Нет, я не буду говорить о сказках вообще, я буду говорить только об одной – «Братья Ак-Сагыш и Кара-Сагыш». Почему именно о ней, хотя в тувинском фольклоре сотни, если не тысячи, прекрасных сказок.
Дело в том, что когда-то я написал учебник «Художественная культура русского и тувинского народов». В учебнике этом был урок «Каменные изваяния Тувы». И говорилось следующие: «Любопытно, что в некоторых тувинских сказках встречаются эти изваяния. Они оживают, разговаривают, принимают активное участие в жизни героев сказок». Как пример я и приводил сказку о братьях. Зачитывал отрывки из неё или пересказывал своими словами. Вот тогда мне и захотелось пересказать её стихами. Никто до меня не решался это сделать.
Примером был для меня, разумеется, великий Пушкин. Вон как он гениально записывал сказки своей Арины Родионовны. Или создателя знаменитого словаря Даля. Брал Александр Сергеевич за основу услышанную сказку и создавал свою, гениальную. Да ещё и приговаривал: «Что за прелесть эти сказки. Каждая есть поэма».
Это же можно сказать и о тувинских сказках.
Итак, я решился пересказать известную тувинскую народную сказку стихами. Читаю первую фразу по-тувински:
«Ак-Сагыш, Кара-Сагыш деп ийи алышкы чораан чувен иргин».
Русский перевод:
«Жили два брата – Ак-Сагыш и Кара-Сагыш».
Тут надо понимать, что значат имена. Ак-Сагыш – буквально – Белая Душа, Добрый. Кара-Сагыш – Черная Душа, Злой. Теперь можно переводить стихами:
Жили братья: Ак-Сагыш
Добрый был душою,
Старший брат Кара-Сагыш
Был с душою злою.
Вот их старенькая мать
Стала вить верёвку.
Стали братья примечать
Хебенек-обновку.
Мать готовится к смерти и делает завещание сыновьям:
Позвала она к себе
Братьев утром рано
И сказала: «Быть беде,
Я уже не встану.
После смерти ждёт возня:
В войлок заверните
И верёвкою меня
Крепко обвяжите.
А потом несите в степь,
В горы унесите.
Где верёвке той истлеть
Там и схороните».
Завещание матери священно для Ак-Сагыша. Он исполняет сыновний долг до конца. А Кара-Сагыш относится к нему так:
«Не хочу таскать весь день
По горам я кости».
И ушёл он словно тень,
Задрожав от злости.
Теперь слушателю или читателю всё ясно относительно братьев. Похоронив мать, Ак- Сагыш засыпает возле кожээ. И тут появляется злой дух. У меня во сне: «И в его тревожный сон тёмный дух явился». От духа узнаёт Ак-Сагыш, что каменное изваяние может выдавать на день терпеливому человеку лан серебра (китайская монета, имевшая хождение в Туве). Ак-Сагыш откапывает кожээ и идёт с ним домой. Сказитель всё больше чернит старшего брата. Когда был съеден скот Ак-Сагыша, он не помог ему. Ак-Сагыш с кёже на плечах уходит в неизвестность. Но ему везёт (добрым всегда везёт).
Раз в тайге болезный наш
На пустой поляне
Видит, вздыбился шалаш
В призрачном тумане.
В этом шалаше, оказывается, отдыхали Лиса, Волк и Медведь. Спрятавшись в яме, Ак-Сагыш услышал их разговоры и узнал, что Лиса утащила у дочери хана браслет и спрятала его за деревом. Ак-Сагыш идёт в ставку хана и исцеляет его дочь. Хан отдаёт её ему в жёны с частью своего богатства. Совсем как в русских сказках: дочь в жёны с пол-царством в придачу. Надо сказать, что в этой сказке, не в пример другим, хан добр, он ценит зятя, и живут они душа в душу. Добро в лице Ак-Сагыша награждено, а Зло в лице его брата посрамлено и наказано. Когда старший брат обедневшим пришел просить помощи у счастливого младшего брата, тот отдал ему кёжэ: лан серебра поможет выжить. Но злобный брат решает иначе…
Тувинские сказки учат Добру, учат верности и честности людей в отношениях друг к другу. В них наказывается Зло. В них воспеваются лучшие качества людей. Вот почему и хочется, чтобы сказки эти были также популярны, как это было в советское время. И вот почему я пересказал сказку о добром и злом братьях стихами, чего никто никогда не делал. Авось в таком виде она привлечёт внимание людей, прежде всего, школьников.