Отправил царь послов к Алтын-хану. Но поскольку «нихто из них грамоте не умеет», то и отчета послы не писали. Они все запоминали и рассказали потом в Посольском приказе. А там по их рассказам составили документ: «Расспросные речи в Посольском приказе атамана Тарского города В. Тюменца и десятника И. Петрова о их поездке к Алтын-хану».
Вот и попробуем себе представить их путешествие по Туве.
Непонятно где
«А шли оне ис Киргиз на Табынскую землю; а Табынская земля тое же Киргизские земли, только живут особе, а дань дают в Киргизскую землю и к Алтыну-царю: хто к ним ни приедет, тому и ясак дают. А живут оне по лесом меж гор в ослонех, переходят, где кому место полюбитца, а шубы носят оленьи и козьи, а кормятца зверем, бьют лоси и олени и козы; мясо едят, а в кожах делают платье. А угодей у них никаких нет, и хлеб не родитца, и коров и овец нет, только одни лошеди да олени. А сколько их всех, того сметать было им немочно, потому что ехали мимоездом; а оне живут по лесом, а, дорогою едучи, видели их по станом человек с 300 и с 400. А леса и горы в Киргизской земле камены, велики, А шли оне до тое Табынские земли от Киргиз 8 ден сухим путем на лошадех, вьюки; речки были невеликие, бродовые, имян им не упомнят».
На землях рода Саян
«А ис Табинские земли шли оне на Саянскую землю, а в ней князек Кара-Сакул с товарыщи; живут себе меж гор и лесов по речкам; горы каменые, а леса черные, большие; а сколько их всех, того им сметить было нельзе, потому что живут в розни; а слухом оне про них слышели, что их с 5000 человек. А ездят на оленях и на конях, а ясак дают Алтыну ж царю. А житье их то ж, что и в Табынской земле: угодей никаких нет, и хлеб не родитца.
А как оне приехали в Саянскую землю, и Саянские земли князек Кара-Сакул с товарыщи их спрашивали, какие они люди и от которово царя и куды идут. И оне, Василей и Иван, сказали Кара-Сакулу с товарыщи, что оне идут от великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца в послех к Алтыну-царю.
Саянские земли князек Кара-Сакул с товарыщи почали быти радостны ж и говорили, что оне великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии служить и прямити ради, и почесть к ним учали держать, и подводы присталые переменили, а на корм дали мяса оленья довольно, чем им и до Матцкие земли дойтти, а назавтрее ж от себя их отпустили. А шли оне ис Табинские земли до Саянские земли 7 ден. А тою дорогою перешли оне в те 7 ден трои горы каменые, а лежат на них снеги зимою и летом безпрестанно, и оболока на тех горах лежат, и стужа на них живет во все лето».
(Что-то много оленей. Может быть, в те времена олени были не только на Тодже?)
Земля рода Маады
«А из Саянские земли шли оне до Матцкие земли 8 ден, а места были ровные, меж гор же, а горы были им по сторонам. А реки им были от Саян до Матцкие земли: первая Кемчага, 2 днища от Саян, другая река Частые Броды, а бежит щелью каменною, от Кимчага реки 2 ж днища; а речки все каменные, невеликие, ключевые, вышли из гор. А от Частых Брод шли до озера 2 днища, а озеро велико, меж гор каменых, вода в нем солона, а как то озеро словет, того не упомнят. А от озера шли до Мат 2 ж дни сухим путем меж гор же, рек не было, только были ручейки невелики.
А в той Матцкой земли живет князек Кундучен, а служит со всею землею Алтыну-царю. И кочевья тое землицы сошлися с кочевьи царевы Алтыновы земли.
А как оне приехали в Матцкую землю, и Матцкие земли князек встречал их честно от своих улусов в полуверсте, с кормом и с питьем, и подводы дал. А корм был: мясо боранье, да молоко коровье и кобылье, да кумыз из молока ж кобылья. И проводил их из своей землицы до царя Алтына сам, и назад от царя до своей земли их провожал же, и в дорогу корм и подводы им давал.
А из Мацские земли пришли к Алтыну-царю. А шли они от Мацские земли Алтына-царя землею до тех мест, где кочюет сам царь, 2 днища. А кочевья царевою землею часты, мало не сплошь, и людно добре. А сам царь кочюет у озера, а имя тому озеру Усап».
(Здесь уже появляются конкретные ориентиры – большое соленое озеро, вероятно, Каък, Кемчага – Хемчик, Озеро Усап – Убсу-нур.)
Интересно, что
Интересно, что послы после долгого путешествия особенно запомнили именно то, на что и сейчас обращают внимание туристы: олени, горные реки, леса и каменные горы велики. Особенно их поразили в горах снега зимою и летом беспрестанно, и «облака на тех горах лежат, и стужа на них живет во все лето».
И дорогих гостей сейчас «честно встречают» даже не в полуверсте, а гораздо дальше от селений – «с кормом и питьем».
Похоже, что Тува начала готовиться к наплыву туристов гораздо раньше, чем в Год туризма. И была непротив войти в состав России раньше, чем в 1944 году.