Бездоходный аспирант работает ветврачом в Тюмени
В редакцию пришел вовсе не молодой паренек, как его представляли почти все, а улыбчивый и в то же время серьезный мужчина с умными глазами и, судя по всему, большим жизненным опытом.
- Ай-Бек, вокруг вашей работы такая шумиха. Все хотят узнать об авторе, кто он? Расскажите, где вы родились?
- Село Чодураа Улуг-Хемского района. В семье 10 детей. Потом семья жила в Ийи-Тале, а когда в Хову-Аксы заработал комбинат «Тувакобальт», мы туда переехали, ведь моего отца в Ийи-Тале в колхоз не брали, потому, что он был братом репрессированного Адыг Тюлюша Хемчик-оола. А когда началась паспортизация, дедушку спросили: как твоя фамилия? А он показывает на скалы, где наше село было и говорит: Я - со скал. Вот и стали мы Соскалами. Род Адыг-Тюлюшей лишь через много лет реабилитировали.
- По телефону вы сказали, что вы человек бездоходный, что это значит?
- Бездоходный, но не безработный. По профессии я ветеринар и у меня есть работа в Тюмени.
-?
- Я, как ветеринарный врач, лечу коров, коней, верблюдов в частном хозяйстве у одного нефтяника, там нет специалистов по верблюдам и лошадям. Четыре раза в год бываю на Севере, когда вызывают на плановые мероприятия. Я закончил Красноярский аграрный университет по специальности «ветеринария». Меня готовили в МГУ поступать, но я, парень из деревни, вообще не представлял, что такое МГУ. И подал документы в Томский медицинский институт, но по русскому языку получил двойку, а потом год работал санитаром в операционном блоке в Томске в онкоцентре. Через год хотел поступить уже в Красноярский мединститут, но я не взял комсомольскую характеристику из онкоцентра. Она требовалась срочно, и я подал документы в Красноярский аграрный университет, где не требовали характеристику, и выучился на ветеринара. Так отсутствие характеристики поменяло мою жизнь. После окончания приехал в Туву и устроился на Кок-Тейский свинокомплекс. Меня уволили очень скоро, потому что я слишком много делал дирекции замечаний на собраниях.
«Разложить» Шойгу и Деда Мороза по полочкам
Чуть ранее, чем эпос о Шойгу, на том же сайте - «Международный фонд развития Тенгри»- была опубликована другая работа Ай-Бека Соскала - о Деде Морозе, и, как выяснилось при разговоре, моим респондентом только что закончен «опыт реконструкции этнокультурного феномена на фронтах 2-ой Мировой войны» - «Иностранный кавалерийский эскадрон из Тувы», где фигурируют орденоносная Вера Байлак, военные руководители - Сталин, Жуков, Гитлер и т.д. К какому телу «лизость» в этих работах? Мне очень хотелось не просто записать интервью, но реабилитировать что ли автора, почему-то казалось, что он «копает» гораздо глубже. И пишет необычным стилем об обычных вещах, называя это «реконструкцией» событий или креативной культурологией.
- Как появилась легенда о Деде Морозе?
- Должен был пройти конкурс Дедов Морозов. А я стал думать: у нас в Туве Деда Мороза нет, но откуда-то он должен появиться? Чтобы сотворить Деда Мороза, я сотворил для него мир, где нашел ему место. И опубликовал работу на сайте.
- Эпос о Шойгу стал известен, потому что Шойгу сам известный человек, а что вы скажете о вашей работе про Деда Мороза, как на него откликнулись пользователи Интернета?
- Люди просмотры делают, значит, интересно.
- Но, наверняка, у эпоса о богатыре просмотров больше.
