23 августа Калмыкию и главный храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни» посетил заместитель Камбы-ламы Тувы уважаемый Лобсан Монгуш. По словам гостя, цель его неофициального визита - увидеть Каспийское море, где бывал великий тувинский полководец Субедей-багатур, правая рука Чингисхана, который за пятьдесят лет военной службы не потерпел ни одного поражения, а также в очередной раз посетить самый величественный в Европе буддийский храм.
«Калмыкия процветает, словно лотос, - поделился впечатлениями Лобсан Монгуш. - Так и должно быть в единственной буддийской республике в европейской части России. Я бываю в разных регионах, где часто задают вопрос: «действительно ли в Калмыкии стоит самый высокий храм Европы?» Еще в начале 90-х самым большим считался Санкт-Петербургский дацан. Мы рады, что духовное развитие у вас идет полным ходом, что здесь бывает много паломников и гостей».
Лобсан Монгуш сообщил, что в мае 2008 года при содействии Культурного фонда «Пор-Бажын», а также благодаря финансовой поддержке Главы МЧС России С.Шойгу и народа Тувы началось восстановление буддийского храма Устуу-Хурээ. К концу строительного сезона, который официально закрылся 18 октября 2008 года, построили главный храм монастырского комплекса. Новый строительный сезон на Устуу-Хурээ открылся весной 2009 года. Храм будет называться «Текчен Рабтен Таши Чойкорлинг»: по словам Лобсана Монгуша, это название, завещанное еще Далай-ламой, было найдено в 1997 году в архивных источниках.
«Строительство идет хорошим темпами, монахи несут ответственность за внутреннее и внешнее оформление, - рассказывает гость. - Различные предметы буддийского интерьера мы заказали в Индии и Монголии. Камбы-лама Джампел Лодой сейчас находится в Непале, откуда совсем скоро привезет тысячу статуй Будд».
Лобсан Монгуш, в течение многих лет работающий с историческими архивами, сообщил, что первые монастыри на территории Тувы возникли во время правления маньчжурской династии, во второй половине XVIII века. Постепенно складывался тувинский вариант буддизма. Первые буддийские монастыри были построены в Самагалтае - древней столице Тувы. В 1905-1907 годах хемикский нойон Хайдып построил Верхнечаданский хурээ по проекту тибетского ламы. В 1937 году атеистически настроенная молодежь во время гонения на лам и шаманов, разрушила это архитектурное сооружение. От самого крупного хурээ Тувы сейчас остались развалины. После посещения Тувы в 1992 году Его Святейшеством Далай-ламой XIV буддийская религия стала возрождаться вновь. Повсеместно появились буддийские монастыри - хурээ и субурганы. Без лам и буддийских обрядов не совершается ни одно значимое мероприятие. В Кызыле действует хурээ «Цеченлин». Почти каждый день в монастыре проходят буддийские обряды. Сейчас в Туве около сорока монахов, и еще более тридцати учатся в монастыре Дрепунг Гоманг в Индии.
Поклонение священным реликвиям в новом "Устуу-Хурээ"
Фото: Эндрю Мельник«Буквально несколько дней назад нам посчастливилось поклониться священным реликвиям Будд и Бодхисаттв из собрания Ламы Сопа Ринпоче, - рассказывает Лобсан Монгуш. - С шести утра не прекращался поток людей, стремящихся взглянуть на святыни и сделать вклад в строительство Будды будущего Майтрейи; приезжали жители всех районов Тувы. Желание поклониться реликвиям изъявили и исправительные колонии, они заранее направляли письма в Управление Камбы-ламы с просьбой привезти реликвии на короткую экспозицию».
Лобсан Монгуш рассказал о связях Камбы-ламы и тувинского народа с Тэло Тулку Ринпоче: их, по словам гостя, объединяет любовь к коренному Учителю - Его Святейшеству Далай-ламе: ходатайствуя о российской визе Его Святейшеству Камбы-лама и Шаджин-лама Калмыкии не раз встречались в Москве. «По поводу приезда Его Святейшества мы хотим обращаться в Владимиру Путину, каждый день и час мы надеемся, что учитель посетил Россию», - говорит Лобсанг Монгуш. «Я знаю, что в 1913 году, когда Далай-лама XIII посетил Монголию, в Улан-Баторе состоялся большой круглый стол, на котором присутствовали и Агван Доржиев, и Дилова-хутухту, были там и тувинские ламы-лхарамбы. Лидеров всех монгольских народов объединял и объединяет Далай-лама».
По утверждению Лобсана Монгуша, в XIX веке в развитии буддийской религии в Урянхайском крае (так столетие назад обозначалась на географических картах нынешняя Тува) и в Монголии огромную роль играл монастырь прошлого воплощения Шаджин-ламы Калмыкии Наропанчен. «В исторических документах можно сведения о том, что жители этих мест не раз обращались к Дилова-хутухту с просьбой оказать помощь в обнаружении и подтверждении новых реинкарнаций почивших лам», - говорит он.
По словам Лобсана Монгуша, за сохранение учения Будды в России в его чистой форме - это прямая обязанность Калмыкии, Тувы и Бурятии. Лобсанг Монгуш подарил библиотеке хурула священные тексты «Сундуй» (Собрание молитвенных текстов Сутры и Тантры) и «Гьетомпа» (восьмитысячная Праджняпарамита).