В Новосибирской областной юношеской библиотеке 20 февраля 2013 г. открылся новый цикл семинаров Философского клуба Молодежно-студенческого общества «Идегел» (г. Новосибирск) — «Ценностные ориентиры в общей стратегии жизни». Цель цикла — ориентировать студентов-тувинцев на более осмысленную, плодотворную жизнь. В его основе лежат буддийская философия, личный жизненный опыт. Семинары ведет аспирант Института филологии СО РАН, председатель общества и Философского клуба Чойган Ондар.
Первый семинар назывался «Ценность жизненной опоры». И состоял из трех частей: для тех, у кого нет жизненной опоры; для тех, кто захотел обрести опору; для тех, кто уже нашел. «Самое главное, в чем хотят преуспеть все без исключения, это счастье. В достижении счастья нам и нужна жизненная опора, помогающая решить проблемы, освободиться от страданий, не пасть духом», — начал председатель Философского клуба.
Для тех, у кого нет жизненной опоры
Людям, кто не имеет жизненной опоры, важно узнать о ценности и достоинствах ее приобретения. Для этого нужно понять две вещи. Во-первых, личные мнения всегда ошибочны, недостоверны. Во-вторых, люди в жизни всегда полагаются на кого-то: друзей, писателей, режиссеров, мыслителей. Это очевидно хотя бы потому, что родившись, ребенок не имеет собственной концептуальной опоры. Узнавать мир ему помогают родители, старшие товарищи, он опирается на их знания. Позже он самостоятельно ищет опору, которая приведет его к счастью. Недаром говорят: «Если хотите узнать, как стать счастливым, то просто найдите счастливого человека и спросите, как он им стал». Если, например, человек думает, что его счастье в материальном благополучии, то он ищет успешного бизнес-тренера, финансового наставника, который бы помог ему стать богатым. В любом случае мы находимся в поиске Учителя — источника знаний. Если у человека он есть, то 50% успеха уже в кармане, остальные 50% зависят от усердия ученика, его силы воли и дисциплины. Без них первоначальный энтузиазм, сильное стремление к знаниям быстро угасают, а вместо них появляется апатия, малодушное уныние. У некоторых людей могут возникнуть мысли, что он все сможет сам, их гордость говорит, что он сам себе Учитель. Это было бы ошибкой, потому что в прошлом они полностью зависели от родителей, в настоящем — от общественного мнения. Если человек понял, что на пути к счастью ему нужна надежная опора — Учитель, обладающий полным знанием, ему следует знать, как и на чем основываться в поисках этой опоры.
Для тех, кто ищет опору
Как найти Учителя? Какой человек может стать жизненной опорой? Совершенно точно «источником» Учителей являются три мировые религии — ислам, христианство, буддизм. Среди их представителей не может не быть высокореализованных людей, обладающих полным знанием, как стать счастливым. Председатель Философского клуба дал студентам некоторые практические советы, как понять, подходит ли им Учитель или нет.
Во-первых, нужно понять, что каждый человек уникален, имеет свои наклонности. И если вы слепо пойдете вслед за друзьями, то через какое-то время можете обнаружить, что вам это не подходит. Поймите, что вам ближе. Для кого-то ближе логика, для кого-то свойственно просто полагаться, верить. Поэтому Его Святейшество Далай-лама всегда призывает к мирному существованию разных религий.
Во-вторых, прежде чем остановить свой выбор на ком-либо, не торопитесь, а обязательно проверьте его. Его Святейшество Далай-лама говорит, что если на приобретение Учителя нужно потратить 12 лет, то потратьте их. Проверка Учителя начинается со слушания его Учения. Слушать следует непредвзято, не принимая сразу, но и не отталкивая. Спокойным умом анализируйте, проверяйте на собственном опыте, отстраненно размышляйте над ним. Этот этап исключительно важен. Если вы его пропустите, то можете совершить стратегическую ошибку в своей жизни.
