В пятницу в концертном зале Кызылского колледжа искусств состоится творческий вечер известного тувинского музыканта Буян-Маадыра Тулуша — композитора, аранжировщика, члена Союза композиторов России, преподавателя специальных дисциплин духового отделения колледжа искусств, участника рок-группы «Уер».
Буян-Маадыр Тулуш родился 15 октября 1973 года в селе Хандагайты в интеллигентной семье. Его отец окончил Кызылское училище искусств, а затем институт культуры в Улан-Удэ. Именно там в 1969 году будущий самодеятельный композитор Ирбен-оол Тулуш встретил свою судьбу — девушку с необычным именем Сара, которая училась в сельскохозяйственном институте на врача-ветеринара. Молодая семья вернулась в Туву.
— Сколько помню своё детство, — вспоминает Буян-Маадыр, — в нашем доме всегда звучала музыка. Отец прекрасно играл на баяне, очень часто у нас собирались его друзья — известные в Туве самодеятельные музыканты Кара-Кат Ооржак, Батый Кенеш и многие другие, они пели песни, музицировали.
С 1981 года Буян-Маадыр обучался в республиканской школе искусств по классу флейты. В 5 классе в судьбе юного музыканта случилось важное событие — в числе других учеников РШИ Буян-Маадыр был отправлен в город Новосибирск в специальную музыкальную школу. Это были первые ласточки среди тувинских музыкантов, которые благодаря усилиям преподавателя РШИ Зинаиды Константиновны Казанцевой сумели получить такое престижное начальное музыкальное образование за пределами республики. В Новосибирске мальчику пришлось сменить музыкальный инструмент, и он стал обучаться у замечательного преподавателя Таран Анатолия Матвеевича по классу гобоя.
— Мой путь в волшебную страну музыки на первоначальном этапе был довольно сложным и извилистым, — не без юмора вспоминает Буян-Маадыр Тулуш. — ССМШ Новосибирска я не закончил в силу различных обстоятельств личного характера. Сейчас это можно назвать «бзик» переходного возраста. Вернулся в Туву, окончил обычную школу, затем 2 года учился в Иркутском педагогическом институте на историка, потом служил в армии. Но тот, кто по-настоящему любит музыку, навряд ли сможет «забросить» её навсегда.
С 1995 по 2000 годы Буян-Маадыр обучался в Кызылском училище искусств. Ему повезло с учителями. Преподаватель по классу гобоя — Константин Вячеславович Ашастин, выпускник Ленинградской консерватории — отличался особой требовательностью, высоким профессиональным исполнительским мастерством и большой любовью к своей педагогической работе. Все его ученики вспоминают о нем с особой теплотой и уважением.
Композицией молодой музыкант стал заниматься на старших курсах под руководством Екатерины Константиновны Каре¬линой, «из-под крыла» которой «вылетела» целая плеяда композиторской молодёжи, составляющая сегодня гордость музыкальной Тувы. Среди училищных произведений — песен и пьес для духовых инструментов — особенно выделяется «Степная рапсодия» для кларнета и фортепиано, премьера которой состоялась на отчетном концерте класса композиции в зале училища искусств в 1998 году, где первым исполнителем были сокурсники автора Макар Ахпашев (кларнет) и Марина Красная (фортепиано). Этот юношеский опус, воплощающий музыкальные образы с детства знакомого нам пейзажа любимого тувинского края, удостоился чести быть исполненным ведущими московскими артистами в камерном концерте в музее А.С. Пушкина в рамках дней культуры Республики Тыва (2001 г.).
Следующая ступенька в трудном деле освоения музыкального мастерства — учёба в Красноярской академии музыки и театра (1999–2004 гг.) на оркестровом факультете. Занятия по специальности (по классу гобоя) у доцента Татьяны Николаевны Савельевой отнимали все свободное время, поэтому сочинением музыки Буян-Маадыр занимался лишь на старших курсах под руководством красноярского композитора, доцента Олега Леонидовича Проститова, и эти занятии носили скорее эпизодический характер.
