В Чаа-Хольском районе много чудес, как и по всей Туве, впрочем. Но скоро появится еще одно. Оно уже появляется. И это будет то самое настоящее, давно ожидаемое чудо, о котором много говорят, не вполне представляя возможность его реализации.
Не может быть!
Если поехать от поселка Чаа-Холь по направлению к водохранилищу - шагонарскому морю, то в расщелине одной из скал можно увидеть нечто, вроде и непонятное сначала. Большая сероватая ниша. Что это? Каадыр-оол Бичелдей смеется: «Вот к единению России и Тувы решил сделать туннель, прямой ход из Тувы в Россию». Конечно, это шутка. Никакой туннель не нужен, ведь Тува и так в составе России. Но что же это? Ужасно знакомые, узнаваемые контуры проема. Буддийская ниша? Скальное буддийское святилище с древним изображением Будды? Не может этого быть. Ниша - на другом берегу водохранилища, и она не высоко, а наоборот - глубоко, ее постоянно затапливает водами рукотворного моря.
Но это была именно она. То есть почти она - в скале начали вырезать новое святилище.
Возрождение святилища
Всегда обсуждались три проекта спасения барельефа: вырезать его из скалы блоком и поместить, например, в музей или в храм; залить прозрачным пластиком; сделать копию и освятить ее.
Первый вариант неприемлем: скала, в которой вырезана ниша, похожа на слоеный пирог - она рассыплется, когда будут вырезать блок.
Второй вариант тоже не подходит - с этим давно опоздали. Заливать нужно было давно, когда только начали создавать нерукотворное море. Сейчас барельефу угрожает не столько вода, сколько лед. Он уносит с собой частички этой «слоеной» скалы» и памятник исчезает на глазах. По сути, заливать уже почти нечего.
И вот - третий вариант, который начал воплощать Каадыр-оол Алексеевич.
- Это была ваша идея создать копию?
- Это была идея Его Святейшества. Когда он был с визитом в Туве, провел моление на Хайыракане. Ему рассказали о святилище, о том, что оно разрушается. И Его Святейшество сказал, что в таких случаях, если спасти святыню не удается, нужно найти другое место, и там создать копию. Одно условие - это должна быть похожая гора, которую можно увидеть с того места, где находится сама святыня. Он тогда провел моление, обернувшись в сторону горы, как раз той, где сейчас работают мастера камнерезы. Народ тогда еще удивлялся, почему Далай Лама XIV молится вполоборота к присутствующим.
Думаю, здесь Каадыр-оол Бичелдей был не вполне точен. Да, идея была высказана двадцать лет назад. Но кто-то же должен был взяться за ее реализацию, найти возможности, средства, рабочих. То есть, заняться этим сейчас - была именно его идея. Даже если это просто следование совету Его Святейшества.
По канонической иконе
Леонид Уржук, Аяс Кагай-оол, Аяс Хертек, Адыгжы Артаа, Рустам Чимит-Доржу, Ай-Хаан Чалбаа - мы должны запомнить эти имена: именно они сейчас возводят новое святилище.
Копию сняли очень четкую - по размерам все будет совпадать до сантиметра. К сожалению, сам барельеф уже порядком разрушен. Недостающие элементы будут воссоздавать по каноническим иконам Будды Амитабхи - самой почитаемой фигуры в буддийской школе Чистой земли.
Когда барельеф будет высечен, его отполируют и раскрасят так, как и был раскрашен оригинал - тоже в соответствии с канонами.
Работа большая - и деньги нужны большие. Средства собирают сами верующие. Очень большую роль взяли на себя родители Шолбана Кара-оола: Анай Балчыровна и Валерий Ховалыгович Кара-оолы - они организовали кампанию по сбору средств.
Часть денег дает руководство Саяно-Шушенской ГЭС, и это не обязательный оброк, а их добровольное признание необходимости финансирования проекта.
99 метров
Ниша, будущее святилище, находится высоко в горах - 99 метров над уровнем водохранилища. Сюда уж точно не попадет никакая вода. Каждый день рабочие поднимаются туда. Дорога достаточно опасна и трудна. Иногда, чтобы не терять время на спуск и подъем, они берут с собой сухой паек и не спускаются до вечера.
Пока работа идет быстро, но чем глубже ниша, тем тверже скальное основание. Самая трудная работа будет, когда дело дойдет до самого барельефа - здесь нельзя ошибиться ни на сантиметр. Недостающий кусочек не прилепишь обратно, другой камень не возьмешь, чтобы вырезать заново.
Да и потом, какая ответственность - делать будущее святилище. Не страшно? Леонид Уржук соглашается: «Страшно, конечно. Большая ответственность. Но что делать, раз уж взялись. Глаза боятся, а руки делают».
Рустам Чимит-Доржу говорит, что уже появился некоторый азарт, хочется сделать все поскорее. Даже не то, чтобы сделать, а чтобы увидеть результат.
Потом, когда уже сделают святилище, обустроят и дорогу к нему, сделают ступеньки и поручни, чтобы туда было не опасно подниматься, чтобы любой верующий смог прикоснуться. Наверное, ступеньки можно было бы сделать и теперь, но все помыслы мастеров сейчас только о самой нише. Они покрыты белой каменной пылью, работают без респираторов, хотя, наверное, все-таки будет лучше работать с какой-то защитой. Достаточно один раз вскарабкаться на эту гору, чтобы понять, в каких трудных условиях приходится трудиться.
Когда барельеф будет готов, для освящения пригласят лам: наших и с Тибета. А сами мастера верующие? Да, они буддисты, может и не всегда соблюдают все предписания, но к своей работе относятся именно как к работе во имя веры, а не просто - камни тесать.
Их работа действительно подвиг - в христианском смысле этого слова, если здесь можно применить такое определение. Они надеются завершить работу в этом году.
А вот интересно, кто все-таки занимается этим проектом: Бичелдей - министр, Бичелдей - ученый, Бичелдей - политик, Бичелдей - буддист?
Кадыр-оол Алексеевич говорит, что он - верующий, хотя и не выполняет все ритуалы, и считает, что вера не только в молитвах. А святилище он воссоздает, чтобы внести свой вклад в сохранение культуры народа, его исторических ценностей. Он делает это - как гражданин Тувы.