Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 22 ноября 2024 г.
7 февраля 2013 Тува. Общество

Браво, Маэстро Биль!

Браво, Маэстро Биль!Когда его так назвали, я не знаю, но это ему очень шло. Звучало фирменно. А так по паспорту его величают: Кенденбиль Вячеслав Ростиславович – Заслуженный артист РТ, артист симфонического оркестра им. Владимира Тока, Духового оркестра Правительства РТ. 

Он Музыкант с большой буквы, хотя не было высшего образования. Некоторые бьют в грудь, что у них «наивысшейшее» образование, а результата никакого. Значит дело не в высшем образовании, хотя это очень нужно. Опять же дело в человеке, в его стремлении, поставленной цели, самообразования, в его совести, в конце концов. 

С детства я по радио любила слушать музыкальные передачи, в том числе наше тувинское радио, где передавали песни наших тувинских композиторов, в исполнении актеров тувинского театра. Особенно мне нравились актрисы, певицы: Хургулек Конгар, Екатерина Кенденбиль, они всегда пели дуэтом «Расцветай, Тува родная», музыка Ростислава Кенденбиля, слова Марьям Рамазановой. Это было хитом всех времен и народов. С детства я наизусть знала эту песню и не думала, что я буду исполнять ее с симфоническим оркестром, где первым фаготистом был Вячеслав Ростиславович Кенденбиль, сын знаменитых родителей: Ростислава Докур-ооловича Кенденбиля – профессионального композитора Тувы, Екатерины Седип-ооловны Кенденбиль – профессиональной актрисы и певицы. Мне посчастливилось выступать на одной сцене с Екатериной Седип-ооловной, петь песни Ростислава Докур-ооловича, поработать с Вячеславом Ростиславовичем в симфоническом оркестре, в духовом оркестре Правительства РТ.

Иметь таких знаменитых родителей и не зазнаться, это не каждому удается, такова человеческая природа. Не зря говорят, от родителей все зависит, хотя я не общалась с родителями Биля, они в моей памяти остались как два неразлучных журавля, всегда вместе ходили, и лица у них были красивые, просветленные. Очень красивая была пара. Вырастить и воспитать такого сына – это нелегкий труд. Хотя говорят, не надо воспитывать, а быть примером. Они и явились ярким примером для будущего Музыканта с большой буквы, и прекрасного семьянина. Наш Биль, был примером для молодых музыкантов во всем, никогда не опаздывал на работу, приходил заранее раздувал на своем инструменте упражнения и был готов к работе. Никогда не был на больничном листе. Был мульти-инструменталистом, играл на фаготе, на кларнете, на саксофоне. Он был очень требовательным к себе, дисциплинированным, не пил, не курил, но к другим относился с пониманием. Я однажды спросила: «Ростиславович вы всю жизнь были таким правильным?» - он ответил «Да ты что, в молодости все было, после очередного запоя чуть меня не парализовало. Врачи сказали: « Еще раз такое повторится, то распрощаетесь с жизнью, с тех пор я завязал с этим делом и курить бросил». Был хорошим рассказчиком, всех завлекал своими рассказами, мы просто ухахатывались, и просили еще что-нибудь нам рассказать, особенно на гастролях, ему это очень нравилось. За серьезным человеком скрывался озорной ребенок, такой заразительный смех был у Ростиславовича, всех нас охватывал этот смех, это была смехотерапия. Особенно нам нравился рассказ, про « самодеятельный хор». Дело было в 70-х годах. Тогда проходили смотры художественной самодеятельности сначала между улицами, потом селами, потом республиканский смотр. В Кызыле проходил очередной смотр художественной самодеятельности, выступал какой-то район, вышел хор, он пел песню «Хотят ли русские войны», музыка Эдуарда Колмановского, слова Евгения Евтушенко. Солист начинал запев: «Хотят ли русские войны», хор отвечал: «Хотят, хотят, хотят», солист: «Спросите вы у тишины», хор: «Хотят, хотят, хотят», это была их трактовка, жюри оцепенел, остановить не могут, хор мужественно, на полном серьезе до конца допел, не поняв, что они натворили. Дело не в этом, тогда люди действительно от души на полном серьезе участвовали в художественной самодеятельности. До сих пор мы вспоминаем про этот «хор» и смеемся. 

Биль в молодости играл в ресторане «Улуг-Хем», нынче там «Народный банк». Многие наверно, особенно молодежь не знает, что там когда-то был цивильный ресторан, куда народ ходил не только кушать, а пообщаться и слушать хорошую музыку в живом исполнении классных музыкантов, таких как: Владимир Тока, Анатолий Быков, Вячеслав Кенденбиль. 

