В 1905-1907 годах на территории Даа-кожууна, который включал в себя больше половины территории Тувы, близ города Чадан, был построен буддийский храм «Устуу-Хурээ» (в пер. с тувинского «Верхний храм»). В 30-х годах прошлого столетия все храмы были сожжены, а ламы расстреляны. К началу 40-х на территории Тувы не осталось ни одного хурээ. Единственное, что осталось от тех пожаров – глинобитные стены Устуу-Хурээ. В 1983 году эти стены были обнаружены московским археологом Виллей Емельяновой Хаславской. По сути храм был открыт заново. В 1984 Устуу-Хурээ вошел в список охраняемых памятников Тувы. С тех самых пор его стали восстанавливать, долго, сначала безрезультатно и безнадежно.
В 1999 году в поддержку строительства храма по инициативе музыканта Игоря Дулуша, организовали музыкальный фестиваль, здесь же, в Чадане, на месте Устуу-Хурээ. И вот уже 14 лет, каждый год, летом, здесь звучит живая музыка, объединяя всё больше и больше людей.
Сила человеческой веры делает невозможное возможным. Почти 30 лет шли работы по восстановлению Устуу-Хурээ, прошло 13 музыкальных фестивалей. Событие 21 века выпало на 2012 год. И вот, открытие 14 фестиваля состоялось в один день с открытием храма.
Город Чадан скорее напоминает посёлок. Население около 10 тысяч человек. В основном деревянные дома, двух полосные дороги, узкие улочки, по которым спокойно прохаживаются кошки и собаки. Наш старенький «экарус», казался неповоротливым чужеродным гигантом, когда мы пятились по городу. Из окон и ворот выглядывали заинтересованные местные жители. Мы ехали по улице Сергея Шойгу, который здесь родился, жил, и местные жители этим очень гордятся.
Палаточный лагерь фестиваля Устуу-Хурээ расположили за речкой Чадан (правый приток р. Хемчик, бассейн р. Енисей) в лесу. На въезде стоят охранники. Мы заехали и попали в сказку. Вековые деревья уходят прямо в небо, кольцом стоят вокруг большой поляны. По кругу поляны и дальше в лес множество палаток (в этом году на фестиваль приехали: 1784 человека, 530 палаток). В самом центре - палатка «регистрация», где каждому приехавшему на фестиваль делают свой персональный бейдж с фотографией, он служит пропуском в палаточный лагерь. На поляне кроме палаток ненавязчиво растворились машина скорой помощи, пожарная машина, полевая столовая, машина с питьевой водой, малая сцена, 2-3 лавки с сувенирами, мусорные баки и туалеты. Спустя некоторое время я замечаю, что по периметру палаточного лагеря также растворились ребята в форме «Омон». Оказывается, Чадан называют «Тувинским Чикаго». Не только потому, что в Чикаго есть схожий музыкальный фестиваль, но и потому, что Чадан в Туве, как и Чикаго в США – одно из самых опаснейших мест. В темное время суток здесь не рекомендуется ходить по одному. На время проведения фестиваля в городе ограничили продажу алкогольной продукции. А на фестивале Устуу-Хурээ изначально объявлен «сухой закон», самый главный и неприкосновенный. В палаточном городке живут все вместе одной большой фестивальной семьей. По моим ощущениям, иерархия на Устуу-Хурээ отсутствует. Здесь нет суперзвезд и vip-мест под солнцем, элиты и всех остальных. Каждый приезжает и ставит свою палатку там, где ему нравится. На одной поляне живут люди разных лет (от месяца до 90 лет), разных профессий и занимаемых постов: музыканты, журналисты, организаторы, иностранцы, подростки-хиппи, министры и директора, дети и пенсионеры,- все живут бок о бок друг с другом в соседних палатках. Знакомятся, общаются, ходят друг к другу в гости на чай.
