Если забраться на самый верх крыши храма Устуу-Хурээ, говорят, что будет видно девять основных святых вершин республики. Вид на всю Туву с одной точки! Местом пустоты называют ламы территорию вокруг строящегося храма. Место, где твои мысли приходят в порядок, где вдруг некоторые понимают, как суетно многое в их жизни и нужно идти иным путем. Об этом корреспонденту еженедельника, который на прошлой неделе побывал на строительстве храма, говорили жители республики, которые приехали со всей Тувы сюда, в храм Устуу-Хурээ, чтобы закончить работу.
Народная стройка завершается, потому что в Год Дракона и 120-летия основателя тувинской государственности Буяна-Бадыргы, храм должен открыть свои двери. Так сложились стрелки часов времени.
Всех искусниц-мастериц швейного дела собрали в Чаданском доме культуры, где они создают по буддийским канонам вышитые танки-иконы, которые должны украсить храм. Лишь небольшая часть вещей, сохраненная народом, сохраненная дедушками и бабушками, была возвращена. Шесть полотен с изображением Будды и святых и один наконечник из четырех, в виде рыбы, которые украшали до разрушения в 1937 году храм Устуу-Хурээ.
В 2008 году по инициативе и при поддержке Сергея Кужугетовича Шойгу, началось строительство нового здания храма - точной копии буддийского монастыря, построенного в 1905-1907 гг. по проекту специально приглашенного тибетского ламы Кунтана Римпоче и разрушенного в 1937 году во времена репрессий. Ламы были репрессированы и расстреляны. А вот стены оказались слишком крепкими. Из 31 разрушенного в те годы храма, этот единственный, который не удалось разрушить до конца. По особой технологии строился Верхне-Чаданский хурээ. Далай-лама XIV, побывав у стен храма в 1992 году сказал: «Это живой храм, его нужно восстанавливать».
Как говорит Игорь Дулуш, основатель Фестиваля живой музыки и веры, при открытии храма сегодняшнее поколение, таким образом, попросит прощения у поколения репрессированных.
Новый храм будет точной копией разрушенного, изменения, конечно, есть, но небольшие - там будет электричество и теплые полы. В настоящее время здесь полным ходом идут отделочные работы. Трудятся пять бригад - отделочники, художники, электрики, резчики по дереву, разнорабочие, приехавшие из Кызыла, Чадана, Сут-Холя, да со всей республики собрались мастера! Уже почти готов трон для Будды, фигуру которого Шолбану Кара-оолу в дар храму и тувинскому народу передал Сергей Шойгу. И уже готовится место для тысячи Будд, которые сейчас хранятся в Нижне-Чаданском хурээ.
Я не зря говорила о канонах. Как утверждает Донгак Хеймер-оол - главный по строительству храма,- в храме соблюден каждый сантиметр, подобраны «правильные» краски.
Электричество не должно быть навязчивым, поэтому для проведения «электрики» приехали на строительство ребята из Красноярска, опытные, имеющие допуск к высокому вольту.
Под руководством опытных мастеров здесь сегодня работают библиотекари, преподаватели, профессиональные художники, столяры. Каждый помогает, чем может.
Никто денег на народной стройке не получает. Свой отпуск с детьми Павлом и Петром здесь проводит Владимир из Красноярска. Ежедневно Татьяна, хозяйка большого чабанского хозяйства, что находится неподалеку, привозит на стройку живых баранов.
Герой России Сергей Шойгу, который проводит свой короткий отпуск в Туве, в конце прошлой недели побывал в родном городе Чадане, осмотрел площадку под будущий спортивный комплекс, строительство которого инициировал и намерен курировать лично. Вместе с главой Тувы Шолбаном Кара-оолом они побывали в Устуу-Хурээ.
Торжественное открытие храма «Устуу-Хурээ» и открытие XIV Фестиваля живой музыки и веры «Устуу-Хурээ» должно состояться в один день - 23 июля. Свои заявки на участие в XIV фестивале «Устуу-Хурээ» подали уже 16 творческих коллективов и солистов из-за пределов Тувы. На «Устуу-Хурээ» собираются приехать музыканты из Красноярского края и Новосибирска, Томска и Горной Шории, Иркутска и Москвы, Челябинска и Кемеровской области, из Беларуси...