Пильжум Раджу Тынгыр-оолович – сотрудник Национального музея Республики Тыва, ответил на наши вопросы.
– В сентябре исполнилось ровно 20 лет со дня визита в республику Далай-ламы. Спустя два десятилетия это событие остаётся, пожалуй, самым общенародным, оно вызвало большой душевный подъём у жителей Тывы. Что больше отличает Туву – её буддистские, или шаманские традиции?
П.Р.Т.: Развитию буддизма и шаманизма в Туве посвящено множество исследований специалистов, к которым я себя не отношу. Для меня, когда речь идёт о Тыве, как это ни странно звучит, буддизм и шаманизм не разделим. Шаманизм – это традиционная древнейшая культура тувинцев, которая сохраняется по сей день, чему способствовало и то, что, в отличие от Калмыкии, Хакасии, Бурятии и Якутии, Тува и Россия объединились лишь в 1944 году.
Многие исследователи прошлого и позапрошлого веков отмечали, что, при входе в юрту удивляло то, что можно было обнаружить атрибуты буддизма, шаманизма и даже христианства. Христианство проникло в Туву в конце XIX века, а первая церковь была построена в 1911 году и разрушена в 1961 году, спустя 50 лет. К счастью, в Кызыле во времена гонения на религию все-таки сохранился Свято Троицкий храм 1929 года постройки, который до сих пор функционирует.
Для сталинского, хрущёвского периодов советской власти характерно безжалостное отношение ко всем верованиям.
– Известно продолжительное влияние Китая на Туву. Как бы Вы его оценили?
П.Р.Т.: В период с 1758 по 1911 годы, то есть во время правления Маньчжурской династии, имело место прямое подчинение Китаю. Несмотря на это, китайцы в Туве практически не проживали, хотя они в Туве имели торговые фактории. Тувинцы сохранили всё – свою культуру, быт, традиции, нравы. Влияние Китая, на мой взгляд, было позитивным, способствующим развитию культуры, обмену культур. Эта страница истории ещё ждёт своего досконального исследования.
– После заката Маньчжурской династии и прочного укрепления в Китае коммунистического режима им был захвачен Тибет, там стало уничтожаться коренное население, да и многие остальные некоренные народности Китая с установлением тоталитарного режима подверглись и подвергаются до сих пор сильному притеснению, во многом утратили свои культурные традиции. После присоединения Тувы к СССР начались гонения на лам, шаманов, разрушались буддийские и христианские монастыри. Плюсов от присоединения к СССР оказалось больше?
П.Р.Т.: На мой взгляд, больше. Язык и культура сохранились. Со вступлением в состав СССР в 1944 году начали массово строиться дома, заводы, комбинаты, больницы, школы. Нельзя сказать, что в Туве до этого не было образованных людей. Роль образовательных центров выполняли монастыри, причём, давали хорошее для того времени образование, были очень образованные ламы, хуураки, которые знали тибетский, старомонгольский и другие языки, многие ездили на обучение в Монголию.
С присоединением к СССР в Туве развернулось масштабное строительство. До присоединения население преимущественно кочевало, занимаясь скотоводством. Тува за короткий период преобразилась и в социальном, и в экономическом планах, и даже в демографическом. Так, если в 1941 году население Тувы составляло примерно 90 тыс. человек, то сейчас – 300 с лишним тысяч человек. С закатом эры Хрущёва постепенно ослабели и притеснения верующих. С падением коммунистического режима началось возрождение национальных традиций и верований.
– Не было ли утрачено в результате промышленного развития и урбанизации традиционное скотоводство?
П.Р.Т.: Скотоводство сегодня очень серьёзно поддерживается государством – предоставляются целевые кредиты как на разведение мелкого рогатого скота, так и на разведение крупного рогатого скота, традиции скотоводства не утрачены. Есть так называемые клубы тысячников, то есть тех, у кого поголовье скота превышает соответствующую цифру. Создаётся и своеобразная общественная поддержка занятий традиционными промыслами, сельским хозяйством. Среди традиционных промыслов можно выделить охоту. Что касается сельского хозяйства, то для Тувы характерно выращивание зерновых в таких районах, как Бий-Хемский, Тандынский, Каа-Хемский и др.
– Какие промышленные производства получили своё развитие в Туве?
