Прошел форум ремесленников РТ в поддержку народно-художественных промыслов и ремесел. Организована выставка. Сегодня, когда духовная, экономическая сферы развиваются особенно динамично, когда происходят серьезные изменения в отношении к традициям, обычаям, остро стоит вопрос о культурном наследии.
Прежде, чем вырабатывать принципы развития культуры, необходимо определиться со значением некоторых понятий. Одним из первых встает вопрос о том, как развить народные промыслы и декоративно-прикладное искусство. В выставке участвовало много организаций. Диапазон этих работ широк: от культуры и религии до прикладного искусства, в частности, ювелирного дела.
Это были поделки камнерезов педколледжа, колледжа искусств, ТГУ (технологи), предприятия «Оваа», резчиков из Кызыл-Тайги, Монгун-Тайги, профучилищ. Частники выставляли этнографические предметы: броши с различными подвесками, длинные тонкие цепи в несколько рядов, бусы, кольца, женские украшения, пряжки для поясов.
Но качество продукции, в основном, оказалось низким, практически отсутствовал инновационный подход. В основном работы представляли собой копии образцов ширпотреба. Творческое начало в них искать бессмысленно.
Но были среди экспонатов и уникальные вещи. Например, ювелирные работы потрясающего мастера-камнереза, инструменталиста, философа-историка, табунщика Владимира Салчака из Кызыл-Дага. Легендарный кызыл-дагский ювелир Сергей Кочаа выставил кинжал, украшенный композицией с мотивами древних изображений. Такого кинжала я не видела ни в Монголии, ни в Туве. Потрясающая работа. Довольно интересную работу показал мастер из Монгун-Тайги Дугул-оол Чамбал.
Во все времена народным промыслам были присущи стремление к изысканности и утонченности, разнообразию украшений, отвечающих эстетическим вкусам потребителей. На сегодня формообразование ювелирных изделий в духе национальных традиций становится менее поверхностным, однако мастерам следует глубже изучить историю и особенности традиции декоративно-прикладного искусства Тувы, других народов. Только так можно совершить невероятные открытия: новое очень часто является из «дедушкиных» сундуков.
Ювелирное искусство, будучи тесно связанным со спросом, подвержено влиянию модных веяний. Истиный мастер в состоянии формировать этот спрос. Но для этого надо хотя бы знать, что каждая вещь – кольцо, брошь или подвеска – изначально несла в себе глубокий смысл, социальную или обрядово-религиозную функцию, являются историческими документами эпохи. Само понимание этого способно подтолкнуть мастера к творческому поиску оригинальных решений, которые в конце концов вырабатывают неповторимый стиль, превращают его работы в искусство, самобытное и узнаваемое.
Да, ширпотреба, увы, не избежать хотя бы потому, что не каждый ремесленник способен стать художником. Но когда он становится доминирующим предложением и при этом выставляется с ценниками, явно не соответствующими своему качеству, это плохо.
Не может не беспокоить и явный застой в производстве такого популярного музыкального инструмента, как хомус. Практически оно свелось к тиражированию так называемых гомбоевских моделей. При этом покупателю предлагают изделия, отличающиеся невнятным звучанием и примитивной конструкцией. Зато цена на них – 800–1000 рублей.
А где другие шесть традиционных разновидностей хомуса? Вообще-то в Норвегии, Японии, Якутии делают большой бизнес на этом инструменте. А в Туве, где по логике производство хомусов должно развиваться и практически, и теоретически, как горловое пение, оно сворачивается.
И вот что настораживает: в ряде крупных городов, таких, как Абакан, Улан-Удэ, Томск, в последние годы активно занимаются изготовлением... тувинских музыкальных инструментов.
– Так если вы сами не делаете, а спрос на них есть, то почему нам нельзя этим заниматься? – так ответил нам шаман из Хакасии.
Выяснилось, что хакасские министерства экономики, культуры, финансов помогли мастерам обосновать, просчитать проекты, купили им станки, открыли лаборатории, в ответ требуют: давай продукцию. Их не интересует, чьи инструменты делают местные мастера – тувинские или немецкие, главное – деньги должны идти в казну.
Нормальный подход. Конечно, возможности бюджета у нас ограничены. Но на одном энтузиазме ремесленников это дело не вытянуть. Нужно оборудование, нужна хотя бы одна на всех экспериментально-акустическая лаборатория.
Надо промыслами заниматься очень серьезно. Это такое же главное искусство народа, как хоомей. А пока оно пущено на самотек. Нет до сих пор глубоких научных работ о промыслах, а потому исчезает преемственность. А ведь декоративное искусство – это такая сфера человеческой деятельности, где творческие навыки, приобретенные ушедшими поколениями на протяжении веков, должны наследоваться и при этом совершенствоваться организационно и технологически. Для этого нам нужно научиться относиться к ней не как к самодеятельности в сфере культуры, а как к одной из подотраслей промышленности и экономики в целом.