Странный заголовок? А подзаголовок планировался еще более странный: «О некоторых загадках: исторических, археологических, генетических и чиновничье-психологических». И все это в целом о совещании, которое провел Шолбан Кара-оол 15 января в Национальном музее. Присутствовали на нем члены правительства и городской власти, сотрудники Минкультуры, представители научных организаций, Общественной палаты, Русского географического общества, народный писатель Александр Даржай, председатель общества шаманов «Дух медведя» Кара-оол Допчун-оол, молодые ученые.
Загадка первая – психологическая
Учителя – учат, врачи – лечат, дворники – убирают на улицах. Сейчас не будем говорить о качестве работы каждого из них. Просто констатируем факт, что они знают, чем им заниматься и выполняют свои служебные обязанности. Но есть в структуре государственной и муниципальной службы некоторое количество людей, к сожалению, не маленькое, которые категорически не хотят делать свое дело.
Особый интерес вызывает то, что когда в процесс включается глава правительства или прокуратура, то работа начинается. Например: нет квартир для детей-сирот. Нет, и все! Дети-сироты могут ходить годами, и ничего не получать. Но как только в дело включаются прокуратура и суд, квартиры – вот они. Почему надо было доводить до суда? Загадка.
Аналогичная история – скифские захоронения. Да, они стали брендом Тувы. Понятно, что их надо изучать, да и вообще использовать как можно шире для привлечения туристов. Самый простенький пример: предположим, что в Англии нашли захоронение с целым скелетом где-нибудь на территории Стоунхенджа. Ну, вроде, останки строителя этого мегалитического сооружения. (Понятно, что их нет – пример гипотетический). И кто бы отказался приобрести футболку с реконструированным изображением древнейшего строителя?
И какой-нибудь вещице с изображением скифских царя с царицей туристы были бы рады. Но таких изображений нет. Почему? Есть черепа, есть давно отлаженные методики воссоздания лиц. С помощью компьютерных программ это можно сделать быстро и недорого – 300 тысяч рублей.
Ответ на вопрос «почему?» - опять таится в психологии чиновника. Наверное… Во-первых, не было команды сверху. На совещании глава правительства команду дал – начать исследования. Во-вторых, есть еще более странный факт: кажется, директор музея просто не верит в научные исследования.
На следующий день после совещания была сделана попытка выяснить – будут ли выделены деньги на исследование и когда. Министр культуры туманно сказал, что раз председатель правительства велел выделить деньги, то их выделят. На вопрос когда – промолчал. Но в разговор вступил директор музея, который выразил сомнение в том, что такие разработки могут быть объективными. По его представлению, все реконструкции сугубо субъективны. (Ну, вроде как автор реконструкции будет делать свой портрет).
Теперь понятен ответ и на другую загадку – почему в музее так мало ведется научной работы – если директор музея в нее не верит, то она, вроде как, и ни к чему.
Загадка вторая – научная
Если честно, то автор этого материала в генетике вовсе не специалист. Но уж так получилось, что я умею читать и пользоваться справочниками. Ученые, исследуя останки скифов, сделали вывод, что большинство найденных в захоронениях Сибири и Средней Азии скифских скелетов содержат гаплогруппу R1a1. Гаплогруппа – это что-то, связанное с хромосомами, которые передаются по наследству. То есть, зная эту гаплогруппу, можно определить те народы, тех людей, которым достались гены скифов.
Если точнее – то некоторые те же гены, что были и у скифов. Потому что происхождение древних гаплогрупп R1a1 и R1a1a ещё не установлено (предполагается, что они происходят от мезолитических охотников-собирателей, обитавших в Европе и её окрестностях).
Теорию понять сложно, а разобраться с цифрами еще сложнее. В общем, распространенность этой группы выявлена в Европе и Азии. В Европе: среди лужичан (63 %), поляков (56 %), украинцев (44 %), русских (49 %), белорусов (50 %), литовцев (34 %), латышей (39 %). У других народов меньше.
