Волга - традиционно – Матушка. Рейн немцы называют Батюшкой. Енисею повезло больше: если по-русски можно сказать: Отец-Енисей, то на языках большинства других народов, проживающих на его берегах, он будет Великой Матерью. Вот такая река у нас есть, ради которой уже второй год организуют праздник – День Енисея. Правда, праздник еще какой-то робкий: мало рекламы, мало гостей. Но традиция положена, Так что, с праздником тебя, прародитель многих народов – Енисей!
Енисей - это наше все
Праздник, хоть и робкий, был вовсе не бедный. Для начала участникам Круглого стола, еще во время регистрации в Центре русской культуры, предложили прекрасный фуршет, «подкрепиться перед дорогой». Дорога вела к недалекому «Алдын-Булаку».
На Алдын-Булаке выяснилось, что стол и впрямь круглый, то есть столы поставлены кругом. «Круглый стол» в зале с трибуной всегда вызывает недоумение.
Быстро определили, что если бы не было Енисея, здесь бы была только пустыня, что Енисей лежит в основе развития многих народов, и праздник должен быть выше по статусу. Эту же идею, в целом, можно было увидеть в выступлении Зои Самдан. Жизненная артерия проживающих на берегах Енисея народов, нашла отражение в фольклоре. «Ручьи сольются – река, люди объединяются – сила» - говорят тувинцы. Если изначально в фольклоре были мотивы происхождения реки, говорилось о братьях Бий-Хем и Каа-Хем, то позже Енисей стал олицетворять собой созидательную силу. Ну а символику Енисея в произведениях тувинских классиков и современных поэтов и писателей и не перечислить. Одним словом: Енисей – это наше все.
Но если это так, то выступления других участников круглого стола были очень тревожны.
Грязное море
О том, что Енисей – это наше все, надо бы вспоминать не один день в году. Валентин Заика рассказывал о загрязнениях Енисея. Его загрязняют денно и нощно. И, хотя мы под грязной рекой обычно подразумеваем пластиковые бутылки на берегу, дело гораздо серьезнее. И печальнее. Гораздо больше урона наносят реке добыча золота, горно-обогатительные комбинаты, законсервированный комбинат в Хову-Аксы, неконтролируемая вырубка леса, бесхозяйственный выпас животных. А ведь здесь и ртуть добывали! Было Терлиг-Хаинское разведочно-эксплуатационное предприятие по добыче ртути. О добыче ртути говорит само название дороги к карьеру в поселке Терлиг-Хая Огарки (огарки – переработанная руда, огарками вымощена дорога к предприятию по добыче ртути). Все это отражается на Енисее, потому что практически все реки Тувы сливаются с ним.
Ученые проверяют, как работают очистительные системы, но этого мало. Надо, чтобы о сохранении Енисея думало гораздо больше людей. Кто должен следить за вырубкой? Как организовать пастбища? Если раньше кочевали самое меньшее четыре раза в год, то сейчас многие считают, что двух раз достаточно. А если весь год пасти стада на одном месте, то растительность уничтожается, и это уже надолго.
А самая грязная вода – в знаменитом Шагонарском море: там получается своего рода отстойник, поэтому и нередки разные инфекционные заболевания. Можно, конечно, пить не из «моря», а брать воду из колонки, но загрязнения попадают и в подземные воды.
И со скотокрадами будем бороться!
Главный специалист госкомохрты РТ Виктор Сурат-оол перечислил виды «краснокнижных» животных и рыб, обитающих на Енисее, которым грозит гибель. Рассказал в целом о биоразнообразии, о том, какими ресурсами обладает природа Тувы. Но под конец, очевидно, под впечатлением доклада доктора биологических наук В. Заики, предложил закрыть все добывающие и горно-обогатительные предприятия.
Возникла странная пауза. Понятно, что закрывать их как-то никто не собирается. Понятно, что Тува должна развиваться. Но понятно и то, что все мы хотим просто элементарно жить. А без Енисея или с отравленной рекой здесь жизни не будет.
Однако вопрос поставлен. И тут ведущий «круглого стола» Анатолий Дамба-Хуурак делает чудеса «эквилибристики». Он начинает именно с биоразнообразия, с того, что нужно это использовать, потом, пользуясь «ресурсами» фольклора, приводит тувинскую пословицу, что голодным может быть только ленивый. Потом решительно обрушивается на скотокрадов, которые мешают добросовестным чабанам и табунщикам работать…
В общем, тему как-то «закрыли» и перешли к другим докладам.
Большая уборка и священная гора
Алдынай Кол – сотрудник заповедника «Азас» раскаазала, как они борются с теми, кто засоряет берега и озеро сказочной, таежной Тоджи, как работают с населением, сколько тонн и машин мусора уже было собрано, как работает экологический лагерь.
