевал Гран-при «Устуу-Хурээ», в 2006 – снова. «Есть влияние Сан Ра», – отмечали многие. И в 2008 – снова Гран-При.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что «Устуу-Хурээ» сыграл и еще сыграет значимую роль в развитии музыкальной культуры Тувы. Тому пример – успех детища фестиваля – духового оркестра Тимура Дулуша – на европейской сцене.