- Больше. Почему я взял этого человека? Он ведь действительно наш, тувинский богатырь, как Илья Муромец в Муроме. Мы говорим о нем, гордимся им, но если открыть Википедию, там только сухие факты биографии. Для людей это не интересно. Если вы хотите что-то изучить, сказал один ученый, разложите это по полочкам и изучите по отдельности. Я взял за основу факты, разложил биографию Шойгу и нарастил наше традиционное мировоззрение. По сути, Шойгу для меня очень далекий человек. Я его один раз в Москве и видел. В древности как было? Встречается одно племя с другим, спрашивает одно племя: у вас в роду есть богатыри, известные нам? Другие отвечают: Да, Субедей. О, тогда ты великого племени народ. И моя публикация для нашего народа. Основа основ моих работ не в самом Шойгу, Деде Морозе или ком-то еще, а миросоздании. Из чего создан мир, как зародилась жизнь.Я начал писать еще в 92 году. Первой была концепция «Рода и племена Тувы» и «Семья, род, государство». Но на своем творчестве я еще не заработал ни копейки.
С точки зрения науки, его работы - шарлатанство
Итак, создавая свои работы, Ай-Бек Соскал пробует новое направление - креативную культурологию. По крайней мере, так предполагает его научный руководитель Н. Абаев. Став аспирантом философского факультета ТувГУ, Ай-Бек очень много читает книг по философии, археологии, развитии азиатских стран, изучает работы по мировоззрению кочевых и полукочевых народов Азии. Что же такое креативная культурология? Нет, это не совсем реконструкция событий, которые уже были, предполагающая сама по себе точное и достоверное воспроизведение произошедших фактов. Автор берет реальные, но сухие факты истории и, дополняя их собственным представлением - как это могло происходить,- пишет работу, по стилю не похожую на привычные литературные или научные статьи. Заинтересовался судьбой Веры Байлак. Она участвовала в Великой Отечественной войне как иностранка, и очень много написано о ней в газетах, книгах. Ай-Бек Соскал создал свою художественную культурологическую «реконструкцию» фактов. Так появился «Иностранный кавалерийский эскадрон из Тувы». Он переносит на бумагу факт и пишет так, чтобы, не искажая истории, было интересно читать.
- Как вы решили стать аспирантом ТувГУ?
- Я постепенно подошел к такому решению, анализируя то, что происходит в Туве. Проблемы воровства меня сильно волнуют. У матери карманники украли удостоверение «Мать-героиня» вместе с пенсией. В селе Ийи -Тал у нас 10 коров украли, мерина застрелили ночью, и мое хозяйство в г. Туране -«Маральник» обокрали. Так получается, что жизненные проблемы подняли для меня вопросы: где законы, где культура нашего народа, где традиции, обычаи, совесть граждан? Поиск ответов стал искать в науке культурологии. У меня было высшее образование, почему бы не попробовать стать кандидатом наук? Тогда все эти проблемы я смогу поднимать на более высоком уровне.
Я создаю себе имя, статус и опробую направление работы. Эпос о Шойгу прошел и откликнулся народ: это и есть результат научного исследования.
- Нет мыслей о «реконструкции» фактов, связанных со смертью Чингисхана?
- Нет, об этом достаточно написано, много предположений, легенд, историй. У меня сейчас другая работа: я готовлюсь к «реконструкции» событий, связанных с курганом Аржаан-2. Что это было за царство, как там жили и как умерли его правители - вот что меня сейчас интересует больше всего.
- Это будет - эпос, фольклор, легенда? Ведь, как я поняла, креативная культурология предполагает использование разных стилей написания?
- С точки зрения науки - это не наука, а с точки зрения фольклора - это не фольклор, но и не эпос. Я хочу правдиво описать прошлое, которое науке вообще неизвестно. Возьмем, к примеру, найденный при раскопках золотой бисер. В Эрмитаже специалисты говорили, что в каждой бисеринке такая маленькая дырочка, которую невозможно сделать при современном уровне технологии. Вещи, найденные в кургане, датируются учеными 7 веком до н.э. Неужели существовал такой высокий уровень производства, как они это делали? И я должен не сочинить, а создать, догадаться интуитивно. Да, это новое направление, хотя, с точки зрения российской академической науки, мои работы - шарлатанство.