В Центральной Азии: у таджиков (19-64 %), киргизов (63 %), шорцев (58,8%), телеутов (55.3 %), алтайцев (58,1 %). Больше всего у хотонов - 82 %. Хотоны - небольшая этническая группа, проживает в Монголии к югу от озера Убсу-Нур.
Самое странное, что у тувинцев – только 14% исследованных имели этот ген. То есть, к северу и к югу много людей – носителей гена, а в серединке – почти нет. Правда, и исследовано было всего 42 человека. К тому же, в формировании тувинского этноса участвовали разные племена: теле, тюкю, чики, азы, тубо, толанко, динлины, уйгуры, кыргызы и много других. По преданию, один из принцев тюкю превратился в лебедя и стал основателем рода Куулар. Какие из племен, населявших Туву, вели свой род от скифов? Этим вопросом никто не задавался? К тому же, если учесть, что царица из кургана была, по-видимому, привезена для скифского царя откуда-то издалека, то загадок становится еще больше.
Может, кого-то это и интересовало, но исследования не проводились. На совещании в музее тувинские генетики выразили уверенность в том, что они смогут изучить этот вопрос. Но им нужны приборы, оборудование. А для того, чтобы получить необходимое оборудование, что нужно? Правильно, деньги. Но вот будут ли они выделены, кем, по какому проекту - никто не сказал.
Кстати, вот с генами царей может выйти и «прокол». Если далекие потомки захотят определить генотип русских по останкам последних Романовых, то не окажутся ли они, русские, типичными немцами? Кто знает с принцессами каких родов, племен заключались династические браки скифских царей? Но захоронений скифского периода в Туве много, может быть, имеет смысл исследовать генетический материал погребенных в более скромных курганах?
Загадка захоронения
Что делать с останками царя и царицы? На первый взгляд, ответ прост – захоронить. Но как и где? Не на городском ведь кладбище! Тут вариантов было много. Очень интересное предложение внес шаман Кара-оол Допчун-оол. Он предложил учесть опыт разных государств и возвести мавзолей. (Конечно, не такой, как у Ленина). Как вариант – саркофаг. Место захоронения можно найти у Центра Азии, там, где как раз и будет установлена скульптурная группа «Царская охота».
Молодые ученые предложили вариант музеефикации. То есть, делается макет кургана, на том месте, где и был курган, там будут подземные камеры, которые могут посещать туристы, и в одной из камер как раз и можно разместить останки.
Интересно. Но как-то грустно выставлять останки предков для обозрения. Может быть, в камерах можно будет разместить макеты, манекены?
Писатель Александр Даржай подчеркнул необходимость захоронения останков по традициям предков, с соблюдением соответствующих ритуалов. А вот это уже сложнее. Если по скифским традициям, то мы их вряд ли хорошо знаем. С уверенностью можно сказать, что религией древних скифов было тенгрианство. Как считает религиовед Ульяна Бичелдей, классическое тенгрианство окончательно оформилось во времена древних тюрок, но отдельные его элементы, несомненно, были уже у скифов. Тем более, что многие ранние религии мира имели общие черты, в частности – поклонение Небу, Солнцу. Обряд освящения Неба современных тувинских шаманов – это, по сути, и есть тенгрианский обряд.
То есть, обряды шаманы смогут провести, как надо. А что делать с жертвоприношениями? У скифов они практиковались. Но сейчас это организовать решительно невозможно.
Вопрос о захоронении останков скифских царей глава республики Шолбан Кара-оол намерен обсудить с шаманами и ламами, профессиональными экспертами. И важно, чтобы в решении этой проблемы приняло участие и население Тувы.
То есть, выносить вопрос на референдум, наверное, не стоит, но каждый имеет право высказать свое мнение.
Итак, по итогам совещания было решено: выделить деньги на реконструкцию облика царя с царицей, произвести музеефикацию места находок Аржаан-2, в этом обещало помочь Русское географическое общество, предать земле останки предков.
И судьбу останков царской четы, несомненно, определит народ Тувы.