В августе 2014 года Национальный музей Индии (г. Дели) планирует открыть выставку под рабочим названием «Религии народов Тувы — шаманизм, буддизм», экспонаты которой будут представлены из фондов Национального музея Республики Тыва. Сейчас идет подготовка к этому событию — прежде всего в Туве. Одновременно решается также вопросы об организации этой выставки в соседние с Индией страны, в частности Непал и Бутан.
Экспозиционно-выставочная деятельность Национального музея, его выход на международный уровень — это распространение символов, образов Тувы за пределы нашей страны, это дальнейшая популяризация знаний об интересной истории и богатой культуре нашей республики.
О предстоящей выставке, о предыстории проекта, особенностях и значении данной выставки корреспонденту "Тува.Азия" рассказала Рита Сумба — ученая, востоковед, сотрудник Национального музея РТ и организатор выставки.
— Рита Петровна, расскажите, пожалуйста, о данном проекте?
— Проект — результат многолетней работы музея, которая была начата еще с европейских вернисажей 1990-х годов. На этот раз направление выбрано восточное. То, что тувинскую выставку примет Индия — страна, имеющая древнейшую историю и уникальную культуру — чрезвычайно важно для Национального музея Тувы, и для Тувы в целом. Выставка продемонстрирует традиционные религии народов Тувы — шаманизм и буддизм, и сквозь призму их истории, а также взаимоотношений будет освещена история самого тувинского народа, его самобытная культура в целом.
Шаманизм считается традиционным верованием тувинцев, стержнем его традиционной культуры. Буддизм же, пришедший в регион и укрепившийся в XVIII веке, оказал значительное влияние на народные обряды жизненного цикла (свадебные, родильные, погребальные), календарные праздники, народную медицину. Тем самым он способствовал некоторым трансформациям в шаманизме, но и сам испытал на себе его сильное влияние. В современном мире тувинцы являются единственными из тюркоязычных народов буддистами, при этом шаманизм также считается их традиционной религией.
Готовить выставку об этом — очень большая и ответственная работа. Музею предстоит в некоторой степени переосмыслить и активизировать свою деятельность по созданию и, самое главное, представлению более широкой, международной публике своих проектов, в которых бы сконцентрировались сведения о богатстве культуры Тувы.
Выставка также будет дополнена экспонатами по буддизму из фондов Национального музея Индии, г. Дели. Будут представлены и экспонаты тибетского центра имени Далай-ламы в Дели. Его представители выразили готовность показать свои экспонаты — танки тибетской школы и буддийскую скульптуру.
— Что дали вам первые западные выезды?
— На протяжении довольно длительного времени наш музей осуществлял целый ряд экспозиционных проектов. Это такие известные проекты, как выставка картин Нади Рушевой в 1993 году в г. Берлине, в Культурном центре России. Экспозиция «Шаманизм в Туве» в этнографических музеях Антверпена (Бельгия), Вены (Австрия) и Бремене (Германия) в 1998–1999 гг. Последняя выставка кочевала по трем разным городам и странам. Каждый раз название выставки менялось, ибо каждый принимающий музей менял название. Но все они имели большой успех и вызвали интерес к Туве, к ее историко-культурному наследию.
До сих пор представители научного братства Бельгии, Германии, Австрии, других стран, кто побывал на выставке, говорят о ней как о ярком событии в культурной жизни Старого света и помнят этот «тувинский выезд в Европу». И для Национального музея Тувы это был большой выездной проект, большая школа, которая не забывается и которая, мы надеемся, поможет нам организоваться наиболее эффективно.
В отличие от западных проектов сейчас есть свои сложности. Когда мы делали выставки в Европе, там был представлен только шаманизм. В Национальном музее Индии мы освещаем сразу две религии, их взаимоотношения, синкретизм.
— Сейчас кто являются вашими партнерами?
— Недавно мы получили два письма — одно пришло из Министерства культуры Индии, другое — от Генерального директора Национального музея в г. Дели господина Вену Васудевана. Они нам и написали о том, что в августе 2014 года выставка у них запланирована, и для нее зарезервирован экспозиционный зал.
