Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 21 ноября 2024 г.
19 июня 2012 Тува. Общество

Оюмаа Донгак: "Я всегда нацеливаюсь на результат"

Оюмаа Донгак: "Я всегда нацеливаюсь на результат"В марте нынешнего года сменилось руководство Национального музыкально-драматического театра имени В. Кок-оола. С приходом нового директора Оюмы Донгак в театре произошли изменения. Какие именно – корреспондент «Тувинской правды» узнал из первых уст.

– Оюмаа Седип-ооловна, ни для кого не секрет, что ваше назначение для многих оказалось полной неожиданностью. Ведь по сложившейся традиции, на эту должность, как правило, назначали кого-то из состава коллектива театра.

– Не усматриваю ничего неординарного в моем назначении. Я же не с улицы пришла, почти пять лет проработала в министерстве культуры начальником отдела профессионального искусства, курировала, в том числе, и театр. Перед тем как принять решение, четко и ясно осознавала, что театр – сложный механизм.

– Как вас принял коллектив?

– Сдержанно… Вначале, у кого из знакомых не просила бы совета, в ответ слышала одно: ой, сожру-ут тебя, Оюмаа. Я не сдавалась, «сожрут» – «не сожрут», в конце концов, будет зависеть от меня самой, от моих действий. Я твердо обозначила для себя, что первое условие здоровой атмосферы в коллективе – это поставить себя так, чтобы слова не расходились с делом: сказала – сделала. При первой же встрече почувствовала настрой на перемены. И надо было оправдать эти ожидания. В первую очередь, мы все хотели, чтобы в театре воцарились мир и покой, для этого надо было все начинать с чистого листа, сохранив то хорошее, что было наработано театром за 76 лет.

– С какими проблемами пришлось столкнуться?

– Наш театр всегда гордился своими достижениями. Но время, которое выпало на мой приход, нельзя было назвать славным. У театра не было единой политики: артисты существовали сами по себе, руковод-ство – само по себе, и обслуживающие цеха, и службы – тоже отдельно ото всех. А финансовая ситуация вообще была сложная и непонятная, хозяйственные дела запутаны… Поэтому необходим был комплекс мер. Благодаря тому, что минкультуры командировало своего экономиста, впоследствии ставшей главным бухгалтером театра, быстро разобрались с финансовой деятельностью, благо она прежде тоже курировала театр.

А основную помощь в «выруливании» сложной ситуации оказали именно артисты и сотрудники театра. В первую очередь, мы созвали общее собрание, на котором всем миром обсудили вопросы, касающиеся деятельности театра, в том числе и финансовые вопросы. Почти каждый день собираемся на «пятиминутки» с творческим составом. Бухгалтерию сделали прозрачной и понятной для всех, насколько это возможно. Доходы от аренды театра полностью контролируемы, так как обслуживающие цеха стали получать 10 процентов от суммы арендной платы.

– А какие именно изменения произошли под вашим руководством?

– Мне как директору театра важно было создать максимально комфортные условия для артистов и сотрудников. Я требую от них полной отдачи, но, в свою очередь, делаю все, чтобы они в театре могли жить наполненной творческой жизнью, реализовать себя в творчестве. Первое, что сделала – повысила заработную плату артистам в два раза, а также от 10 до 30 процентов – сотрудникам служб и цехов. Причем, сделали это без дополнительного финансирования, существующий ежемесячный фонд заработной платы позволил повысить оплату труда. Повысили командировочные расходы (гастроли) в пределах республики до 200 рублей (было 100 руб.), за пределы – 300 рублей. Для артистов обустроили комфортную комнату отдыха, где они могут общаться за чашкой чая, пользоваться Интернетом, теле- и видеотехникой. Высокоскоростной Интернет теперь есть на всех этажах, в цехах и службах. В скором времени даже планируем организовать продажу театральных билетов через Интернет. Отремонтировали помещение под спортивный зал, в котором установили ультрасовременные тренажеры.

За два месяца мы заработали 2 миллиона рублей, и на эти деньги режиссер театра Марина Идам сейчас ставит спектакль «Акша, акша…», премьеру которого запланировали на 26 июня. Началась реставрация спектакля «Эгил, эжим, эгил!» в постановке Алексея Ооржака. Успешно провели творческую лабораторию под руководством Олега Лоевского, сняли документальный фильм к 60-летию главного режиссера театра Алексея Ооржака с помощью творческой группы из Якутии. Договорились, что торжества, посвященные юбилею мэтра, проведем осенью.

Приобрели концертные костюмы не только артистам, но и сотрудникам, обслуживающим сцену, причем, каждый костюм из магазинов брендовой одежды стоит от 10 до 20 тысяч рублей. А что касается национальных костюмов, то мы очень благодарны швейной мастерской ансамбля «Эдегей», которая оказывает нам всяческую поддержку, предоставляя значительные скидки на свою продукцию. Прошли те времена, когда артистам покупали китайский ширпотреб, лишь бы со сцены блестели дешевыми стразами. Я помню, как будучи школьницей, приезжала из деревни в Кызыл и останавливалась в квартире родственницы, артистки театра Барынмаа Дадар. Ее 3-комнатная квартира в центре казалась для меня дворцом, больше всего меня поражали выставленные у дверей пять пар красивых туфель и разные фасоны платьев в шкафу, когда обычная советская женщина имела всего одну пару туфель на сезон и одно–два выходных платья.

