В Национальном музее открылась персональная выставка «Реализм и сказочность Когела Саая», посвященная 80-летию со дня рождения К.М. Саая. На выставке экспонируются более семидесяти камнерезных произведений народного мастера из фондов Национального музея.
В тувинской скульптуре малых форм отчетливо выделяются два основных стилистических направления: реалистическое и декоративно-орнаментальное.
Когел Саая творит на стыке этих направлений, придавая скульптурным изображениям животных реалистические черты, грациозное движение, украшая тела изящным линейным орнаментом. Его большое художественное наследие распространилось по многим художественным музеям, картинным галереям России и зарубежным частным коллекциям.
Жизненный и творческий путь Когел Саая начинал как и многие наши камнерезы старшего поколения. Родился он 10 июля 1931 года в сумоне Аксы-Барлык Барун-Хемчикского кожууна в семье арата-скотовода. С детских лет стал вырезать, наблюдая за старшими народными мастерами, фигурки животных, диких зверей из тополиной коры и дерева мягкой породы.
Молодой Саая переехал в село Кызыл-Даг– родину прославленных камнерезов. Он многому научился у знаменитого народного мастера Хертека Тойбухаа, который увидел ростки талантливого дарования в способном ученике, осваивающем азы трудоемкой резьбы по агальматолиту. Советы и наставления Х.К. Тойбухаа сыграли большую роль в совершенствовании мастерства начинающего камнереза.
Первые анималистические скульптуры К.М. Саая представляли, в основном, фигуры козлов, сарлыков, лошадей, быков, верблюдов, всадников на подставках в традиционных статичных позах, еще без богатой декоративной орнаментики. Его произведения стали известными в Тувинской автономной области, а с 1959 года Когел Саая стал постоянно участвовать в местных, зональных, всероссийских, всесоюзных и зарубежных художественных выставках.
Пластическое искусство К. М. Саая можно разделить на определенные темы и сюжеты. Первый период творчества насыщен созданием анималистических фигурок, изображающих животный мир Тувы: вот плавно изогнулась «Рысь», озирается по сторонам осторожный «Горностай», стучит копытами разгневанный «Бык»; в различных движениях, позах запечатлены сарлыки, лошади, верблюды, архары и другие звери. Большинству из них мастер, соблюдая анатомию и пропорции, чуть удлиняет некоторые части тела (шею, ноги, хвост, рога), при этом богато и тонко декорируя линейным орнаментом; в результате скульптура получает сказочное звучание.
Интересны сюжеты на охотничью тему, среди которых выделяются небольшие композиции: «Охотник на медведя», «Охотник за тарбаганом», «Охотник с ружьем» и другие, показывающие наблюдательность и большой опыт добытчика дикого зверя.
В 1980-е годы Когел Мижитеевич создает замечательную этнографическую серию скульптурных композиций, поражающую жизненным реализмом, художественной трактовкой бытового уклада недавнего прошлого тувинцев-кочевников. Камнерезные группы – «Вспашка на верблюде», «Выделка кожи», «Перекочевка», «Борьба хуреш» – входят в сокровищницу мелкой пластики народного искусства Республики Тыва. Также значительны его многофигурные композиции «Звенящая нежность», «Танец с барабанами», «Тувинские музыканты», декоративная ваза «Центр Азии», в которых отличительной манерой творческого почерка Когела Саая является мягкая моделировка, богатое декорирование, и завершенность скульптурного произведения.
Лучшие камнерезные произведения К.М. Саая экспонировались на крупнейших художественных смотрах, таких, как «Советская Россия», «По родной стране», «Анималисты России», «Скульптура малых форм», «Художники автономных республик, областей, округов РСФСР», «Народное искусство СССР», а также во многих странах мира.
За большой вклад в развитие тувинского и российского изобразительного искусства Когелу Мижитеевичу Саая присвоено звание «Заслуженный художник Тувинской АССР» (1991), высокое звание «Лауреат Государственной премии Российской Федерации» (1992). В 2001 году Когел Саая был награжден медалью Республики Тыва «За доблестный труд», в сентябре 2011 года награжден Орденом Республики Тыва.
Большую лепту в становление и развитие монументально-декоративного искусства Тувы внес К. М. Саая, создавая совместно с другими камнерезами ряд декоративных анималистических фигур для детских площадок Кызыла, курорта «Уш-Белдир», сел Кызыл-Дага, Тээли, декоративно-скульптурного фонтана на площади Арата в нашей столице. Он организовал строительство и оформление небольшого буддийского храма (хурээ) в Кызыл-Даге, отреставрировал для Тувинского республиканского краеведческого музея им. 60-ти богатырей несколько буддийских божеств (бодхисатв). Кроме того, Когел Саая, ощущая потребность в развитии древних народных промыслов, изучая их технологии, заново возродил и обучил своих учеников забытым видам тувинского искусства (тиснению по коже, резьбе и росписи по дереву, художественной обработке металла), которые стали распространяться по многим кожуунам нашей республики.
Когел Саая в последние годы активно участвует в работе буддийской общины в селе Кызыл-Даге, пользуется среди коллег-камнерезов и художников неоспоримым уважением и авторитетом. Он старается помогать в становлении творчески одаренной молодежи, для которой прекрасным примером художественной деятельности, большой тяги к эстетическому мировоззрению личности являются экспонированные в зале искусства Тувы Национального музея РТ прекрасные произведения тувинской малой пластики К.М. Саая.