В лагере работает «голос», человек с микрофоном, который говорит обо всём, что происходит и будет происходить, куда, кому и почему нужно идти. Этот голос ведущего создает ритм жизни фестиваля, желает доброго утра и спокойной ночи, ориентирует во времени и в пространстве. Совершенно точно часы – это та вещь, которую можно забыть дома, поехав в Туву. Здесь свое понятие времени, сильно отличное от нашего, общепринятого.
Утро на фестивале Устуу-Хурээ начинается с «голоса» твоих соседей или Игоря Дулуша: «Хороший человек - 5 минут и встал. Хороший мужчина - 5 минут и костер. Хороший костер – 5 минут и кипяток». Далее приятные водные процедуры на речке Чадан: люди усаживаются на ее берегах и умываются в чистейшей бодрящей ледяной воде. В дневное время на малой сцене проходят выступления участников конкурса, за которыми, кроме гостей фестиваля, наблюдает жюри. На стадионе в это время проходят национальные тувинские мероприятия. А вечером на стадионе наступает время царства Его Величества Музыки: выступают коллективы, успешно прошедшие дневной конкурс.
Я глубоко верю в то, что музыка – это самое сильное в мире искусство. На стадионе на вечерний концерт собираются все участники и гости фестиваля, местные жители и люди, приехавшие с самых разных уголков земли. Мне посчастливилось видеть лица этих совершенно разных людей тогда, когда со сцены звучала живая музыка. Тысячи разных глаз: детских, юношеских, старческих, глаз из детской коляски.Это прекрасные лица: очень выразительные и самобытные. Люди сидели, стояли, гуляли, танцевали до самой черной ночи.
После вечернего концерта в палаточном лагере начинается совсем другая жизнь: загораются множество маленьких костров. То тут, то там доносятся мелодии разных коллективов, которые теперь уже не со сцены, а просто у костров играют свою музыку. Всех людей объединяет центральный большой костер. Когда он догорает в центр круга на поле выходят фаеры (англ. Fire – огонь) парни и девушки и танцуют с горящими факелами, им подыгрывают музыканты, звучат барабаны, скрипка, варган и др. Всё вместе создает своеобразную атмосферу, удивительное шоу. После фаеров, совсем за полночь на малой сцене начинается волшебное музыкальное действие: импровизация. Разные музыканты выходят на сцену и играют новую, неповторимую, живую музыку. Непередаваемое удовольствие наблюдать за тем, как рождается музыка. Это вдохновляет, заражает, и неудивительно то (история фестиваля знает несколько таких случаев), что здесь, на фестивале, в этой атмосфере, рождаются новые музыкальные коллективы. Звуки музыки разносятся по всему лесу. И никто не знает, когда здесь заканчивает старый день и начинается новый, где граница ночи и утра нового дня.
Тува только начинает открываться для туристов. Здесь еще нет проложенных туристических маршрутов, ежедневных экскурсионных автобусов. Здесь еще местные жители живут в юртах, держат скот и удивляются при виде туристов.
В Туве сохранилась экологически чистая природа. Здесь много полезных источников, соленых и пресных озер, чистейших рек, из которых можно пить воду.
Тува сохранила свою самобытность. 82% населения здесь – тувинцы. Местные жители говорят на тувинском языке, при этом знают русский. Летом здесь отмечают праздник Животноводов, на котором проводят национальные состязания: конкурс юрт, конные скачки, стрельба из лука, конкурс национальных костюмов и соревнования Куреш – любимая тувинцами национальная борьба. Летом проходит фестиваль Устуу-Хурээ. И фестиваль национального горлового пения, который также планируют проводить ежегодно.
Зимой празднуют Восточный новый год (Шагаа), со своими увлекательными традиционными обрядами. В столице Тувы – городе Кызыл находится национальный музей республики Тува. В Кызыле берет начало река Енисей, а также в городе располагается географический цент Азии.