После завершения обучения в вузе музыкант вернулся в Туву. Будучи прекрасным гобоистом, он в разные годы работал артистом симфонического оркестра Тувинской государственной филармонии и Хакаской государственной филармонии, а также духового оркестра Правительства РТ. Педагогической деятельностью занимался с первых лет после окончания академии и сегодня преподаёт к Кызылском колледже искусств, отдавая все силы воспитанию молодых музыкантов-духовиков.
Творческая деятельность Тулуша поражает своим разнообразием. Его аранжировки для духовых оркестров колледжа искусств и Правительства РТ, Тувинского национального оркестра, Государственного ансамбля «Саяны» удивительно тонко передают всё разнообразие палитры инструментального звучания. Авторские сочинения — симфонический триптих «Бурунгунун арыннары» («Страницы из прошлого»), «Танец воинов» в аранжировке для различных составов неоднократно становились украшением разнообразных концертных программ как в Туве, так и за пределами республики. Нельзя не упомянуть о его работе в качестве композитора и руководителя творческой группы по созданию оперы «Монге аялга» («Вечная мелодия»), которая создавалась в 2004 году группой молодых тувинских авторов в рамках конкурса, учреждённого председателем правительства РТ Ш.Д. Ооржаком. Это произведение, плод работы тувинской композиторской «могучей кучки», никогда не исполнялось целиком на сцене театра и ещё ждет своего «звездного часа». Однако отдельные его номера, в том числе созданные Буян-Маадыром Тулушом (упомянутый выше номер «Танец воинов», «Рассказ старика», «Императорский марш и хор») и аранжированные для духового и тувинского национального оркестров, неизменно поражают слушателей своим темпераментом и неукротимой силой воинственного духа.
Еще один вид деятельности Буян-Маадыра Тулуша — работа в рок-группе «Уер» («Наводнение»), которая в этом году отметила свое 20-летие. Вместе с Радиком Тюлюшом, Буяном Ондаром, Чингисом Сарыг-оолом он стоял у истоков этого замечательного коллектива. Творчество группы, возродившейся после шестилетнего перерыва в 2011-м году, неизменно покоряет поклонников своим романтичным мироощущением.
Итак, за плечами молодого тувинского музыканта немалый жизненный опыт, творческие достижения, а впереди — широкое поле деятельности, возможность совершенствования уже достигнутого.
Буян-Маадыр Тулуш родился 15 октября 1973 года в селе Хандагайты в интеллигентной семье. Его отец окончил Кызылское училище искусств, а затем институт культуры в Улан-Удэ. Именно там в 1969 году будущий самодеятельный композитор Ирбен-оол Тулуш встретил свою судьбу — девушку с необычным именем Сара, которая училась в сельскохозяйственном институте на врача-ветеринара. Молодая семья вернулась в Туву.
— Сколько помню своё детство, — вспоминает Буян-Маадыр, — в нашем доме всегда звучала музыка. Отец прекрасно играл на баяне, очень часто у нас собирались его друзья — известные в Туве самодеятельные музыканты Кара-Кат Ооржак, Батый Кенеш и многие другие, они пели песни, музицировали.
С 1981 года Буян-Маадыр обучался в республиканской школе искусств по классу флейты. В 5 классе в судьбе юного музыканта случилось важное событие — в числе других учеников РШИ Буян-Маадыр был отправлен в город Новосибирск в специальную музыкальную школу. Это были первые ласточки среди тувинских музыкантов, которые благодаря усилиям преподавателя РШИ Зинаиды Константиновны Казанцевой сумели получить такое престижное начальное музыкальное образование за пределами республики. В Новосибирске мальчику пришлось сменить музыкальный инструмент, и он стал обучаться у замечательного преподавателя Таран Анатолия Матвеевича по классу гобоя.
— Мой путь в волшебную страну музыки на первоначальном этапе был довольно сложным и извилистым, — не без юмора вспоминает Буян-Маадыр Тулуш. — ССМШ Новосибирска я не закончил в силу различных обстоятельств личного характера. Сейчас это можно назвать «бзик» переходного возраста. Вернулся в Туву, окончил обычную школу, затем 2 года учился в Иркутском педагогическом институте на историка, потом служил в армии. Но тот, кто по-настоящему любит музыку, навряд ли сможет «забросить» её навсегда.
