Еще не успев открыться для широкого зрителя, в зале буддизма уже прошло несколько знаменательных событий, которые стали радостными и торжественными моментами в жизни музея, его сотрудников и посетителей.
Зал буддизма открылся в музее еще в феврале этого года, но вскоре он был закрыт для обновления экспозиции в честь юбилея музея. Открытие в феврале было приурочено к празднованию Шагаа - Нового года по лунному календарю. Тогда все гости мероприятия, в том числе и Председатель Правительства РТ Ш.В. Кара-оол с родителями и детьми, пришли в национальной одежде праздновать новый лунный год в музее.
Обновленный зал буддизма был подготовлен к юбилейным мероприятиям музея, которые прошли в начале сентября этого года. До сегодняшнего дня выставку удалось посетить немногим. Конечно же, на выставке побывали представители Правительства Республики Тыва. С большим интересом зал осмотрели дети знаменитого Владимира Оскал-оола, Народного артиста СССР и основателя тувинского цирка. Безусловно, в зале буддизма провел несколько молебнов Камбы-Лама Республики Тыва Джампел Лодой, тувинские и приезжие ламы.
Помимо всего этого, Национальный музей Тувы уже успел прославиться во всем мире, благодаря ставшему уже легендарным событию - уникальной находке в фондах музея священных буддийских реликвий.
Предыстория такова. Уже с февраля этого года в музее работают на договорной основе два специалиста по тибетским текстам: Хертек Аганак и Шыырап Байыр-оол. Кроме упорядочения коллекции сутр (буддийские тексты) они также проводят идентификацию и реставрацию тибетской атрибутики из фондов музея.
1 октября 2009 г. во время реставрационных работ, которые возглавлял тибетский лама Туптен Шакья, в бронзовой статуэтке Будды Шакьямуни (в области ее головы) и были обнаружены тридцать шесть буддийских реликвий, редких и сенсационных, поразивших всех своей уникальностью, ценностью и святостью. Туптен Шакья прибыл в Туву в конце августа, и на протяжении полутора месяцев наряду с идентификацией буддийских атрибутов проводил обряд их «оживления».
Возраст одной из реликвий насчитывает 2500 лет, т.к. относится ко времени смерти Будды Шакьямуни (4-го Будды) и представляет собой пепел после сожжения его тела, проведенного после его смерти. Это удалось установить по надписи на бумаге, в которую они были завернуты. Среди реликвий есть фрагменты кости и волосы ламы Нароппа (XI в.), земля с места медитации и фрагменты одежды Цзонкапы (XIV в.) - основателя школы Северного буддизма (или желтошапочников).
Происхождение данной статуэтки пока еще неизвестно. Существует предположение, что статуэтка принадлежала одному из тувинских нойонов.
Считается, что эти реликвии, найденные именно сегодня и именно в Туве, имеют огромное значение для духовного мира нашей республики, и, возможно, ее будущего материального благосостояния и процветания. Эти реликвии, принадлежащие когда-то духовным наставникам и учителям буддизма, имеют великую святость и обладают огромной позитивной энергией. Считается, что если в пепле после сожжения тела такого наставника и учителя найдутся мощи, это свидетельствует об их высочайших духовных достижениях, мудрости, а также истинном служении учениям Будды. Реликвии такого рода являются символами святости и просветленности. Для буддистов созерцание данных реликвий способствует миру и гармонии на всей земле.
Удивителен тот факт, что незадолго до находки реликвий в Туве проходила выставка, проходившая в рамках проекта «Майтрея» (Будда грядущего), которая открыла миру редчайшее собрание буддийских реликвий. Может быть, эта выставка стала предпосылкой совершения священной находки или благословением ее? В буддизме все события связаны друг с другом, и просто так ничего не бывает, все имеет свою предпосылку и причину.
Сегодня в обновленном зале буддизма священные реликвии выставлены для всеобщего обозрения в самом центре экспозиции.