Ресторан - это место, где сталкиваются: вкусная еда, дизайн, свет, звук.Где воспитывается вкус, аура цивилизованных отношений. Особенным атрибутом ресторана была – живая музыка, люди приходили слушать того или иного исполнителя. К великому сожалению сейчас у нас в Туве рестораны не соответствуют критериям ресторана. Заходишь, невозможно общаться, музыка гремит во всю мощность. Раньше Ростиславович говорил, музыкант должен знать классику, джаз, эстраду, народную музыку, потому что в ресторан приходили люди разных сословий, национальностей и заказывали разную музыку. Многие крутые музыканты во всем мире проходили «ресторанную» школу, это огромная практика. 
« И в радости, и в горе – музыка сопровождает человека», говорил мой дед Болдашкин Тюлюш. Действительно, при рождении, когда ты лежишь в колыбели, тебе поют колыбельную, потом детские песни, взрослея у каждого, формируется свои музыкальные пристрастия, но рано или поздно настает момент, когда должна прозвучать последняя мелодия. 

Музыка способна выразить самую глубокую скорбь и самые тонкие переживания. С древнейших времен она является неотъемлемой частью погребального обряда. В Россию играть на похоронах начали при Петре первом, изначально духовой оркестр провожал к праотцам лишь высшие военные чины. При Елизавете второй право на этот почесть получили также купцы, а еще позже мещане. При Советской власти на каждых общегражданских панихидах, подчеркивая трагизм потери друга, соратника и близкого человека. В Туве тоже была и есть своя похоронная команда. Биль с 60-х годов до конца своей жизни работал и возглавлял эту «жмур» команду. «Жмур» от слова жмуриться, покойника так зовут, они еще в шутку это называли «работа с населением», потому что обслуживали обряд погребения. Все больше людей стремятся к культуре, в том числе и культуре траурной церемонии. Спрос на оркестровое сопровождение похорон повышается. Люди хотят провести в последний путь своего близкого красиво и обрядово. Путь музыканта таков, что в радости и в горе сопровождать людей. Некоторые музыканты не выдерживают, спиваются. Биль работая в ресторане, в «жмуре», где алкоголь льется рекой, не сломался, ко всему относился профессионально и держал марку Музыканта с большой буквы. 
Раньше он в ресторанах играл джаз, то в 1998 году, при филармонии. При симфоническом оркестре создали «Симфо Тыва Биг бэнд», он играл на саксофоне, пытались играть джаз, потом из-за неровности состава прекратили. Нынче у нас создан коллектив «Бэнд ВСГАКИ», который состоит из выпускников Улан-Уденской Академии Культуры и Искусства, который играет джаз. Когда этот коллектив был студенческим, на каждой сессии показывали концерт, Биль ни разу не пропускал наши концерты, радовался нашим успехам, давал советы. 

«Надежда», так назывался ретро-ансамбль, в котором играл Вячеслав Ростиславович (кларнет) и его друзья: Анатолий Быков (контрабас), Валерий Ондар (ударные инструменты), Виталий Нанактаев (баян), Анатолий Серен (вокал). У них был убойный репертуар, состоявший из хитов, шлягеров 50,60,70,80 годов. Они пользовались большой популярностью, играли на разных концертах, площадках, корпоративах. 

В 2008 году создали Духовой оркестр Правительства РТ. Вячеслав Ростиславович работал первым кларнетом. До этого оркестр был студенческим оркестром, он с самого начала с нами работал, он был нашим аксакалом. Оркестр: поющий, танцующий, играющий на инструментах и на лошадях. Биль все это делал вместе со всеми, и здорово у него получалось. Как он танцевал ритмично, легко, даже лучше чем наши некоторые ребята. Он с нами поездил по районам Тувы, по городам России: Абакан, Улан - Уде, Красноярск, Орел, Москва, по странам Прибалтики: Латвия, Эстония, Литва. 
Несмотря на свой возраст и болезнь (сахарный диабет) всегда ездил с нами. У него была своя диета, всегда брал с собой лекарства, диетическую еду, далган (толченная ячмень), «хаан-чай» в пакетиках, обязательно. Он не останавливался на месте, играя в симфоническом, играл и в других коллективах, что значит, спрос на хороших музыкантов везде и всегда, это во всем мире. 