Наша идея была поддержана Правительством Тувы, в том числе министерством культуры в лице министра В. О. Донгака. Также мы написали заявку год назад, в январе 2013 г. в Русское географическое общество, чтобы нам оказали финансовую поддержку по организацию выставки в Индии в виде гранта. Ответ надеемся получить в феврале этого года.
Паралелльно ведем переговоры с другими музеями, в том числе и нашей страны. Например, мы получили письмо от Генерального директора музея искусства народов Востока А. В. Седова с предложением провести выставку также в их музее. Они также крайне заинтересованы. Идет цепочка предложений и нам очень важно поддерживать этот интерес, а для этого нужны люди, спонсоры.
— Как будет представлена экспозиция выставки в Индии?
— Мы составили пока предварительную опись экспонатов. В целом, будет выставлено около 200 экспонатов. Все они по двум направлениям — буддизму и шаманизму. Это: танки (изображения божеств на холсте), буддийские статуэтки, макеты, фотографии и многое другое. Каждый экспонат очень интересен и раскрывает тот или иной аспект религиозной жизни. Например, танки. Они относятся к концу XIX — началу ХХ века. Будет шанс показать сразу три школы — тибетскую, монгольскую и тувинскую. Сами индийцы могут тоже показать свои экспонаты из фондов Национального музея Индии, г. Дели. Их будет интересно сравнивать.
Будут представлены старые фотографии Владимира Ермолаева о Туве, которые известны во всем мире: буддийские монастыри конца XIX — начала ХХ века, фотографии тувинских лам во время молебна, хуураков-послушников. Шаманские костюмы с бунами и шаманскими атрибутами и амулетами. Выставка будет дополняться этнографическими экспонатами и предметами быта: когээржами (кожаными сосудами), курительными принадлежностями, мужскими и женскими украшениями с буддийской символикой. Составляем карты Тувы — ведь каждый посетитель должен сначала понять, где географически находится Тува. Например, будет представлена карта Шелкового торгового пути, по которому происходило распространение буддизма. В Туву буддизм пришел по Нефритовому пути, который проходил через Турфан, Монгольский Алтай и проникал в Туву. Этот торговый путь известен еще со скифских времен, может даже и раньше. В те времена нефрит считался очень ценным товаром, поэтому этот торговый путь получил такое название. По карте Шелкового пути также можно наглядно показать, как по торговым путям буддизм распространялся из Индии в Тибет, в Монголию, Китай и дальше.
На выставке будет показаны и фотографии современной Тувы. Здесь найдут свое отражение фотоработы таких мастеров, как В. Балчый-оола, В. Шайфулина и Ю. Косарькова, сделанные ими во время буддийских учений, обрядов, в том числе современные буддийские монастыри и ступы.
— Как будет выстроено информационное обеспечение выставки?
— В настоящее время мы готовим путеводитель по выставке. За основу взяли комплект цветных открыток «Религии народов Тувы», великолепно сделанный Май-оолом Чооду и выпущенный в 2010 г.
Также считаю, что важна работа с ведущими изданиями Тувы, телевидением, радио. Подобные международные проекты организуются не часто, так как они требуют скурпулезной работы, крупных финансовых затрат. Однако, именно эти проекты поднимают престиж не только Национального музея Республики Тыва, но и престиж Тувы и России в целом. Они помогают развитию патриотических чувств у молодежи, способствуют развитию других международных проетов в сфере туризма, искусства, экономических отношений. О таких проектах нужно говорить, причем рассказывать не только о хорошем, но и трудностях, препятствиях по осуществлению подобных проектов.
— Вы уже упомянули о ряде особенностей данной выставки. Что еще вы могли бы сказать об этом?
— Национальный музей Индии г. Дели считается в мире одной из самых престижных культурных площадок, где выставляют свои выставки ведущие музеи мира. Туда очень трудно попасть из-за дальности расстояния. Оформление документации также требует напряженной работы. Транспортировка при организации выставочных проектов, является одной из самых сложных и дорогостоящих задач. Здесь нужно продумать, как правильно упаковать экспонаты, чтобы они оставались в сохранности. Страхование экспонатов, оформление документации, работа с транспортными компаниями требуют профессионализма и знания в этих сферах. Однако у Национального музея РТ есть уже опыт в организации международных выставок.
