11-12 октября в Республике Тыва состоялся II Международный фестиваль-конкурс «Хомус». Пропускать это событие я не хотел и включил поездку в свои осенние планы. Тыва — один из самых известных варганных регионов России, побывать там очень хотелось — и тут как раз подвернулось такое любопытное и редкое событие (предыдущий международный фестиваль в Тыве проходил, если не ошибаюсь, очень давно, еще в 2005 году).
Надеюсь, позднее организаторы фестиваля перешлют мне видеозаписи выступлений, а пока же — публикую иллюстрированную статью о поездке.
Кстати, в этот раз я напечатал в дорогу стопку буклетов. Туда получилось включить статью про историю русского варгана (позднее я опубликовал ее в сети в дополненном варианте) и небольшие заметки о работах Сергея Пыжова и о варганном центре «Обертон-Про». Эта практика оказалась довольно полезной: тема западных варганных проектов оказалась многим в новинку и буклеты пользовались спросом.
Да-да, все это — такой ненавязчивый способ напомнить о том, что поездка прошла при спонсорском участии центра «Обертон-Про» за которое я очень благодарен. Без этого организовать поездку было бы сложнее.
Ну а теперь — ближе к делу.
1. Немного истории
Фестиваль начался 11 октября. С утра всех приезжих участников фестиваля собрали вместе и...привели на экскурсию в Национальный музей Республики Тыва.
Компанию мне составляли другие приезжие гости фестиваля: Миндигафур Зайнетдинов и ансамбль «Яугель» из Башкирии, Лео Тадагава из Японии, детский ансамбль «Алас» из Хакасии. Кроме того, ожидались гости из Якутии (которым, как оказалось позднее, пришлось отменить поездку в последний момент — жаль!), а в анонсе фестиваля был упомянут и некий участник из Украины. Последнее меня заинтересовало особенно: было крайне любопытно, кто из Украины решил поехать в Тыву вместо киевского «Обертоника» (фестивали проходили почти одновременно), но упомянутого участника среди гостей в музее я так и не встретил. Хотя позднее оказалось, что он там был, и даже ближе, чем можно было себе представить.
Затем к нам ненадолго присоединилась еще одна гостья — Масами Ямасита, тоже из Японии. Оказалось, что мы виделись с ней мельком на прошлом варганном конгрессе в Якутии и что она периодически ездит на фестивали. Поздоровавшись со всеми, она почти сразу же скрылась на втором этаже музея, а нас повели на экскурсию по первому.
Но знакомство с девушкой, увлеченной варганами — это куда интересней, чем экскурсия. Пришлось отправиться следом за гостьей из Японии и это решение оказалось дважды правильным: через несколько минут я нашел не только Масами, но и зал музыкальных инструментов (кстати, почти все остальные гости в этот зал так и не добрались из-за нехватки времени).
Глаз не отведешь!
Особенно интересным показался способ крепления кожи на бубне:
Да и струнные инструменты хороши.
2. Тувинские пейзажи, японские гости и самый странный варган
Конечно же, на протяжении всего фестиваля гостям довольно часто показывали всевозможные достопримечательности.
Но находить что-то интересное и непривычное удавалось и без экскурсий. Тыва, пожалуй, один из самых самобытных регионов нашей страны. Просто для примера можно показать самую обычную улицу Кызыла:
А вот вид из окна.
Раз уж зашла речь о тувинский пейзажах, упомяну, что особенно гармонично на их фоне смотрелись гости из Японии.
Знакомьтесь — это Масами, о которой я уже писал в самом начале, она периодически ездит на фестивали, как она сама говорит, просто послушать игру на варгане. Но строчка «Master of Arts, Musicology» на визитке как бы намекает на самые серьезные намерения в этом вопросе.
А вот Лео Тадагава. Подробно о нем самом рассказывать не буду. Если вы увлекаетесь варганами и пока еще ничего не знаете о Лео — не волнуйтесь, рано или поздно вы о нем все узнаете. Это неизбежно. А вот о том, зачем он приезжал в Тыву — напишу.
Лео приехал на фестиваль не только как слушатель и член жюри конкурса, но и как издатель замечательного диска, который вполне может войти в историю варганной музыки.
Помните норвежский сборник Fille-Vern? Лет семь назад норвежцы выпустили прекрасное издание, которое включало в себя 93 композиции традиционных мотивов, исполненных на муннхарпе. Но главная фишка издания была не в этом, а в том, что композиции, вошедшие в сборник, записывались начиная с 1937 года и до наших дней.
Стараниями Лео Тадагавы и Валентины Сузукей сборник с похожей концепцией, получивший название «Мелодии, которые играла моя мама», появился и в Тыве, в него вошли записи нескольких поколений исполнителей, в том числе и полевые записи, которые начали собирать в 1985 году. Подробней о диске можно прочесть здесь.
Издание добротное, в виде книжки. Если интересуетесь тувинской варганной культурой — обязательно постарайтесь раздобыть себе экземпляр. Увы, не знаю, где сейчас такой можно найти в продаже в интернете, но, вероятно, можно попробовать связаться с Центром развития тувинской традиционной культуры и ремесел. Лео привез с собой довольно много дисков и наверняка часть тиража осталась там.
Подробнее фоторепортаж читайте на сайте журнала.