В Тувинском государственном университете 13 сентября прошла научно-практическая конференция «Образование, наука, религия в современном мире: новые подходы» с участием ученых и преподавателей ТувГУ, ТИГИ и других научных, образовательных организаций Республики Тыва.
Знаковым событием научного мероприятия явилось участие выдающихся светил буддийской философской мысли мирового масштаба – Досточтимого Геше Лхакдора и личного врача Его Святейшества Далай-Ламы XIV, Досточтимого Геше Барри Керзина.
В своем докладе «Буддийская наука: путь в будущее» геше Барри Керзин сделал экскурс по истории возникновения и развития буддизма, которую он рассматривает как науку. Предлагаем ознакомиться с основными тезисами докладчика, записанными Аленой Сонам.
Буддийская наука, по его словам, проходила ряд испытаний, проверок в плане жизнеспособности, адекватности своих возможностей.
На сегодняшний день у буддийской науки определены предмет, объект, задачи, цели, методы, практическая и теоретическая значимости.
По мнению ученого, буддийская наука на современном этапе развития — эта наука о позитивных состояниях ума, которая положительно воспринимается видными деятелями науки Америки и Европы:
«Его Святейшество Далай-Лама XIV — это гений. Поскольку он — гений, он способен предугадывать, видеть будущее. Руководствуясь своим долгосрочным, долговременным мышлением, Его Святейшество Далай-Лама XIV 30 лет тому назад начал вести диалог с самыми выдающимися представителями науки. И это породило особенное научное мнение. 20–30 лет тому назад было проведено научное исследование такого явления, как «трансцендентная медитация». Это было самое начальное исследование. У него было много изъянов. Его результаты не были опубликованы в ведущих научных журналах.
Поскольку это исследование было неудачным, то большая часть представителей научного сообщества, за малым исключением, думали, что медитация — это несерьезная вещь. Но в силу этого диалога, которого начал Его Святейшество Далай-Лама XIV с научным миром, многие ученые возобновили интерес к медитации. Особенно это касалась такой области научной деятельности, как нейробиология. Это произошло впервые лет 20 тому назад, когда группа нейробиологов, захватив оборудование, отправилась в пещеры, расположенные на Дхарамсале. Разумеется, их оборудование, как оказалось позже, там не работает. Тогда исследователи пригласили этих созерцателей, многие из которых годами не покидали пещеры для медитации, в Нью-Йорк. Для этих созерцателей поездка в автобусе от Дхарамсалы до Дели показалась чем-то вроде убийством. И вот они добрались до Нью-Йорка, они потеряли ориентацию того, где они находятся. После этого стали снимать показания со всех частей тела. Это происходило в 1980-ые годы. После этих исследований один из великих созерцателей через полгода по возвращению в Дхарамсалу умер. Возникло отторжение научного мира со стороны созерцателей.
Но Его Святейшество не сдавался, продолжал диалог между созерцателями и ведущими представителями современной науки.
В 1990 году благодаря Его Святейшеству у известного ученого Висконсинского университета Ричарда Дэвидсона возник интерес к медитации. Он начал заниматься медитацией, стал исследовать тех людей, которые посвящают медитации долгие годы. Он исследовал тех созерцателей, которые посвятили медитации более 10 тысяч часов. Среди тех, кого он изучал, были люди, которые медитировали 40, 50 тысяч часов. Результаты его исследований были опубликованы в авторитетных, научных журналах Nature, а также «Результаты Академических исследований».
После этого научный мир с большим доверием стал относиться к медитациям. Более того, когда ведущие ученые Америки и Европы стали изучать медитацию, они расширили область исследований, обращая внимание на такие явления, как «позитивные состояния ума». Например, «любовь» и «сострадание».
Одновременно, эти исследования попали в поле зрения представителей медицины. Примерно 20 лет тому назад начались очень серьезные исследования такого заболевания, как рак молочной железы. В процессе этого исследования было выяснено, что проявление чувства любви реально помогает тем женщинам, которые болели раком груди. Исследователи разделили женщин на две группы. Обе группы получали стандартные лечения: химиотерапия, радиация, облучение. Вторая группа в дополнении к основному получила курс лечения под названием «Любовь и нежная, любящая забота».
Прошедшие лечение по курсу «нежная, любящая забота», давали ответы, что большей степени удовлетворены своей жизнью. Такие ответы были предсказуемы и ожидаемы. А чего мы не могли ожидать? Эти женщины дольше прожили. Эти данные повторялись при новых исследованиях.
Стали изучать иммунную систему. Смотрели, как различные эмоции, положительные и отрицательные отражаются на состоянии иммунной системы. Когда мы много злимся, выясняется, что наша иммунная система ослабевает. Она теряет силу. Когда мы слишком много лжем, говорим неправду, выясняется, что коэффициент силы иммунной системы падает.
Сейчас эта сфера позитивных эмоций приобретает большую популярность. Многие ученые доверяют этим исследованиям.
В основе буддизма лежит преобразование негативных эмоций в положительные эмоции. Сейчас эта наука о позитивных эмоциях проникает в школы. Я уверен, что Его Святейшество все это предвидел много лет тому назад. Например, в школах Висконсина проводятся занятия, которые способствуют развитию любви, сострадания и милосердия. Детей учат тому, почему нужно быть добрым, почему нужно проявлять сострадание, почему нужно решать проблему посредством диалога, а не кулаками.
В Туве, по сути, все — люди буддийской культуры. Вам не нужно сильно опираться на эти исследования, потому что вы это уже знаете хорошо, вам это хорошо известно. Большая часть мира должна осознать, что доброта – это полезно.
Сегодня я наблюдаю, что идет большая волна интереса к буддизму. Все это благодаря нашему гению, Его Святейшеству. И я считаю, что мы отправляемся в полет. Эта тенденция набирает обороты».
Таким образом, основываясь на вышеизложенных истинах геше Барри Керзина, можно для себя подытожить, что буддийская наука благодаря гению Его Святейшества и усилиям западных ученых, вобрав в себя все лучшее из настоящего, уже шагнула в будущее.
Можно даже предположить, что в будущем буддийская наука станет той наукой, на которой будут основываться все другие общественные науки, предметом и объектом изучения которых являются люди, человеческие взаимоотношения, самореализация человека в тех или иных сферах жизнедеятельности.
Возможно также следующее предположение, что от успешного развития науки о позитивных состояниях человеческого ума, будет зависеть и успешное развитие здорового общества, и то, как люди будут самоорганизовываться в плане правильного воспитания и обучения детей, в плане правильной формы организации культурно-досуговых мероприятий, общей жизнедеятельности и т.д.
Поскольку эта наука, давно шагнувшая в будущее, изучает закономерности восприятия окружающей реальности, механизмы преобразования негативных эмоций, импульсов, подсознательных интенций в положительные в процессе жизнедеятельности человека.