В Туве мирно соседствуют три разных религии: буддизм, шаманизм и православие. Возвышенности, перевалы, устья рек считаются священными местами, там располагаются Оова – большие камни, обвязанные разноцветными ленточками, места поклонения духам. Путешествуя по Туве важно быть внимательным и помнить, что «в чужой монастырь со своим уставом не ходят», и то, что для нас кажется просто красивым местом для фотографии, может оказаться святыней для местных жителей.
23 и юля 2012 года. Великое событие нашего века выпало на этот день.
Утром на поляне в лагере стали собираться люди в карнавальное шествие. Впереди всех - Духовой оркестр правительства республики Тува в костюмах тибетского театра. Стартовый аккорд дан, и под звуки тибетской мелодии Цам торжественная колонна двинулась вперед: вышла с палаточного лагеря, перешла по бетонному мостику через реку Чадан, прошла мимо стадиона, и двинулась по улицам города. У Алдыы-Хурээ (тув. «Нижний храм») колонну возглавили святейшие ламы, за ними встали люди со статуэтками Будд и сутрами в руках, далее шел оркестр, а за ним весь народ.
Торжественное Хороо, направилось по степной дороге от Чадана к Устуу-Хурээ. 15 км по изнывающей жаре под звуки музыки тувинского оркестра, шла пятикилометровая колонна людей: верующих в Бога и неверующих ни в кого. Впереди колонны зеленая лошадь – символ добра.
Спустя некоторое время колонна подошла к Устуу-Хурээ, обошла вокруг и зашла внутрь. Далее внутри храма была трех часовая служба. Те, кто не поместился в храм, наблюдали за происходящим прямую трансляцию по огромному монитору возле храма. Те, кто не смогли приехать, смотрели трансляцию в сети интернет. На поляне стояло яркое солнце. В лесочке напротив храма в ледяном чистейшем ручейке радостно плескались разморенные жарой люди.
Вечером этого дня шаманы провели отчищающий обряд, посвященный открытию Буддийского храма Устуу-Хурээ.
Все самые лучшие коллективы сегодня на сцене. Все самые главные события уже произошли. Все самые острые переживания уже пережиты. Глоток свежего тувинского воздуха за 4 фестивальных дня уже набран. Прекрасные новые друзья, впечатления, эмоции - всё сфокусировалось и разрешалось в этот последний вечер, финальный концерт Устуу-Хурээ.
Именно сейчас, невольно думаешь о тех людях, чьими руками это всё сделано. Фестиваль Устуу-Хурээ некоммерческий. Он существует за счет пожертвований и небольшой поддержки министерства культуры Тувы. И это точно чудо, как вся эта «махина» работает. Чудо, кроме всего прочего, творится человеческими руками. Игорь Дулуш – организатор, и целый большой организм - простые люди, которые ежегодно приезжают в Чадан и работают на фестивале. Помогает каждый, как может, как хочет, как умеет. Благодаря огласке, которую строительство храма получило из-за фестиваля, на помощь жителям Тувы строить храм приезжают разные люди, разных религиозных убеждений. Это совершенно бесплатная, бескорыстная помощь исходит от того внутреннего, что нас всех, людей, объединяет.
Благодаря всем этим людям однажды зазвучала живая музыка живой веры. Она продолжает звучать в Туве и по сей день, объединяя людей. Она будет звучать и дальше.
Спасибо прекрасному городу Чадану за теплый прием! За добрые неравнодушные лица! За чистые воды ручьев! За сохранение традиций! За терпимость! За музыку! За веру!
В 1999 году в поддержку строительства храма по инициативе музыканта Игоря Дулуша, организовали музыкальный фестиваль, здесь же, в Чадане, на месте Устуу-Хурээ. И вот уже 14 лет, каждый год, летом, здесь звучит живая музыка, объединяя всё больше и больше людей.