В те же годы у артистов была возможность повышать свое творческое мастерство в других городах. Вот мы сейчас возобновили эти славные традиции: начали отправлять на курсы повышения квалификации не только наших артистов, но и хореографов, художников, художников-бутафоров, декораторов. Уже вернулись со стажировки по технике речи из театрального института им. Щукина Олимпиада Чавырал и Надежда Наксыл. Последняя, кстати, открывает при театре школу чтеца, которую будут посещать не только артисты нашего театра, но школьники и студенты. Вернулись из творческой командировки в Москву и Санкт-Петербург победители конкурса «Лучший актер года» и «Лучшая актриса года» Саяна Оюн, Олег Сат, Олимпиада Чавырал и Орлан Оюн.

В ГТРК «Тыва» мы запустили свою новостную еженедельную программу «Театральная Тува», которая выходит в эфир каждую субботу в 9.40.

Самое главное, как наши артисты признаются, такой творческой, напряженной жизнью, как сейчас, наш театр не жил уже очень давно. Репетиции идут сразу в нескольких помещениях, и некоторым актерам надо в буквальном смысле перебегать из одного в другое. На конец июня запланировано закрытие театрального сезона, а также спартакиада работников культуры, в июле мы примем участие в международном театральном фестивале в Хакасии, на сентябрь запланированы гастроли по городам Северного Кавказа, на октябрь – Варшава, Берлин и Париж. И как только вернемся с зарубежных гастролей, откроем очередной театральный сезон постановкой сразу четырех новых спектаклей. Творческих планов настолько много, что режиссеров не хватает, поэтому нам удалось договориться по поводу учебы на режиссеров в Москве двух артистов театра. К новому сезону к нам присоединится талантливый молодой режиссер Сюзанна Ооржак, чьи спектакли у нас идут всегда с аншлагом. А также будем приглашать известных режиссеров из других городов для новых постановок.

В июле продолжим ремонтные работы: нужны дополнительные помещения для декораций, работники этих цехов работают в ужасных условиях: в тесных помещениях без окон и вентиляции. И в других цехах тоже будем создавать комфортные условия.

При этом не забываем и о социально-бытовых условиях сотрудников. Только в мае устроили в детские сады четверых детей артистов, выкупив места в частных и муниципально-автономных детских садах. Продолжаем искать варианты и для детей других сотрудников. На летний отпуск обеспечили путевками 30 сотрудников на курорт «Чедер» и в пансионат «Шымбай» на озере Дус-Холь. Артистов, которые проживали в здании театра, расселили по арендованным квартирам, некоторым сотрудникам цехов помогаем оплачивать аренду жилья.

– Как будете решать проблему с привлечением в театр русскоязычных зрителей?

– Я уже вела переговоры с театральными деятелями в Москве и Санкт-Петербурге. Это делается очень просто. В театральных кругах есть артисты из разных трупп, среди них и артисты известные. Даже имеется специальный сайт. Так вот их приглашают в регионы обычно на полгода со своим режиссером или без него. Они приезжают, ставят спектакли, за полгода «прокатывают» их и уезжают. На следующие полгода на их место приходят другие, причем, их пребывание полностью окупается. Для большинства регионов такая «миграция» артистов – обычное дело. На новый сезон и мы запланировали такую систему театрального обслуживания русскоязычного населения республики. Тем более, свои русскоязычные артисты зачастую после учебы остаются в тех городах, где учились. Их можно понять: там у них больше возможностей творчески реализовать себя.

– За время работы вам наверняка пришлось уже кого-то уволить, кого-то нового принять…

– Я пытаюсь сделать так, чтобы всем было комфортно, но если человек отлынивает, ищет лазейки, чтобы ничего не делать, он выпадает из команды. Это не самодурство, и не диктат, как некоторые все же пытаются это представить. Это – нормальный профессиональный подход к делу, который мне важно привить в нашем коллективе. Общее дело не должно зависеть от личных интересов. Да, были увольнения. Но никто не ушел со скандалом. И до сих пор существуют проблемы с раздутым административным штатом. Например, в бухгалтерии работают шесть сотрудников (для сравнения, в минкультуры только главбух, кассир и экономист). Честно говоря, кроме главного бухгалтера и кассира, я не знаю, чем занимаются остальные. Никто из них не несет ответственности, поскольку театральные билеты не подлежали учету, материальные ценности не были инвентаризированы, а задолженность только за отопление за прошлый отопительный сезон (с сентября по февраль) составила почти 1 миллион рублей. Пришлось рассчитываться с долгами из заработанных средств. Звуковое и световое оборудование стоимостью более двадцати миллионов рублей не было поставлено на баланс, на него вообще отсутствуют документы. А между тем, были заключены договоры с частными фирмами на обслуживание вентиляции и отопления на 140–200 тыс. рублей ежемесячно. Хотя можно было заключить такие договоры на более выгодных условиях с другими партнерами. Причем, система вентиляции не работает со дня установки. И подобных нарушений было достаточно.

– На какие принципы вы опираетесь в своей работе?

– Если я делаю дело, то стараюсь делать его добросовестно. Когда работала в минкультуры, Вячеслав Октяброович, министр, всегда говорил нам: мне не нужно ваше усердие, если не будет результата работы. Поэтому я всегда нацеливаюсь только на результат. Недавно состоялась премьера спектакля выпускников ВСГАКИ из Улан-Удэ «Ты – это я» в постановке режиссера Николая Ооржака, а также ребята показали спектакль «Власть тьмы» режиссера и руководителя группы Джеммы Батторовой и концертную программу. Их выступления прошли с огромным успехом, театром был оказан достойный прием, мы приобрели для них шикарные концертные костюмы, за время их пребывания в Туве выплатили им зарплату. Уезжая на государственные экзамены, ребята признались: именно сейчас мы осознали, что не зря получаем профессию артиста. Такое признание дорогого стоит. Это уже первое свидетельство того, что совсем скоро профессия артиста станет престижной, уважаемой и высокооплачиваемой.

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.


ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2024, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта