О симфоническом оркестре в Туве, точнее, о его проблемах, материалов было уже много. Наверно, единственный человек, который может исправить сложившуюся ситуацию - директор филармонии Игорь Дулуш. Так что же он может реально сделать? «На самом деле, Игорь Дулуш не сможет решить эту проблему в одиночку», - откровенно признается директор. Но он может накануне юбилея рассказать, будет ли в Туве когда-нибудь полноценный симфонический оркестр, или с этой надеждой можно навсегда распрощаться.
О чем говорит отсутствие оркестра
Проблема симфонического оркестра - вершина проблем классического искусства.
Если есть действующий оркестр, хотя бы в «бетховенском» (малом) составе - 50 человек, это значит, работает музыкальная школа, средние и высшие учебные заведения. То есть полностью сформирована «лесенка» образования классического музыканта.
Если есть в городе симфонический оркестр - значит, там работают консерватории, театр музыкальной комедии, оперетта и - как вершина - оперный театр, есть возможность постановок оперы и балета.
А вот отсутствие его, даже просто недокомплект на 10%, уже ясно говорит о том, что всего этого в городе быть не может.
Об этом сейчас знает и правительство, и музыкальная элита Тувы - по сути, это и стало главным итогом года классической музыки. Сейчас все поняли, что ситуация плачевная. Этим, конечно, нельзя гордиться, но важно, что проблему донесли до всех. И все осознали сложность проблемы.
Проблема, кстати, началась прямо со времени создания оркестра. Симфонические оркестры естественным образом появляются в городах-миллионниках. А в Кызыле он возник только благодаря волевому решению партии. Салчак Тока обратился с таким ходатайством к правительству СССР и кавалеру семи орденов Ленина и ордену Трудового Красного Знамени никто не смог отказать.
О том, что сложные вопросы требуют сложных ответов
Сложные проблемы требуют принятия комплексных мер, и над этой проблемой сейчас работает много людей: Министерство культуры, преподаватели и руководство РШИ, преподаватели и руководство колледжа искусств, симфонический оркестр и управление филармонии. Если уж решение о создании симфонического оркестра было принято на правительственном уровне, то на этом же уровне надо заниматься его проблемами и сейчас.
А проблем действительно много. Сформирован худсовет, который делает все, что от него зависит, но надо быть реалистами и не ожидать мгновенных результатов.
Но и делается уже многое. В этом году состоялось открытие Года классической музыки, прошел фестиваль «Музыкальное лето». Музыканты симфонического оркестра принимали участие во всех мероприятиях государственного уровня, во всех серьезных концертах: к 23 февраля и 8 Марта, подготовили программу «Курагино-Кызыл», проект «Буян Бадыргы».
Год классической музыки еще не окончен. И работа Министерства культуры в этой области еще не окончена. В оставшиеся полтора месяца будут приняты определенные меры.
Долгое время симфонический оркестр оказывался в стороне, его как бы не замечали - недокомплект, а сейчас ситуация совершенно изменилась - и это большой творческий успех.
Игорь Дулуш надеется, что сейчас приходит истинное понимание такого понятия, как «живой звук». Часто о «живом звуке» говорят, как о новой тенденции, употребляют по отношению к рокерам. Но симфонический оркестр никогда не играл под фонограмму. Это - истинный «живой звук».
О том, как Тува снабжает всю Сибирь своими музыкантами
В Туве рождаются хорошие музыканты, которые превосходно умеют исполнять классическую музыку.
У нас работают сильнейшие гобоисты Сибири. И не только у нас: первый гобоист Театра оперы и балета Красноярска - Шораан Очур.
Четыре ведущих музыканта в Красноярском оперном театре - наши. Из Тувы.
Байлак Монгуш - лидирующий музыкант Красноярска - она играет на ударных инструментах. Ее красноярцы не хотят отпускать. Сейчас она закончила Красноярскую академию, участвует во всех государственных мероприятиях, приемах.
Наш валторнист играет в Новосибирском государственном Академическом симфоническом оркестре. Айдын - валторнист очень яркий. Он учился в Красноярске, стал работать в Новосибирске, а вот в Кызыл вряд ли вернется - нет условий работы: квартира, оплата.
Новосибирск не может без наших музыкантов, Красноярск не может. Вячеслав Кенденбиль - с хакасами съездил в Канны, там они отработали на днях России.
Есть много и совсем молодых музыкантов, которые тоже замечены руководителями оркестров разных городов. Мы очень рады за них. Они будут играть в других городах Сибири. Но не в Туве, не в Кызыле.
О том, как смерть Сталина закрыла струнное отделение
Своих скрипачей мы «потеряли» уже давно. После 52 года, после смерти Сталина, уехали скрипачи, которые учили детей в школах, преподаватели струнного отделения училища искусств. И струнное отделение пришлось закрыть. А ведь до этого - даже в школах были свои оркестры.