Сила человеческой веры делает невозможное возможным. Почти 30 лет шли работы по восстановлению Устуу-Хурээ, прошло 13 музыкальных фестивалей. Событие 21 века выпало на 2012 год. И вот, открытие 14 фестиваля состоялось в один день с открытием храма.
«Тувинский Чикаго». Жизнь на фестивале Устуу-Хурээ.
Расстояние от Красноярска до Чадана 1008 км. Есть несколько способов доехать. Железную дорогу в Туву еще только прокладывают, поэтому в ближайшие несколько лет на нее не рассчитывать. Есть авиасообщение: из Красноярска и Новосибирска летают самолеты в Кызыл. Можно доехать на собственном автомобиле. Предприимчивые гости фестиваля, если едут вдвоем-втроем, то по интернету находят себе попутчиков, таким образом, растраты на бензин сокращаются. Предприимчивые водители прикидываются гостями фестиваля, и берут со своих «попутчиков» цену персонального такси. Будьте осторожны! Предприимчивые туроператоры организуют специальные автобусы прямо до Чадана и обратно. Кроме того, с городского автовокзала можно уехать до Кызыла, а с Кызыла доехать до Чадана. Еще один способ, который предпочитают предприимчивые туристы, это автостоп, экономичный, популярный, но небезопасный. В общем, с транспортом проблем нет, выбирайте, какой вам больше подходит. На машине в среднем ехать часов 13, на хорошем автобусе часов 17, на плохом мы ехали 25 часов. Дорога проходит через Хакассию, удивительные по красоте Ергаки, потом Тува. Ближе к Кызылу в это время года местные жители продают ягоды: голубику, чернику, жимолость, ведрами прямо у дороги.Город Чадан скорее напоминает посёлок. Население около 10 тысяч человек. В основном деревянные дома, двух полосные дороги, узкие улочки, по которым спокойно прохаживаются кошки и собаки. Наш старенький «экарус», казался неповоротливым чужеродным гигантом, когда мы пятились по городу. Из окон и ворот выглядывали заинтересованные местные жители. Мы ехали по улице Сергея Шойгу, который здесь родился, жил, и местные жители этим очень гордятся.
Палаточный лагерь фестиваля Устуу-Хурээ расположили за речкой Чадан (правый приток р. Хемчик, бассейн р. Енисей) в лесу. На въезде стоят охранники. Мы заехали и попали в сказку. Вековые деревья уходят прямо в небо, кольцом стоят вокруг большой поляны. По кругу поляны и дальше в лес множество палаток (в этом году на фестиваль приехали: 1784 человека, 530 палаток). В самом центре - палатка «регистрация», где каждому приехавшему на фестиваль делают свой персональный бейдж с фотографией, он служит пропуском в палаточный лагерь. На поляне кроме палаток ненавязчиво растворились машина скорой помощи, пожарная машина, полевая столовая, машина с питьевой водой, малая сцена, 2-3 лавки с сувенирами, мусорные баки и туалеты. Спустя некоторое время я замечаю, что по периметру палаточного лагеря также растворились ребята в форме «Омон». Оказывается, Чадан называют «Тувинским Чикаго». Не только потому, что в Чикаго есть схожий музыкальный фестиваль, но и потому, что Чадан в Туве, как и Чикаго в США – одно из самых опаснейших мест. В темное время суток здесь не рекомендуется ходить по одному. На время проведения фестиваля в городе ограничили продажу алкогольной продукции. А на фестивале Устуу-Хурээ изначально объявлен «сухой закон», самый главный и неприкосновенный. В палаточном городке живут все вместе одной большой фестивальной семьей. По моим ощущениям, иерархия на Устуу-Хурээ отсутствует. Здесь нет суперзвезд и vip-мест под солнцем, элиты и всех остальных. Каждый приезжает и ставит свою палатку там, где ему нравится. На одной поляне живут люди разных лет (от месяца до 90 лет), разных профессий и занимаемых постов: музыканты, журналисты, организаторы, иностранцы, подростки-хиппи, министры и директора, дети и пенсионеры,- все живут бок о бок друг с другом в соседних палатках. Знакомятся, общаются, ходят друг к другу в гости на чай.
В лагере работает «голос», человек с микрофоном, который говорит обо всём, что происходит и будет происходить, куда, кому и почему нужно идти. Этот голос ведущего создает ритм жизни фестиваля, желает доброго утра и спокойной ночи, ориентирует во времени и в пространстве. Совершенно точно часы – это та вещь, которую можно забыть дома, поехав в Туву. Здесь свое понятие времени, сильно отличное от нашего, общепринятого.
Утро на фестивале Устуу-Хурээ начинается с «голоса» твоих соседей или Игоря Дулуша: «Хороший человек - 5 минут и встал. Хороший мужчина - 5 минут и костер. Хороший костер – 5 минут и кипяток». Далее приятные водные процедуры на речке Чадан: люди усаживаются на ее берегах и умываются в чистейшей бодрящей ледяной воде. В дневное время на малой сцене проходят выступления участников конкурса, за которыми, кроме гостей фестиваля, наблюдает жюри. На стадионе в это время проходят национальные тувинские мероприятия. А вечером на стадионе наступает время царства Его Величества Музыки: выступают коллективы, успешно прошедшие дневной конкурс.
Я глубоко верю в то, что музыка – это самое сильное в мире искусство. На стадионе на вечерний концерт собираются все участники и гости фестиваля, местные жители и люди, приехавшие с самых разных уголков земли. Мне посчастливилось видеть лица этих совершенно разных людей тогда, когда со сцены звучала живая музыка. Тысячи разных глаз: детских, юношеских, старческих, глаз из детской коляски.Это прекрасные лица: очень выразительные и самобытные. Люди сидели, стояли, гуляли, танцевали до самой черной ночи.
После вечернего концерта в палаточном лагере начинается совсем другая жизнь: загораются множество маленьких костров. То тут, то там доносятся мелодии разных коллективов, которые теперь уже не со сцены, а просто у костров играют свою музыку. Всех людей объединяет центральный большой костер. Когда он догорает в центр круга на поле выходят фаеры (англ. Fire – огонь) парни и девушки и танцуют с горящими факелами, им подыгрывают музыканты, звучат барабаны, скрипка, варган и др. Всё вместе создает своеобразную атмосферу, удивительное шоу. После фаеров, совсем за полночь на малой сцене начинается волшебное музыкальное действие: импровизация. Разные музыканты выходят на сцену и играют новую, неповторимую, живую музыку. Непередаваемое удовольствие наблюдать за тем, как рождается музыка. Это вдохновляет, заражает, и неудивительно то (история фестиваля знает несколько таких случаев), что здесь, на фестивале, в этой атмосфере, рождаются новые музыкальные коллективы. Звуки музыки разносятся по всему лесу. И никто не знает, когда здесь заканчивает старый день и начинается новый, где граница ночи и утра нового дня.
Тува национальная. Тува туристическая.
Тува только начинает открываться для туристов. Здесь еще нет проложенных туристических маршрутов, ежедневных экскурсионных автобусов. Здесь еще местные жители живут в юртах, держат скот и удивляются при виде туристов.
В Туве сохранилась экологически чистая природа. Здесь много полезных источников, соленых и пресных озер, чистейших рек, из которых можно пить воду.
Тува сохранила свою самобытность. 82% населения здесь – тувинцы. Местные жители говорят на тувинском языке, при этом знают русский. Летом здесь отмечают праздник Животноводов, на котором проводят национальные состязания: конкурс юрт, конные скачки, стрельба из лука, конкурс национальных костюмов и соревнования Куреш – любимая тувинцами национальная борьба. Летом проходит фестиваль Устуу-Хурээ. И фестиваль национального горлового пения, который также планируют проводить ежегодно.
Зимой празднуют Восточный новый год (Шагаа), со своими увлекательными традиционными обрядами. В столице Тувы – городе Кызыл находится национальный музей республики Тува. В Кызыле берет начало река Енисей, а также в городе располагается географический цент Азии.
В Туве мирно соседствуют три разных религии: буддизм, шаманизм и православие. Возвышенности, перевалы, устья рек считаются священными местами, там располагаются Оова – большие камни, обвязанные разноцветными ленточками, места поклонения духам. Путешествуя по Туве важно быть внимательным и помнить, что «в чужой монастырь со своим уставом не ходят», и то, что для нас кажется просто красивым местом для фотографии, может оказаться святыней для местных жителей.
Открытие Устуу-Хурээ.
23 и юля 2012 года. Великое событие нашего века выпало на этот день.
Утром на поляне в лагере стали собираться люди в карнавальное шествие. Впереди всех - Духовой оркестр правительства республики Тува в костюмах тибетского театра. Стартовый аккорд дан, и под звуки тибетской мелодии Цам торжественная колонна двинулась вперед: вышла с палаточного лагеря, перешла по бетонному мостику через реку Чадан, прошла мимо стадиона, и двинулась по улицам города. У Алдыы-Хурээ (тув. «Нижний храм») колонну возглавили святейшие ламы, за ними встали люди со статуэтками Будд и сутрами в руках, далее шел оркестр, а за ним весь народ.
Торжественное Хороо, направилось по степной дороге от Чадана к Устуу-Хурээ. 15 км по изнывающей жаре под звуки музыки тувинского оркестра, шла пятикилометровая колонна людей: верующих в Бога и неверующих ни в кого. Впереди колонны зеленая лошадь – символ добра.
Спустя некоторое время колонна подошла к Устуу-Хурээ, обошла вокруг и зашла внутрь. Далее внутри храма была трех часовая служба. Те, кто не поместился в храм, наблюдали за происходящим прямую трансляцию по огромному монитору возле храма. Те, кто не смогли приехать, смотрели трансляцию в сети интернет. На поляне стояло яркое солнце. В лесочке напротив храма в ледяном чистейшем ручейке радостно плескались разморенные жарой люди.
Вечером этого дня шаманы провели отчищающий обряд, посвященный открытию Буддийского храма Устуу-Хурээ.
Торжественная церемония открытия Храма «Устуу-Хурээ»
Закрытие XIV фестиваля Устуу-Хурээ. Гала-концерт.
Все самые лучшие коллективы сегодня на сцене. Все самые главные события уже произошли. Все самые острые переживания уже пережиты. Глоток свежего тувинского воздуха за 4 фестивальных дня уже набран. Прекрасные новые друзья, впечатления, эмоции - всё сфокусировалось и разрешалось в этот последний вечер, финальный концерт Устуу-Хурээ.
Именно сейчас, невольно думаешь о тех людях, чьими руками это всё сделано. Фестиваль Устуу-Хурээ некоммерческий. Он существует за счет пожертвований и небольшой поддержки министерства культуры Тувы. И это точно чудо, как вся эта «махина» работает. Чудо, кроме всего прочего, творится человеческими руками. Игорь Дулуш – организатор, и целый большой организм - простые люди, которые ежегодно приезжают в Чадан и работают на фестивале. Помогает каждый, как может, как хочет, как умеет. Благодаря огласке, которую строительство храма получило из-за фестиваля, на помощь жителям Тувы строить храм приезжают разные люди, разных религиозных убеждений. Это совершенно бесплатная, бескорыстная помощь исходит от того внутреннего, что нас всех, людей, объединяет.
Благодаря всем этим людям однажды зазвучала живая музыка живой веры. Она продолжает звучать в Туве и по сей день, объединяя людей. Она будет звучать и дальше.
Спасибо прекрасному городу Чадану за теплый прием! За добрые неравнодушные лица! За чистые воды ручьев! За сохранение традиций! За терпимость! За музыку! За веру!