— Кто от Тувы будет открывать выставку в Дели?
— Обязательно на открытие выставки должны участвовать и администрация Национального музея Индии и Национального музея Тувы, а также представители Министерства культуры России, Тувы и Индии.
Нашим первостепенным партнером по организации выставки мы считаем Русское географическое общество. Мы хотели бы также пригласить и представителей РГО, привлечь СМИ.
Также надеемся на участие ученых и студентов Тувинского государственного университета. Год назад, при университете был открыт Центр буддологии и тибетологии. В этом году, возможно, в Дхарамсалу поедут на языковую и учебную практику несколько студентов этого центра.
Хотелось бы, чтобы участвовали и шаманы Тувы. Всегда есть огромный интерес к необычному одеянию и необычным ритуалам. Я бы пригласила и тувинских артистов традиционного и горлового пения, оригинальный театр костюмов «Эдегей». Однако, все зависит от того, найдем ли мы достаточно средств.
Конечно же, на открытие выставки предполагается участие индийских артистов и певцов. Это всегда проходит очень ярко и красочно. Очень надеюсь, что на открытие выставки будут участвовать индийские ученые и студенты университета имени Джавахарлала Неру (г. Дели).
— Как вы оцениваете в целом международный потенциал Национального музея Тувы?
— Потенциал у него очень большой. Пришло время Национальному музею РТ активно выходить на международный уровень, тем более, что творческие замыслы сотрудников многообразны, профессионализм высок, коллектив музея способен на воплощение самых смелых замыслов.
Пришло также время создания в музее международного отдела, который работал бы именно по организации и проведению выставок и мероприятий за рубежом. Это сложно, очень хлопотно, но всегда интересно. Такие выставки готовятся не один или два года, а в течение длительного времени — пять-семь лет. Здесь надо продумывать все: переговоры, транспортировку, страхование, оформление документов, согласования с министерствами. Это очень сложные вопросы, решение которых требует профессионализм, знания, терпения, усидчивость.
Надо сказать, что база для международного отдела и для реализации международных выставок — уже есть. И индийская выставка — один из проектов в этом направлении.
Международная выставочная деятельность — часть большого движения Тувы в сторону развития — туризма, общества, экономики. Все это способствует притоку туристов, выезду на учебу наших студентов, посещениям Тувы учеными, бизнесменами. Археологические раскопки в Долине царей, в которых участвуют исследователи и волонтеры из разных стран — тоже очень помогают развитию нашей республики.
Как я уже говорила, планируемая выставка уже сама по себе вызывает огромный интерес у наших коллег — ученых. К нам обратился профессор К. Варикоо (Central Asien Studies, Scool of international Studies, Jawaharlal Nahru University и Гималайский исследовательский институт). Он является главным редактором научного журнала «Гималайские и центрально-азиатские исследования. Профессор Варикоо предложил выпустить специальный номер научного журнала посвященного Туве (по истории, религиям, экономике, русско-тувинским отношениям, обществу и культуре тувинцев). Ранее он уже выпускал специальные номера, посвященные Бурятии, Хакасии, Монголии и Казахстана. Он предлагает приурочить выпуск журнала к началу выставки, как сопутствующую пояснительную литературу о республике.
Многие ученые, аспиранты, студенты уже направили свои статьи в Индию. У кого есть интерес, можете направлять свои статьи, публикации, которые можно опубликовать с фотографиями. Статьи должны написаны на английском языке, 5000 слов. Ваши статьи будут отредактированы индийскими учеными, а также аспирантами из Бурятии и Калмыкии, которые работают в Гималайском исследовательском институте.
— Мы можем присоединиться к благопожеланиям в адрес организаторов проекта — пусть он успешно осуществится. Спасибо вам за беседу.
— И вам — спасибо. Хотела бы выразить огромную благодарность Посольству РФ в Индии и Посольству Индии в Москве. Дипломаты приняли активное участие в предварительных переговорах и очень помогли нам.