В-третьих, следует четко знать, по каким качествам нужно выбирать себе Учителя. Он должен быть сострадательным, добрым, обладать полным знанием, как достигнуть счастья, иметь глубокий уровень мудрости, нравственного контроля. Также должен быть скромным (отсутствие высокомерия), честным и терпеливым. Его знания должны быть полными, проверены временем и поэтапными. «Время — высшая аттестационная комиссия. Обещания достижения скорейшего результата ложны и опасны, такие знания не приводят к глубинным изменениям, вызывая лишь «рябь на поверхности воды», — пояснил Чойган Ондар.
Для тех, кто нашел опору
Наконец, если человек обрел Учителя, ему следует во всем слушаться его. Духовный наставник — это решение и человек должен быть верен своему выбору. Во-первых, важно развить в себе веру. Вера — это высшая степень понимания. Вера — результат познания, когда появляется убежденность — «это так». Во-вторых, важно породить уважение к Духовному Наставнику. Уважение — это осознание значимости. Значимость Учителя определяется его добротой. Так, родители значимы для нас, потому что были добры к нам, поэтому мы испытываем к ним уважение. В-третьих, безукоризненно следовать советам Учителя. В конечном счете, знания Учителя и усердие ученика, являясь полной причиной, приведут к конечному, плодотворному результату.
Занимаясь практикой, важно не перестараться. Большие ожидания ведут к привязанности к результату. Не следует давить на себя, не стремиться к быстрому результату. Иначе, можно заболеть, впасть в депрессию. Во время слушания старайтесь понять общую мысль, не вдаваясь слишком глубоко в сложные вещи. Поэтому важна поэтапность получения знаний. Из-за перенапряжения, депрессии, может появиться отторжение от учителя и знаний. Потеря веры в Учителя очень опасно. Возможна опасность потери веры в себя, и так, в любых делах, начинавшихся горячим энтузиазмом, будете терпеть неудачи.
Практика — это не просто следование советам учителя, это труд над самим собой, самодисциплина и приложение силы воли. Председатель Философского клуба напомнил знаменитое высказывание «Дорогу осилит идущий». «Если вы начали идти, то следует идти до конца, иметь решимость дойти до конца, не останавливаясь. Решимость — это мужество, воля» — настроил он.
У слушателей семинара возник ряд вопросов, касающихся опоры в жизни на различных ступенях его приобретения.
- Мне сложно понять, почему мнения всегда ошибочны?
- Мы слушаем родителей, старших братьев, сестер. Просим у них совета, как решить ту или иную проблему. В свою очередь у них есть свои проблемы, ошибки. Значит и страдания, что говорит об отсутствии у них опоры или наличия неправильной опоры. Если есть страдания — значит, нет надежной опоры — достоверного знания, освобождающего от этих страданий.
- Как мне понять, что я правильно выбрала Учителя, если у меня изначально всегда ошибочное мнение?
- Да, такая опасность всегда существует. Следует быть всегда острожным. Быть осторожным — значит проверять Учителя. Слушая его, нужно понять, где источник знаний учителя. Этот источник знаний должен соответствовать как минимум трем основным критериям достоверного знания (полнота, проверенность временем, поэтапность). Затем изучаете, стараетесь понять концепцию, общие положения. И смотрите, получил ли этот человек результаты, то есть соответствует ли он характеристикам Духовного наставника. Таким образом, в проверке Учителя опорой служат достоверные знания.
- Как развить свою силу воли?
- Существуют различные техники самодисциплины. Самодисциплина — это превращение определенных действий в привычки. Одной из таких техник является аскезы. Аскеза означает «ограничение». Обещаете себе каждый день совершать какое-либо полезное действие. Например, просыпаться и вставать в семь утра; подниматься по лестнице.
- Если не получается. Например, вы очень устали после тренировок, а ваша аскеза — подниматься пешком на 10 этаж.
- Это ваша «тупая обезьяна» сейчас говорит, что вы очень устали. «Тупая обезьяна» — это ваша лень. Если вы приняли для себя аскезу, то обязательно должны исполнять каждый день.