П.Р.Т.: Это, прежде всего, добыча таких полезных ископаемых, как каменный уголь, кобальт, асбест и др. Весьма перспективным является развитие Элегестинского и Межегейского месторождений коксующего угля. В связи с этим планируется строительство железнодорожной ветки Курагино-Кызыл, начало которой положено в 2011 году. Следует отметить, что развитие железнодорожного сообщения в Туве с её горными хребтами – это задача серьёзных экономических инвестиций и технических решений.
– Да, природа Тувы весьма разнообразна и очень красива! Напрашивается вопрос о развитии туризма…
П.Р.Т.: Тува является уникальным регионом на планете в плане такого природного разнообразия на сравнительно небольшой территории. Здесь центрально-азиатские песчаные пустыни соседствуют с южно-сибирскими лесами и тундрой, северные олени живут неподалеку от верблюдов и красных волков. А какие здесь высокогорные районы с их водопадами, горными реками, фантастическими озёрами, весенним буйством цветов и красок!
Там можно встретить снежных барсов, уникальных тувинских яков – сарлыков. Дикие северные олени, медведи, козероги, обитающие на территории Тувы, самые крупные в мире. Здесь расположены 16 заказников, 14 памятников природы и два заповедника. На весь мир знаменит курган «Аржаан-2», также известный под названием «Долина царей». Это древнейший скифский памятник, датируемый 7 в. до н.э.
Первозданная природа Тувы, лечебные аржааны, могучие реки, высокие заснеженные горы, сказочные озера, а их более 430, большое количество природных и археологических памятников, каменных изваяний, наскальных рисунков, безусловно, всегда притягивали туристов, любителей охоты. Может и к лучшему, что пока поток туристов в этот сибирский регион не столь велик и не нанёс ещё вреда природе. Перспективы же в этом плане, безусловно, огромные.
– Вы нарисовали достаточно радужную картину. Но Тува считается одним из серьёзных поставщиков наркотических средств, изготавливаемых из конопли, что, в свою очередь, является признаком серьёзного социального и экономического неблагополучия…
П.Р.Т.: Я иногда поражаюсь бытующему в СМИ мнению, что Тува ассоциируется с наркотиками. Об этом чаще пишут те, кто в Туве не был, они не знают, как живут люди, не знают традиции, культуру, но берутся писать об этом, особенно в и Интернет. Я не отрицаю имеющиеся социальные проблемы, например, проблему с трудоустройством, однако ассоциировать сегодня Туву с наркоугрозой для России – некорректно.
– В сентябре исполнилось ровно 20 лет со дня визита в республику Далай-ламы. Спустя два десятилетия это событие остаётся, пожалуй, самым общенародным, оно вызвало большой душевный подъём у жителей Тывы. Что больше отличает Туву – её буддистские, или шаманские традиции?
П.Р.Т.: Развитию буддизма и шаманизма в Туве посвящено множество исследований специалистов, к которым я себя не отношу. Для меня, когда речь идёт о Тыве, как это ни странно звучит, буддизм и шаманизм не разделим. Шаманизм – это традиционная древнейшая культура тувинцев, которая сохраняется по сей день, чему способствовало и то, что, в отличие от Калмыкии, Хакасии, Бурятии и Якутии, Тува и Россия объединились лишь в 1944 году.
Многие исследователи прошлого и позапрошлого веков отмечали, что, при входе в юрту удивляло то, что можно было обнаружить атрибуты буддизма, шаманизма и даже христианства. Христианство проникло в Туву в конце XIX века, а первая церковь была построена в 1911 году и разрушена в 1961 году, спустя 50 лет. К счастью, в Кызыле во времена гонения на религию все-таки сохранился Свято Троицкий храм 1929 года постройки, который до сих пор функционирует.
Для сталинского, хрущёвского периодов советской власти характерно безжалостное отношение ко всем верованиям.
– Известно продолжительное влияние Китая на Туву. Как бы Вы его оценили?
П.Р.Т.: В период с 1758 по 1911 годы, то есть во время правления Маньчжурской династии, имело место прямое подчинение Китаю. Несмотря на это, китайцы в Туве практически не проживали, хотя они в Туве имели торговые фактории. Тувинцы сохранили всё – свою культуру, быт, традиции, нравы. Влияние Китая, на мой взгляд, было позитивным, способствующим развитию культуры, обмену культур. Эта страница истории ещё ждёт своего досконального исследования.
– После заката Маньчжурской династии и прочного укрепления в Китае коммунистического режима им был захвачен Тибет, там стало уничтожаться коренное население, да и многие остальные некоренные народности Китая с установлением тоталитарного режима подверглись и подвергаются до сих пор сильному притеснению, во многом утратили свои культурные традиции. После присоединения Тувы к СССР начались гонения на лам, шаманов, разрушались буддийские и христианские монастыри. Плюсов от присоединения к СССР оказалось больше?
П.Р.Т.: На мой взгляд, больше. Язык и культура сохранились. Со вступлением в состав СССР в 1944 году начали массово строиться дома, заводы, комбинаты, больницы, школы. Нельзя сказать, что в Туве до этого не было образованных людей. Роль образовательных центров выполняли монастыри, причём, давали хорошее для того времени образование, были очень образованные ламы, хуураки, которые знали тибетский, старомонгольский и другие языки, многие ездили на обучение в Монголию.
С присоединением к СССР в Туве развернулось масштабное строительство. До присоединения население преимущественно кочевало, занимаясь скотоводством. Тува за короткий период преобразилась и в социальном, и в экономическом планах, и даже в демографическом. Так, если в 1941 году население Тувы составляло примерно 90 тыс. человек, то сейчас – 300 с лишним тысяч человек. С закатом эры Хрущёва постепенно ослабели и притеснения верующих. С падением коммунистического режима началось возрождение национальных традиций и верований.
– Не было ли утрачено в результате промышленного развития и урбанизации традиционное скотоводство?
П.Р.Т.: Скотоводство сегодня очень серьёзно поддерживается государством – предоставляются целевые кредиты как на разведение мелкого рогатого скота, так и на разведение крупного рогатого скота, традиции скотоводства не утрачены. Есть так называемые клубы тысячников, то есть тех, у кого поголовье скота превышает соответствующую цифру. Создаётся и своеобразная общественная поддержка занятий традиционными промыслами, сельским хозяйством. Среди традиционных промыслов можно выделить охоту. Что касается сельского хозяйства, то для Тувы характерно выращивание зерновых в таких районах, как Бий-Хемский, Тандынский, Каа-Хемский и др.
– Какие промышленные производства получили своё развитие в Туве?
П.Р.Т.: Это, прежде всего, добыча таких полезных ископаемых, как каменный уголь, кобальт, асбест и др. Весьма перспективным является развитие Элегестинского и Межегейского месторождений коксующего угля. В связи с этим планируется строительство железнодорожной ветки Курагино-Кызыл, начало которой положено в 2011 году. Следует отметить, что развитие железнодорожного сообщения в Туве с её горными хребтами – это задача серьёзных экономических инвестиций и технических решений.
– Да, природа Тувы весьма разнообразна и очень красива! Напрашивается вопрос о развитии туризма…
П.Р.Т.: Тува является уникальным регионом на планете в плане такого природного разнообразия на сравнительно небольшой территории. Здесь центрально-азиатские песчаные пустыни соседствуют с южно-сибирскими лесами и тундрой, северные олени живут неподалеку от верблюдов и красных волков. А какие здесь высокогорные районы с их водопадами, горными реками, фантастическими озёрами, весенним буйством цветов и красок!
Там можно встретить снежных барсов, уникальных тувинских яков – сарлыков. Дикие северные олени, медведи, козероги, обитающие на территории Тувы, самые крупные в мире. Здесь расположены 16 заказников, 14 памятников природы и два заповедника. На весь мир знаменит курган «Аржаан-2», также известный под названием «Долина царей». Это древнейший скифский памятник, датируемый 7 в. до н.э.
Первозданная природа Тувы, лечебные аржааны, могучие реки, высокие заснеженные горы, сказочные озера, а их более 430, большое количество природных и археологических памятников, каменных изваяний, наскальных рисунков, безусловно, всегда притягивали туристов, любителей охоты. Может и к лучшему, что пока поток туристов в этот сибирский регион не столь велик и не нанёс ещё вреда природе. Перспективы же в этом плане, безусловно, огромные.
– Вы нарисовали достаточно радужную картину. Но Тува считается одним из серьёзных поставщиков наркотических средств, изготавливаемых из конопли, что, в свою очередь, является признаком серьёзного социального и экономического неблагополучия…
П.Р.Т.: Я иногда поражаюсь бытующему в СМИ мнению, что Тува ассоциируется с наркотиками. Об этом чаще пишут те, кто в Туве не был, они не знают, как живут люди, не знают традиции, культуру, но берутся писать об этом, особенно в и Интернет. Я не отрицаю имеющиеся социальные проблемы, например, проблему с трудоустройством, однако ассоциировать сегодня Туву с наркоугрозой для России – некорректно.