Симфонический оркестр был создан в 1966 году, при студии Гостелерадио Тувинской АССР, первым дирижером был Леонид Иванович Карев. Были приглашены музыканты из разных городов СССР. Из местных музыкантов были Виктор и Владимир Токи, Вячеслав Кенденбиль и другие. Оркестр не только выступал по телевидению, они гастролировали по всей республике, по Монголии, пропагандировали классическую музыку: зарубежных, русских, советских, тувинских композиторов. Как нам рассказывал Ростиславович: «Мы ездили на грузовых машинах, фортепиано возили собой. Приезжаем на место, выходим, только глаза сверкают, приводим себя в порядок и показываем концерт, даже в Монголию возили фортепиано, тогда и асфальта-то не было, вот так мы ездили, зато музыка звучала везде, люди тянулись прекрасному, слушали классическую музыку, не то, что сейчас, попса заполонила все. Музыкальные вкусы, приоритеты настолько изменились, что диву даешься. Попса, конкурсы красоты, шоу-программы – вот приоритеты нынешней времени. Серьезные жанры: классика (симфония, опера, балет), ушли на второй план. С трудом идет возрождение этих жанров». 

Разрушить легко, создавать, восстанавливать, возрождать – очень трудно, почти невозможно. Если оркестр, сначала был более-менее укомплектован, то в 90-х. почти не осталось струнного состава. Не предусмотрели эту угрозу, не создали лестницу образования: музыкальная школа, училище, высшее учебное заведение. Без этих составляющих не вырастить кадров, оркестр почти умирал. Стали искать выход из положения, сотрудничать с Абаканским оркестром, делать совместные концерты. Они к нам ездили, мы к ним. Ростиславовича как первого фагота стали чаще приглашать на концерты и гастроли по России и зарубеж. Он с ними съездил в 2011 году на фестиваль Российской культуры в город Канны (Франция). Хосе Карерас когда приезжал в Абакан, Ростиславовича пригласили первым фаготом и еще музыкантов из разных городов для усиления абаканского симфонического оркестра. Мы очень гордились нашим аксакалом и шутили: «От «жмура»до Канн наш Биль дошел». 

Сотрудничая с абаканским оркестром, наш оркестр воспрял духом, появилась какая-то надежда, начали приглашать музыкантов, несмотря на трудности. С помощью приглашенных кадров из Монголии Аринтуя (виолончель), Амарсанаа (скрипка), появилась надежда, что у нас появятся свои доморощенные кадры. Сейчас симфонический оркестр сотрудничает с РООМХШИ, ККИ, с детьми, которые учатся у этих педагогов, они ездят на конкурсы, занимают места и играют с музыкантами нашего симфонического оркестра. Вот такой выход нашли руководители этих коллективов для спасения симфонического оркестра имени Виктора Тока. Ростиславович с горечью говорил: «Раньше приглашенным музыкантам много квартир давали, многие приватизировали, продали эти квартиры и уехали. Если бы эти квартиры с умом бы оформляли, то теперь они бы пригодились для приглашенных специалистов, для своих же кадров, вот столько молодежи без квартир мучаются в общежитиях, разбазарили жилье. Я говорил про это, но никто не хотел меня слушать».

Вячеслава Ростиславовича не стало в прошлом году, человек всю жизнь не был на больничном листе, посвятивший свою жизнь музыке, внезапно заболел и ушел от нас, тяжелая была потеря. Мы проводили в последний путь духовика, « последнего из могикан», старого поколения. Все молодые музыканты, коллеги Биля, «жмуровая» команда, в последний раз сыграли ему похоронную музыку. У него душа болела за симфонический оркестр, за профессиональное искусство, но он был очень скромным, интеллигентным человеком, не любил скандалить, не гнался за званием, за почестями, как некоторые наши молодые артисты, музыканты, которые только начинают, или их выдвигают, некоторые вообще к профессиональному искусству не относятся, и им дают звание. Все стало с ног на голову, размыты границы. Ростиславовичу в 1998 дали Заслуженного артиста, в 2006 медаль «За доблестный труд». От филармонии, от Духового оркестра Правительства РТ подавали на звание «Народный артист РТ» несколько раз, но почему-то все время не пропускали, по каким критериям там отбирают вообще непонятно. В последнее время эти звания обесценились. Стали получать какими-то путями те, кто непостоянен, кто уходил, приходил.

Ростиславович всю свою жизнь посвятил профессиональной музыке, он был патриотом своей родины, солдатом армии под названием «оркестр», в хорошем смысле этого слова, он достойно нес имя своих родителей. Эта семья оставила неоценимый яркий след в искусстве Тувы, является одной из ярких музыкальных династий нашей республики. Вячеслав Ростиславович Кенденбиль, по нашему маэстро «Биль» - останется в нашей памяти истинным Музыкантом с Большой Буквы!!! Браво Биль!!!

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.


ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2024, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта