Неожиданные гости побывали на днях в республике. Бывший директор Национального музея Татарстана Геннадий Муханов и писатель Валерий Болотов заехали к нам по пути. Отправной же точкой путешествия стало село Курагино.
В Туране их тепло принимала директор местного музея Татьяна Верещагина. Там путешественников было больше, однако дождь и сильная буря изменили состав группы.
Так, глава сельского поселения Курагино Сергей Жибинов и писательница, доцент красноярского вуза Любовь Сараскина предпочли вернуться в пределы края. Погода переменила настроение и шоферу, который привозил гостей в Туву: он пережил потрясение от стихии, а потому торопил путешественников с их возвращением в Курагино.
Подобный поворот событий несколько развеселил сотрудников Национального музея РТ, и первое приветственное слово, с которым выступила заведующая отделом археологии Ольга Монгуш, было посвящено бесстрашным «покорителям резко-континентального климата». Геннадий Муханов и Валерий Болотов посвятили тувинскому музею целый день. Нашли время и для общения с его сотрудниками.
Писатель Валерий Болотов знаком с Тувой с 1972 года: четыре десятилетия назад свой путь к Центру Азии он проделал на велосипеде. С нашей республикой его связывает память о художнике Василии Денисове, который долгие годы жил и работал в Кызыле. Валерий Болотов учился у него когда-то мастерству художника, на этой встрече он даже вспомнил о картине Денисова «Девушка из Бай-Тайги», репродукцию которой публиковали полвека назад в журнале «Дружба народов». Валерий Павлович хорошо знаком с музыкантом Альбертом Кувезиным, с которым судьба свела в ходе путешествия по Тибету, Монголии и Туве. О впечатлениях Валерий Павлович рассказал на страницах собственной книги «Я, Монгол и Кувезин». Болотов знает и путешественника Федора Конюхова, с ним несколько лет назад он открывал для себя Монголию.
Собственную родословную Валерий Павлович возводит к восемнадцатому веку и дальним родственником считает мемуариста Андрея Болотова, который еще двести лет назад написал книгу о «жизни и приключениях… для своих потомков». Сам же Валерий Павлович начал сочинять книги в зрелые годы, а до того успел получить образование в техническом вузе, совершить океанское плавание, закончить аспирантуру и занять должность преподавателя в морском университете во Владивостоке. В Приморье он и поныне проживает, хотя помнит всегда о своей малой родине, селе Курагино. Учеба в аспирантуре по направлению начертательной геометрии не прошла без следа для Валерия Павловича, поскольку с этой поры он стал создавать магические круги и писать первые эзотерические книги. В узком кругу «посвященных» он – известный человек. За помощью к нему обращались японские монахи. Для них он разрабатывал модель сакрального изображения, которое могло бы защитить Страну восходящего солнца от землетрясений. Он владеет информацией о сильных подземных толчках, которые республика пережила, потому готов и нам протянуть руку помощи.
На встрече с сотрудниками музея Валерий Болотов придумал магический круг для Тувинской Народной Республики. Через диапроектор он выводил это изображение на экран и делал расшифровки символов. По его словам, для истории республики были характерны тяга к власти и стремление сохранить совесть. Черты эти трудно совместить в сегодняшних реалиях, тем не менее, он угадывает их в жизни современной Тувы.
Геннадий Муханов - большой друг писателя Болотова. Пять лет он ездил за научным материалом в окрестности Курагино, туда, где обосновалась община «пророка» Виссариона.
К руководству краеведческим музеем в Казани Геннадий Муханов пришел более двадцати лет назад. Помимо основной экспозиции под его опекой находились тогда сто филиалов и пятьсот ведомственных музеев. Суть музейной работы определил для него…пожар, который случился в краеведческом музее. Начинать, как заметил Геннадий Степанович, пришлось с нуля. В таких «стартовых» условиях пришлось создавать и новую концепцию музейной работы. «Базовым» в ней осталось научно-исследовательское направление, тем более, что к этому обязывала и память о таких основателях музея, как профессор-тюрколог Николай Катанов, автор первой научной работы о грамматике урянхайского языка.
С другой стороны, никто не отменял и работу с посетителями музея. Для этой цели пришлось видоизменять экспозицию. Отечественная промышленность, по словам Геннадия Степановича, не выпускала тогда витрины из специального стекла, а потому заказ приходилось оформлять через германские фирмы. Менять пришлось и отношение коллег к своей работе.
– Не могу понять, почему в тувинском музее провода выступают из-под ковровых дорожек? – подметил Геннадий Муханов уже в ходе своего рассказа. – Почему гардероб рассчитан на пятьдесят мест, хотя современное здание, которое занимает музей, рассчитано на двести посетителей?!
Вспомнил Геннадий Муханов и о своем активном участии в ходе подготовки мероприятий, связанных с тысячелетием города Казани. Гордится тем, что с его подачи Казанский Кремль и древнее городище булгар внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. На очереди в этот список теперь и остров Свияжск, на территории которого создается музей-заповедник об истории похода Ивана Грозного на Казань. Как литератору, ему дороги воспоминания о том, как в начале 90-х годов участвовал в создании музея поэтессы Марины Цветаевой в Елабуге. Столь же близким для него является и музей Бориса Пастернака в подмосковном Переделкине, поскольку и к его открытию Муханов имеет отношение.
Сегодня Геннадий Муханов на пенсии, но не теряет связи и с родным музеем, который обрел статус «национального». Сейчас он торопится домой: в Казани его ждет работа над пятым томом истории национального музея.
– Я вспоминаю о том, как задавал тон в свой директорской работе, – делился на встрече Геннадий Муханов. – Мой день был расписан по часам. Я постоянно принимал в музее делегации из Москвы, Санкт-Петербурга, из-за рубежа… Так у нас завязывались связи со многими коллегами по работе, так о нас узнавало все большее число людей. И благодаря этой публичной работе я стал вице-президентом Международной ассоциации музеев (ИКОМ). Уже в этом статусе я узнал о деятельности Туранского музея-филиала. Татьяна Верещагина, директор этого музея, ведет активную научную работу, потому о деятельности ее неплохо осведомлены коллеги в России и даже за рубежом. А вот о работе Национального музея РТ мы пока мало знаем. Вам надо перестраивать свою работу и уверенно заявлять о себе в музейном мире.