Когда-то, давно это было, в семью Кара-кыс и Максима Мунзуков попал «черный ящик» — концертное пианино. На дворе стоял 1939 год. Предание гласит: чуть ли не самого купца Георгия Сафьянова инструмент. Правдива ли история, пообещала узнать доктор искусствоведения Екатерина Карелина, порыться в архивах. А черным ящиком произведение немецкой фирмы Шмидт-Вегенер, что «родилось» в конце ХIХ века в Петербурге, называл молодой Алексей Чыргал-оол, ставший известным композитором.
Чьи только пальцы не прикасались к заветным клавишам! Не только Мунзуков и Алексея Боктаевича, но Виктора Кок-оола и Александра Лаптана, Ростислава Кенденбиля и Виктора Токи, многих-многих других коллег и друзей знаменитой семьи. Заиграли до… дыр! Это не преувеличение.
На многие годы «старичок» замолчал. Стал экспонатом Национального музея РТ. Это родные Мунзуков, семья Биче-оолов, — инструмент оказался в селе Черби, — передала пианино в хранилище истории сравнительно недавно. Но год назад к нему начало возвращаться дыхание. «Выздоравливал» раритет (это не преувеличение, таких в России остались единицы) благодаря мастеру-реставратору Буяну Ховалыгу. Он к нему относится, это заметно, как к другу и живому существу.
Буян Семенович справился! В минувшую субботу в Национальном музее все собравшиеся убедились в этом на встрече «Отзвуки прошлого». На продемонстрированных снимках видно, сколько пришлось сделать единственному специалисту в Туве. Ему помогали коллеги из разных мест России: найти детали к такому уникуму — весьма сложно. Кропотливый труд длился изо дня в день целых 12 месяцев.
Так уж получилось, что с датой праздника подгадали: 15 сентября исполняется 95 лет со дня рождения Кара-кыс Мунзук. Потому и вспоминали ее и Максима Монгужуковича в этот концерт-презентацию неоднократно. Наши замечательные артисты посвятили им выступления, душевно говорили о своих, личных, памятных мгновениях общения с гордостью Тувы. На втором этаже музея в зале № 6 — интересная экспозиция памяти супругов, где экспонаты «дышат» историей, а родные Мунзуков, их коллеги дополняют увиденное душевными воспоминаниями.
И начиналось всё очень романтично: из-за долгого отсутствия света в сумраке (получился эффект лучшего восприятия: ощущение мгновений прошлого, жизни без электричества, напитывало атмосферу насыщенно и ярко) девушки из ансамбля «Угулза» плели узоры мелодий, ветеранки «Саян» исполняли песню ХХ века, супруги Кошкендей тоже не могли не выступить. В былые годы Михаил Зырянов аккомпанировал Мунзукам — здесь он тоже это делал, уже с нынешним поколением певцов, подхвативших эстафету. Эмоционально, откровенно, душевно говорили о родных дочери, Светлана и Галина Мунзуки.
…На «черном ящике» зажгли свечи. Мастер-реставратор повернул ключик и приоткрыл крышку раритета вверху, для лучшего звучания. За инструмент садились, с трепетом, Александра Пирлей, что учится в Казанской консерватории, маленькая ученица РШИ Чечен-оол Чайзат. Концертмейстеры подобрались — замечательные, профессионалы. Валентина Охотникова аккомпанировала певице Азиане Ондар-Салчак, Алена Монгуш — флейтисту Эресу Тартан-оолу, Наталья Лопсан — оперной диве Эльвире Докулак.
Порадовал дуэт педагогов Кызылского колледжа искусств Анжелики Медведевой и Анай-Хаак Балбан-оол фантазиями на тему романса А. Варламова «На заре ты ее не буди» Иоганнеса Брамса из цикла «Русский сувенир» и «Еврейскими мотивами» Татьяны Смирновой. Сочно, ярко, образно, эмоционально, звук действительно отличный от современных инструментов. Магия, настоящая магия: реально ощущаешь флёр из далёкого далёка.
Да, на наших глазах произошло второе рождение «черного ящика». Может, здесь теперь и камерные вечера пропишутся? Хотелось бы…