С 1995 по 2000 годы Буян-Маадыр обучался в Кызылском училище искусств. Ему повезло с учителями. Преподаватель по классу гобоя — Константин Вячеславович Ашастин, выпускник Ленинградской консерватории — отличался особой требовательностью, высоким профессиональным исполнительским мастерством и большой любовью к своей педагогической работе. Все его ученики вспоминают о нем с особой теплотой и уважением.
Композицией молодой музыкант стал заниматься на старших курсах под руководством Екатерины Константиновны Каре¬линой, «из-под крыла» которой «вылетела» целая плеяда композиторской молодёжи, составляющая сегодня гордость музыкальной Тувы. Среди училищных произведений — песен и пьес для духовых инструментов — особенно выделяется «Степная рапсодия» для кларнета и фортепиано, премьера которой состоялась на отчетном концерте класса композиции в зале училища искусств в 1998 году, где первым исполнителем были сокурсники автора Макар Ахпашев (кларнет) и Марина Красная (фортепиано). Этот юношеский опус, воплощающий музыкальные образы с детства знакомого нам пейзажа любимого тувинского края, удостоился чести быть исполненным ведущими московскими артистами в камерном концерте в музее А.С. Пушкина в рамках дней культуры Республики Тыва (2001 г.).
Следующая ступенька в трудном деле освоения музыкального мастерства — учёба в Красноярской академии музыки и театра (1999–2004 гг.) на оркестровом факультете. Занятия по специальности (по классу гобоя) у доцента Татьяны Николаевны Савельевой отнимали все свободное время, поэтому сочинением музыки Буян-Маадыр занимался лишь на старших курсах под руководством красноярского композитора, доцента Олега Леонидовича Проститова, и эти занятии носили скорее эпизодический характер.
После завершения обучения в вузе музыкант вернулся в Туву. Будучи прекрасным гобоистом, он в разные годы работал артистом симфонического оркестра Тувинской государственной филармонии и Хакаской государственной филармонии, а также духового оркестра Правительства РТ. Педагогической деятельностью занимался с первых лет после окончания академии и сегодня преподаёт к Кызылском колледже искусств, отдавая все силы воспитанию молодых музыкантов-духовиков.
Творческая деятельность Тулуша поражает своим разнообразием. Его аранжировки для духовых оркестров колледжа искусств и Правительства РТ, Тувинского национального оркестра, Государственного ансамбля «Саяны» удивительно тонко передают всё разнообразие палитры инструментального звучания. Авторские сочинения — симфонический триптих «Бурунгунун арыннары» («Страницы из прошлого»), «Танец воинов» в аранжировке для различных составов неоднократно становились украшением разнообразных концертных программ как в Туве, так и за пределами республики. Нельзя не упомянуть о его работе в качестве композитора и руководителя творческой группы по созданию оперы «Монге аялга» («Вечная мелодия»), которая создавалась в 2004 году группой молодых тувинских авторов в рамках конкурса, учреждённого председателем правительства РТ Ш.Д. Ооржаком. Это произведение, плод работы тувинской композиторской «могучей кучки», никогда не исполнялось целиком на сцене театра и ещё ждет своего «звездного часа». Однако отдельные его номера, в том числе созданные Буян-Маадыром Тулушом (упомянутый выше номер «Танец воинов», «Рассказ старика», «Императорский марш и хор») и аранжированные для духового и тувинского национального оркестров, неизменно поражают слушателей своим темпераментом и неукротимой силой воинственного духа.
Еще один вид деятельности Буян-Маадыра Тулуша — работа в рок-группе «Уер» («Наводнение»), которая в этом году отметила свое 20-летие. Вместе с Радиком Тюлюшом, Буяном Ондаром, Чингисом Сарыг-оолом он стоял у истоков этого замечательного коллектива. Творчество группы, возродившейся после шестилетнего перерыва в 2011-м году, неизменно покоряет поклонников своим романтичным мироощущением.
Итак, за плечами молодого тувинского музыканта немалый жизненный опыт, творческие достижения, а впереди — широкое поле деятельности, возможность совершенствования уже достигнутого.