И тут она упомянула название горы Одуген. Некоторые коренные тоджинцы объясняют слово Одуген, как - открытое место. Вершина горы «лысая», и она всегда влажная. А еще ее называют «Чрево матери».
Для всех тюрков само слово «Одуген» - многозначно и очень символично. По представлениям древних Отукен был центром тюркского государства. Хан тюрков, живший на территории Отукена, всегда считался верховным ханом. Отукен – это и священная для древних тюрков горная пещера, в лоне которой мать-волчица родила и вскормила новое поколение небесных тюрков. Сейчас под «Отукеном» понимают «огненное (священное) пространство» возрождения тюркских кочевников. Никто не знает, где находится «Отукен». А может, это и есть наш Одуген?
Но вернемся к докладу Алдынай Кол. То есть к тоннам мусора, к безобразному поведению «на природе» отдыхающих. Или уже и так все понятно? Люди, которые пакостят в священных местах, – их-то что ждет? Священных мест в Туве достаточно много, школьники и студенты регулярно ходят их убирать. Может быть, дети и подростки начинают уже думать, что это в порядке вещей? Что захламлять эти места нормально? Не они, так другие школьники будут работать здесь дворниками постоянно?
Вопросов много. Ответов нет.
Кстати, Анатолий ДамбаХуурак сказал, что возрождение обычая освящения родовых мест, родников, гор – это хорошо. Но сколько мусора остается после этого освящения! Даже делая благое, а то и святое дело, не все с уважением относятся к тем местам, где происходит освящение.
По следам Сафьянова
И он же стал предлагать новые интересные проекты, идеи. Нужен какой-то супер-проект, связанный с Енисеем. А пока его нет, можно организовывать туры, например, «По следам Сафьянова». Как он сюда добирался, где жил. Это было бы интересно. А ведь в Туве было много путешественников, можно организовывать туры и по их следам. (В скобках только надо бы попросить: устраивая такие туры, убирайте за собой мусор, а то как-то неудобно…)
А еще можно издать книгу фольклора народов, населяющих Енисей, – кто что когда говорил или пел о Великой реке.
Идей много, у каждого, наверняка, есть и свои. А ведь и сам День Енисея когда-то был просто идеей. Инициатива проведения в каждую последнюю субботу сентября экологического праздника, посвященного великой сибирской реке, принадлежит Русскому географическому обществу и ее руководителю - Сергею Шойгу.
Пони Шарик и снежный барс
Основной праздник был на предварительно убранной территории – на месте слияния двух рек, то есть именно там, где Енисей становится Енисеем.
Мало рекламы – это точно. Организаторы праздника постарались, но аудитория была явно недостаточной для праздника такого масштаба. Впрочем, Фестиваль Войлока тоже начинался очень скромно. Но у Дня Енисея есть и другая особенность: каждый год он будет проводиться в разных местах, значит, к нему мы не очень-то и привыкнем? Или мы можем у себя этот праздник отмечать независимо от того, где будут назначены основные мероприятия?
Выступали русские и тувинские музыкальные коллективы, наградили победителей конкурса школьных сочинений «Енисей – река моего детства», устраивали небольшие соревнования по перетягиванию каната и прыжкам на скакалке, накормили всех желающих рыбацкой ухой из енисейского хариуса, приготовленной стараниями повара Тувинского сельхозтехникума.
Где-то здесь бродил Снежный Барс, неуловимый, как и все снежные барсы. Сфотографировать его не удалось… Ничего, в следующий раз обращусь к сотрудникам заповедника «Убсунурская котловина», одолжу фотоловушку!
А пони гулял и не прятался, настоящий маленький пони. Он приехал в Туву этим летом, но его подружка уже живет в Чаа-Холе пару лет. Глядишь, и количество маленьких пони увеличится. У мальчика пока не было имени, и хозяин предложил придумать его. В это время лопнул шарик. Пони сначала шарахнулся от испуга, а потом мужественно продолжил свой путь. Вот и решили назвать Шариком. А что? Не только же собакам носить такое красивое имя!
А ведь детей здесь могли бы катать и верблюды, олени, кони. Но опять же – мало рекламы. Наверное, их хозяева не знали о празднике.
Но как бы то ни было, праздник уже прошел. Время идет, и опять у Енисея начинают скапливаться пустые бутылки. «Ручьи сольются – река, люди объединяются – сила». Неужели у нас нет сил, чтобы сделать реку чистой? Не убирать, а просто – не сорить? Река – это жизнь, и тот, кто работает против жизни, обрекает сам себя. Даже если проводит обряд освящения, но пакостит – это преступление против жизни.
Не надо спасать Енисей. Он как течет, так и будет течь. Давайте спасать себя! Это нам нужна чистая вода.