Со струнниками сейчас работа идет. Учится много детей в РШИ, работают приглашенные музыканты из Монголии, для них созданы приемлемые условия.
Сейчас ученики РШИ собираются сыграть «Детский альбом» Чайковского - его и не все взрослые осилят. Это только так называется «Детский альбом», темы детские, но музыка сложная. И это означает, что процесс пошел, что появились новые ростки.
Это только первые шаги, а результат нужно будет ждать некоторое время.
Первые наши скрипачи появятся примерно лет через пять. Это уже очень скоро: образование скрипача длится 15-16 лет.
О том, что такое «точка невозврата»
Есть понятие «точка невозврата», когда она уже пройдена, то никакой процесс уже вернуть нельзя, происходят необратимые изменения. Наш оркестр, как считает Игорь Дулуш, до «точки не дошел». Ситуацию остановили. Год классической музыки смог ее остановить.
Есть ли у нас шанс послушать в Туве «Тоску» или, чтобы не заморачиваться с итальянцами, «Иоланту», например? Наши музыканты могут сыграть все. Но без струнной группы будет не та музыка. С привлечением струнной группы со стороны можно сыграть все. Или надо дождаться-таки своих скрипачей.
О том, как хорошо, если министр финансов имеет музыкальное образование
Своих музыкантов сотрудники филармонии пытались собрать. Объездили Абакан, Красноярск, Новосибирск. Общались, давали объявления. В объявлениях обещали зарплату в 30 тысяч рублей.
Вот о 30 тысячах можно поговорить поподробнее. Заслуженные артисты у нас получают 9-12 тысяч. А в Красноярске-Новосибирске молодой специалист, только что окончивший консерваторию, - 30-40 в оркестре, кроме этого, в оперетте, еще в каком-нибудь оркестре, может в месяц легко заработать 50-60 тысяч.
На 30 тысяч молодые специалисты соглашались ехать в Туву, но они спрашивали, где еще смогут подработать. А на это им отвечали, что это - со всеми подработками. Филармония согласна платить скрипачам по 10 тысяч, еще 10 - в РШИ, и еще 10 - в колледже искусств. Вроде достаток. В Туве столько музыканты не зарабатывают. Но... В общем, но...
Музыкантам этого мало
Спрашивали еще, какие условия проживания, куда вечером можно пойти? У музыкантов свои запросы. И на эти запросы у Тувы нет пока ответов.
Отсутствие симфонического оркестра как раз и говорит о том, что у нас многого еще нет.
Понятно, что условия несопоставимые, Мы - дотационный регион, и не имеем право «прыгать» через оклады. В других городах кроме окладов, есть губернаторские надбавки.
А в Хакасии зарплату подняли на 100%. И этому есть объяснение - министр финансов имеет музыкальное образование и хорошо представляет себе и значение симфонического оркестра, и суть его проблем. Музыкантам только в этом году дали 10 квартир.
«Говорят - зачем с Абаканом сравнивать? А с чем сравнивать? С Чаданом? - возмущается Игорь Дулуш, - Надо бы с Красноярском сравнивать!»
О том, кто может сыграть классическую музыку Тувы
Тува имеет самобытное искусство. Классики и молодые композиторы уже создали много интересных произведений. Кто их будет исполнять?
Дирижеры и директора оркестров прямо говорят: «Ваше искусство, вашу музыку поднимете только вы сами, никто не приедет и не поднимет».
Поднимать надо снизу - в РШИ, потом в колледже. У нас раньше как было: талантливого парня в районе заметили, направили в РШИ, потом - в Красноярск. Так и получилось, что мы поднимаем Красноярский край.
Там они получают квартиры, получают по 40-50 тысяч и сюда уже не возвращаются. Они имеют право на свое развитие, и никто не вправе указывать им, где жить и где играть.
Замминистра культуры России Алексей Шалашов, узнав о наших проблемах, сказал: «А зачем Туве вообще симфонический оркестр?» Но когда ему рассказали о том пласте музыкальной культуры, который уже существует, о творчестве композиторов, согласился: «Да, оркестр вам нужен, эту музыку будут играть только ваши музыканты».
«Наша музыка сейчас звучит в Прибалтике и Корее, мы представляем культуру республики в разных регионах России. Мы есть, мы работаем. Меня радует, что проблемами музыкантов сейчас занимаются целые отделы в Министерстве культуры, в правительстве. А состояние нынешнего оркестра говорит о том, что раньше этому не уделялось внимания», - говорит Игорь Дулуш.
Юбилей - время, когда подводятся итоги. Итоги сейчас не слишком впечатляющи, но главное - проблемы обозначены, планы намечены и работа началась. Ну а пять лет, до появления собственных скрипачей, мы как-нибудь подождем.