Кроме этого в новой экспозиции выставлены освященные сутры. Это тибетские буддийские каноны - учения Будды. Они состоят из двух частей: Кангьюр, известный в Туве как Канчыыр, и Тенгьюр, известный в Туве как Данчыыр.
Канчыыр - это переводы сказанного Буддой Шакьямуни. Он состоит из разделов: Винная, Праджняпарамита, Аватамсака, Ратнакута, Разные Сутры (75% махаянские, 25% хинаянские), Тантра и библиографический указатель.
Данчыыр представляет собой переводы пояснений (комментариев) к сказанному Буддой Шакьямуни. Он состоит из следующих разделов: Собрание восхвалений, комментарии Тантры, комментарии сутр, комментарии Праджняпарамиты, трактаты Мадхьямаки, трактаты Йогачары, Абхидхарма, комментарии Винаи, Прамана, Джатаки, медицина, лингвистика, технологии (ремесла), разные тексты и библиографический указатель.
Существуют разные издания тибетского канона и они, главным образом, отличаются количеством томов. В настоящий момент существует примерно 12 изданий, таких как: Нартанг Канчыыр, Лхаса Канчыыр, Дерге Канчыыр, Чоне Канчыыр, Пекин Канчыыр, Урга Канчыыр и др. Канчыыр выступает в двух качествах: как источник Учения Будды и как предмет культа. В каждом монастыре и храме, где распространена тибетская форма буддизма, глубоко почитают и изучают оба раздела канона. Самой распространенной формой считается Канчыыр в 108 томах. Данчыыр содержит комментарии к Канчыыру и насчитывает в одной из версий 225 томов, поэтому Канчыыр и Данчыыр вместе составляют 333 томов.
После распространения тибетского буддизма в Туве каждый монастырь имел полный свод буддийского канона. В настоящее время в Национальном музее хранятся отдельные части Канчыыра и Данчыыра и огромное количество текстов Сутры и Тантры.
Помимо этого, в зале буддизма выставлена так называемая «Алмазная» (или «Бриллиантовая») сутра, написанная золотой краской на черной бумаге. Ее тувинское название Доржу-Чотпа, это один из самых почитаемых буддийский атрибутов в Туве. «Алмазная» сутра относится к кратким «дочерним» сутрам. В Туве она имеется только в трех экземплярах, один из которых хранится в Национальном музее, остальные два - у частных лиц. Это поистине уникальный и редкий предмет истории буддизма.
Кроме этого в зале представлены танки - буддийские иконы с изображением многообразия буддийского пантеона. В большинстве своем они нарисованы минеральными красками по ткани, встречаются и выполненные аппликацией из ткани.
Оформители выставки старались сделать экспозицию таким образом, чтобы демонстрируемый материал был понятен широкому кругу посетителей, а не только узким специалистам и священнослужителям. Например, в зале показаны три статуэтки, которые символизируют наиболее почитаемых тувинцами богов. Они означают три направления учения Будды, которые проповедуют тувинцы. Это учение святого Чже Цонкапы (Цзонхава), который жил в XIV веке и являлся реформатором буддизма в Тибете и основателем школы «Гелуг», здесь же представлен его главный труд «Ламрим Ченмо». Затем учение Будды Шакьямуни - четвертого Будды, а также Майтрейи - Будды грядущего, в честь которого проводится религиозное служение «Цам».
В зале представлены все атрибуты цамской мистерии: маски и костюмы, а также музыкальные инструменты. Считается, что звук в буддизме играет очень существенную роль, так как он усиливает действие молитвы.
Сейчас для каждого верующего человека есть редкостная возможность прикоснуться к истории, посетив музей и посмотрев данные реликвии своими глазами. По традициям буддизма они несут в себе светлую связь с духовными традициями и обычаями.
Для каждого верующего человека выставка представляет собой уникальное явление, которое позволяет не только стать причастным к истории буддизма и его священным реликвиям, но также дает возможность молиться и медитировать в зале, который был освящен ламами.
Шончалай Ондар, зав. отделом истории,
Мария Монгуш, и.о. гл. специалиста информ.-аналит. отдела.